Логотип

Фарфор Meissen во времена Марколини

После окончания Семилетней войны в 1763 году Саксония перестала играть значительную политическую роль. Под влиянием Фридриха Кристиана (Frederick Christian, 1722-1763, правитель Саксонии с 5 октября по 17 декабря 1763 г.) и буржуазных политиков идеи Просвещения начали играть все возраставшую роль в политике правительства.

Абсолютизм и Просвещение благоприятствовали экономическому развитию среднего класса и распространению либеральных идей, и этот период истории Саксонии можно считать периодом, подготовившим эру буржуазии.

Сложная экономическая ситуация в Саксонии нашла отражение в катастрофическом состоянии фарфоровой мануфактуры в Meissen. Низкая зарплата приводила к низкой мотивации рабочих, вражескими войсками были уничтожены печи и оборудование, отсутствие новых идей… Дизайны того времени находились под существенным влиянием Севрской государственной мануфактуры Франции и английского Веджвуда. Создатели фарфора Meissen принялись имитировать их стиль.

После основания Академии изящных искусств в Дрездене в 1764 году еще одна академия была основана при мануфактуре Meissen с целью прекращения упадка в качестве росписи и создания скульптур. Главой этой академии был назначен придворный художник Вильгельм Эрнст Дитрих (Wilhelm Ernst Dietrich, 1712 – 1774). Он возглавлял академию с 1765 по 1770 год, и именно в этот период удалось поправить дела и преодолеть упадок, начавшийся после окончания Семилетней войны.  С ним пришел академический период в росписи и скульптуре. Художников отправляли в европейские центры для изучения современных тенденций во вкусе и моде, и в 1764 году Мануфактуре удалось нанять на работу французского скульптора Мишеля Виктора Асье (Michel Victor Acier, 1736 – 1799) в качестве главного скульптора и которому было предложено работать в том же статусе, что и Иоганн Иоахим Кендлер. Его наиболее известными помощниками были скульпторы Иоганн Карл Шенгейт (Johann Carl Schonheit, 1730 – 1805) и Христиан Готфрид Юхцер (Christian Gottfried Juchtzer, 1752 – 1812), а также художник Иоганн Георг Лехнинг (Johann George Loehning, 1743 – 1806). Иоганн Элизар Цейссиг, известный под именем Шенау (Johann Eleazar Zeissig, Schenau, 1737 – 1806) создал проекты множества сосудов и фигур.

Изменения в стиле подтверждают преимущественно  красочно декорированная мелкая пластика и тематика, зачастую подсказанная моральными доктринами общества, в котором ведущую роль играет средний класс. Чуть позднее под влиянием идей Иоганна Иоахима Винкельманна (Johann Joachim Winckelmann, 1717 – 1768) началось изготовление скульптур из бисквитного фарфора, уменьшенные копии классической скульптуры и фигур в стиле неоклассицизм. На дизайн посуды также значительное влияние оказали эстетические идеалы классицизма, и формы сосудов отличались простотой, прямыми стенками и зачастую угловатыми очертаниями. Декорирование было спокойным и сдержанным. В угоду спросу поднимавшегося среднего класса создавались сувенирные и подарочные чашки.

Граф Камилло Марколини (Count Camillo Marcolini, 1739 – 1814), будучи пажом, заслужил доверие и дружбу молодого Курфюрста Фридриха Августа III уже к 1763 году, и в 1774 году был назначен директором Майсенской фарфоровой мануфактуры, в 1780 году – директором академии художеств и директором художественной коллекции Курфюрста. Таким образом, с 1775 по 1814 год на мейсенский фарфор ставилась марка из скрещенных мечей и звезды, так называемая марка Марколини.

Отдельные предметы украшались росписью сцен из «Страданий юного Вертера» Гете, изображениями греческих богов. Карл Христиан Иосиф (Karl Christian Joseph, 1733 – 1796), герцог Курляндский с 1758 по 1763  и сын Короля Августа III, по всей вероятности, получил сервиз с золотым стержнем и зеленой лентой для обстановки Курляндского дворца в Дрездене, подаренного ему в 1774 году. Сервиз на 50 персон включал в себя тарелки, сосуды, супники с крышками, сосуды для льда цилиндрической формы и ложки. На всех предметах изображенная вьющаяся зеленая лента, стенки сосудов и внутренняя поверхность тарелок декорирована небольшими букетиками цветов.

Предметы сервиза с золотым стержнем и зеленой лентой для герцога Курляндского. Фарфор Meissen, 1774 г.

