Логотип

Золотом по белому

В свой 300-летний юбилей Мейсенская мануфактура перевыпускает свои самые ценные вещи.

Мейсенская мануфактура — это как монастырь со своим уставом, что-то из другой эпохи, и то, что здесь происходит, надо не столько понимать, сколько чувствовать«, — гендиректор компании Кристиан Курцке хоть и отдает дань традициям, но явно стремится обновить имидж бренда. Мейсенский фарфор ассоциируется у многих с сервизами, которые дарят по важным поводам. В новой рекламе мануфактуры фигурирует молодая пара, проводящая время в постели за чашкой кофе, в столовой за завтраком или ужином и даже за суши. Фарфоровая посуда — белая, сдержанного дизайна, без фирменных завитушек и позолоты.

В фирменном магазине фабрики в Мейсене, целиком принадлежащей государству, совсем другая картина: посуда и предметы декора всех направлений и стилей за все 300 лет работы мейсенских мастеров. Современные белые чашки и блюдца меркнут на фоне беспокойных барочных росписей и форм, щедрой позолоты, безупречно тонко прорисованных деталей и аллегорических сюжетов росписей — до сих пор четверть продукции «Мейсена» составляют вещи в барочном стиле. За них деньгами голосуют покупатели, ведь мануфактура всегда работала по заказам: раньше они поступали от курфюрстов, королей и императоров, сейчас — от филиалов, которых только в Германии тридцать (в России официальным представителем «Мейсена» является Дом фарфора).

 

Обезьяний оркестр (21 фигурка) был создан в 1753 г. Иоганном Иоахимом Кендлером. Для перевыпуска коллектив дополнен 22-м музыкантом- фигурку воссоздали по гравюрам. Тираж-30 комплектов.

К юбилею выпущена специальная коллекция, переиздание самых ярких и ценных вещей. Было из чего выбирать: в архивах хранится около 800 тысяч гипсовых форм, переживших, как напоминает Кристиан Курцке, «одиннадцать войн, шесть различных политических систем и двадцать пять гендиректоров». У юбилейных реплик лимитированный тираж (от 10 до 100 экземпляров) и соответствующая цена. Гендиректор рассказывает, что китайские галеристы готовы покупать предметы оптом, но даже при всем своем желании предприятие может удовлетворить далеко не все их заказы. Так, например, чисто технологически невозможно выпустить более десяти реплик роскошных настольных часов в барочном стиле 1729 года (цена — 100 тысяч евро). На «Мейсене» до сих пор используется исключительно ручной труд.

Ваза с крышкой и ящерицей была сделана для Японского дворца в Дрездене в 1722 г. Тираж перевыпуска-100 штук.

Ваза «Райские птицы» не круглая, а квадратная. Такой её придумал в 1937 г. Пауль Шойрих. Тираж перевыпуска-50 штук.

Супница «Дельфин»,оригинал-1770 г.,работа Иоганна Иоахима Кендлера. Тираж перевыпуска-25 штук.

К маю закончится реставрация готического замка, возвышающегося над городом: здесь первые 150 лет своего существования располагалась мануфактура, а пока стоит посетить выставку «Вместе со всем миром». Экспозицию открывает гигантская настольная композиция «Дворец чести», изготовленная в 1749 году для саксонского курфюрста Фридриха Августа II. «Дворец», украшенный многочисленными аллегорическими фигурами, устанавливался на десертном столе — чаепитие сопровождалось беседами об изображенных добродетелях.

 

«Лев и львица»:фигурки были впервые созданы в конце 1920-х годов скульптором Максом Эссером. Тираж перевыпуска-25 штук.

 

 

 «Лебединый сервиз» был заказан графом Брюлем в 1741 г., а закончен (больше 2000 предметов) спустя два года. Перевыпущены отдельные части сервиза. Тираж этой тарелки под супницу-50 экземпляров.

Дальше вереница залов, своего рода национальных павильонов, но только вся продукция в них — мейсенский фарфор. Вот Китай с его драконами, ставшими одним из самых востребованных орнаментов. Вот Япония с традиционными бутылочками для саке и вполне авангардной абстрактной росписью 1920-1930-х годов. Вот Италия: фигурки комедии дель арте, да и вся традиция изображения на посуде пейзажей и цветочных композиций. Франция — это огромные подарочные вазы, аллегории природных стихий, выполненные для Людовика XV. Оттуда же и совершенно новый сюжет в декоре — изображение собачек, фавориток маркизы де Помпадур: их мейсенские мастера лепили по присланным живописным портретам. Для нее же был сделан и знаменитый «обезьяний оркестр».

Целый раздел посвящен России: в витринах выставлен так называемый большой российский заказ, поступивший от Екатерины II. Это около тысячи предметов посуды и декора, прославляющих ее и как покровительницу искусств, и как военачальницу, победившую турок. Один из самых трогательных экспонатов выставки — фарфоровая фигурка собачки Лизетты, любимицы императрицы. Екатерина заказала ее незадолго до смерти собаки, поэтому она изображена болезненной, грустно распластавшейся на полу. Другим видам животных посвящена отдельная экспозиция «Зоопарк Мейсена», куда стоит заглянуть с детьми: фигурки зверей и птиц расположены в специальных вольерах, соответствующих разному времени суток, а также разной географической широте.

Сегодня технологические поиски «Мейсена» связаны с новыми красками (фабрика располагает более чем 10 тысячами рецептур), а также производством фарфоровой плитки. Судя по представленным эскизам (среди которых особенно впечатляет плитка, покрытая золотом), новая продукция «Мейсена» также найдет своих покупателей в разных концах света, и наверняка раньше, чем через 300 лет, мы увидим архитектурную выставку с участием легендарного саксонского фарфора.

Не повреди

Будет не лишним знать правила обращения с фарфором, так как в «Мейсене» не берутся восстанавливать расколотые тарелки, поврежденную эмаль или отломленные ручки чашек: либо это невозможно, либо затраты просто-напросто не окупают себя. Что касается реставрации более сложных и дорогих вещей, то необходимо отдельно консультироваться по каждому случаю.

На холодные тарелки нельзя класть горячие блюда, и наоборот: это может привести к растрескиванию эмали. Чайники и кофейники перед использованием тоже необходимо слегка нагреть.

При хранении нельзя ставить чашку в чашку: так может отломиться ручка. Лучше чашки выкладывать на стопке блюдец на бок по кругу.

При хранении тарелок лучше их проложить тканью или бумажными салфетками, так как шершавое дно тарелки может повредить эмаль.

При мытье фарфора нельзя использовать абразивные чистящие средства. Фигурки моют вспененным моющим средством с помощью мягкой кисточки. Расписной фарфор нельзя мыть в посудомоечной машине.

По материалам http://friday.vedomosti.ru  

В начало раздела "Керамика">>>