Придворный сервиз «с синей лентой» (или «с синей отводкой»)  Курфюрста Фридриха Августа III (ок. 1777 г.) был последним сервизов, созданным Meissen для двора Саксонии. Орнамент из ионик и вьющейся ленты – элементы декорирования курляндского сервиза, однако схема красок и росписи совершенно другая. Яркая синяя отводка украшает края изделий, контрастируя с вьющейся лентой красного цвета. В росписи использованы никогда ранее не использовавшиеся яркие цвета, а цветы, фрукты и насекомые местной флоры и фауны изображены весьма реалистично. Этот сервиз создан по правилам новых эстетических идеалов классицизма, что продемонстрировано в цилиндрических формах чашек и кувшинов с угловатыми ручками, в прямых кромках тарелок и в сферической или овальной форме сосудов.

Предметы из дворцового сервиза "с синей лентой" ("с синей отводкой") Курфюрста Фридриха Августа III. Фарфор Meissen, около 1777 г.

Наряду с этими роскошными парадными сервизами Майсенской мануфактурой в тот период создавалась ординарная посуда с ленточной росписью.  Лента в декоре накручена на стержень при помощи светотеневой моделировки, геометрической четкости рисунка с использованием прямых углов, зигзага при отсутствии закруглений и плавных линий.  Роспись с изображением цветной ленты, туго обвивающей спиралью золоченый стержень – это типично майсенская роспись фарфора. Этот декор использовался в русском фарфоре Гарднера в основном во второй половине 1780-х – 1790-х гг.

Вплоть до XIX века мануфактура испытывала серьезные проблемы, ей приходилось бороться с проблемой нехватки ресурсов. Положение исправилось благодаря техническому усовершенствованию и экспорту в Англию и Америку, в которых стиль рококо пользовался большим спросом.

Со времен барокко использовались вазы-попурри (от франц. pot-pourri, смесь из цветов и благовонных трав) – украшенные сосуды, которые наполняли смесью пахучих лепестков и трав для создания приятного аромата.

Около 1775 года в результате академического влияния на живопись и скульптуру с его требованием совершенства в процессе создания модели, росписи и создания эскиза, лица создававшихся фигурок не отличались одно от другого. Подробно изображенный материал платьев создавался на основании узоров настоящей одежды. Зачастую темой ярко раскрашенных статуэток становилась жизнь буржуазии, передавалась тема межчеловеческих отношений («блаженствующие родители», «хороший отец») – это была реакция на иногда легкомысленную тематику скульптур в стиле рококо.

Между 1775 и 1778 годами Асье создал серию “Devisenkinder” – фигурки купидонов с французскими афоризмами по рисункам Иоганна Элизара Цейссига. Это одни из наиболее популярных фигурок, созданных Асье. В этих фигурках на ротондах еще слышится влияние рококо, но уже присутствуют веяния новой эры эмоциональности. Наиболее известный и успешный художник в области создания скульптуры из бисквитного фарфора по образцам классической скульптуры Христиан Готфрид Юхцер (Christian GottfriedJuchtzer) создал множество репродукций классических работ, характерных для периода Марколини. Бисквитный фарфор с присущей ему матовой поверхностью напоминает мрамор, и использовался практически только для создания репродукций классической скульптуры и других мифологических сцен.

Благодаря переговорам Графа Марколини в 1775 году фарфоровой мануфактуре Meissen удалось получить заказ на производство государственного подарка для Курфюрста Фридриха Августа. Таким образом при помощи искусства намеревались отдать дань уважения его благодеяниям в политике и особенностям правления. Мишель Виктор Асье, обучавшийся в Париже, в 1768 году поступил на службу на Meissen и возглавил направление дизайна скульптур после кончины Иоганна Иоахима Кендлера в 1775 году. Асьеполучил заказ на создание скульптурного проекта группы центрального украшения из фарфоровых фигур на пьедестале. Изысканные предметы из саксонских драгоценных камней работы придворного ювелира Иоганна Христиана Небера (Johann Christian Neuber, 1736 – 1808) были в моде во второй половине XVIII столетия. Поэтому именноНеберу было поручено создание пьедестала для скульптурной группы из фарфора. 23 декабря 1776 года выполненный заказ был преподнесен курфюрсту на его 26-летие. Изначально длина композиции составляла или должна была составлять 7 метров. По краям размещались храмы Победы и Почета, до наших дней дошли лишь их фрагменты. Мосты с зеркальным стеклом и группы фигур соединяли храмы с большой скульптурной группой на трехступенчатом пьедестале. На вершине пьедестала фигура самого короля в римских одеждах в сопровождении Милосердия и Предусмотрительности. Перед ним – коленопреклоненная Саксония. За ним, защищая, стоит Минерва, богиня мудрости и войны. Четыре главные добродетели мудрого правителя – доброта, справедливость, милосердие и хладнокровие, - окружили центральную группу гирляндой роз. Искусства в виде Муз расположились на нижней трети пьедестала. Их развитие приписывается действиям благожелательного короля. Высокое качество этой скульптурной группы приравнивается высокому качеству скульптур раннего французского классицизма, например работы Этьена Мориса Фальконе (Etienne-Maurice Falconets, 1716-1791).

Источник информации:

В начало раздела "Керамика">>>