Логотип

Производство бисера и стекляруса в России XVIII-XIX веков

Основная масса бисера и стекляруса, которыми отделывали предметы быта и культа и из которых изготавливали настенные панно, украшения и детали костюма в XVIII и XIX вв., привозилась в Россию из стран Западной Европы. Наиболее значительными центрами поставки этих материалов были Италия, Чехия, Германия и Франция. Тем не менее, начиная с XVIII века, на стеклянных заводах России существовало и собственное производство бисера и стекляруса.

Икона Богоматери четырехчастная. Конец XVIII века.

 

Первые попытки организации бисерного производства в России относятся к XVII веку, когда в Италию, а затем и в Голландию, был отправлен Иван Гебдон, чтобы нанять на царскую службу «добрых искусных людей», в том числе «мастеров стеклянишного дела». Поиски мастеров увенчались успехом, и в 1668 1669 гг. в подмосковном селе Измайлове началось строительство стекольного завода, на котором, если судить, например, по описи 1687 года, производили в том числе и бисер.

Известно, что в 1724 году советник Коммерц-коллегии Андрей Кассинен имел проекты по организации в России собственного бисерного производства. Он предложил отправить в Италию для обучения молодых людей, а также пригласить итальянских мастеров «для заведения в России шелковых и парчовых мануфактур и бисерного производства». Кассинен предлагал пригласить для организации бисерного производства венецианских мастеров, мотивируя это тем, что: «наипаче Венецкие зеркалы, велиною и добротою черезвычайныя, и маргарит то есть круглые всяких разных колеров стеклянные бисеры, кроме Венеции, нигде не делаются, без которых Англии и Голландии пробыть невозможно для имеющего торгу в Ост и Вест Индию и в Африку; и хотя такая фабрика с великим смотрением присяжными мастерами содержится, однако не без надежды из оной мастера пристойным образом достать».

Следующей по времени попыткой организации собственного производства бисера и стекляруса связано с деятельностью М. В. Ломоносова. Его исследования в области теории цвета и многочисленные опыты по получению цветных стекол послужили основой для строительства фабрики по изготовлению смальт, бус и других стеклянных поделок.

Доказывая необходимость создания в России собственного завода по выпуску бисера и стекляруса, М. В. Ломоносов в своих докладах приводил статистические данные о ввозе в Россию этих материалов, который к середине XVIII столетия значительно увеличился. Через санкт-петербургский порт в 1748 году было привезено 472 пуда бисера и более 2 пудов стекляруса, а в 1752 году – 2124 пуда бисера и 28 пудов стекляруса. Указывая, что бисер и стеклярус «еще поныне в России не делают, но привозят из-за моря великое количество ценою на многие тысячи», Ломоносов просил у правительства разрешения на постройку фабрики «для делания изобретенных им разноцветных стекол и из них бисеру, пронизок, стеклярусу и всяких других галантерейных вещей и уборов». В соответствии с этим прошением в 1753 году началось строительство Усть-Рудицкой фабрики под Петербургом, а уже в 1755 году фабрика выпустила свою первую продукцию: «бисеру около 1 пуда, затем что еще ученики не привыкли скоро делать, стеклярусу 20 фунтов».

Кошельки. Первая треть XIX века.

 

На Усть-Рудицком заводе в большой, малой и трех финифтяных печах варилась стекольная масса, из которой вытягивали трубочки разного диаметра. При помощи специального приспособления трубочки разламывались на куски – так получался стеклярус.

Для изготовления бисера требовалась дальнейшая доработка полученных мелких бусин: их перемешивали с углем, каолином или их смесью, ссыпали в металлические сосуды и помещали в специально сконструированную Ломоносовым «бисерную печь», оставаясь в которой под воздействием высоких температур бисер оплавлялся.

В первые годы работы фабрики там отсутствовали машины и механизмы, позволяющие получить хорошо обработанные бусины. В течение 5 лет Ломоносов лично занимался изобретением и усовершенствованием техники и технологии бисерного производства, и в 1760 году смог доложить Мануфактур-конторе о «сыскании надежного способа делать бисер, чтобы он был ровен, чист и окатист».

В описании обивки стен, созданных по царскому заказу работавшим в 1760-х годах в России Иоганном Форшем, сказано, что это были «обои из белого атласа с кубами и цветами». В бордюре обоев использовались стеклярус и синель разных цветов – для этих обоев Форш покупал стеклярус алого, голубого и пальмового цветов из запасов, имевшихся на фабрике в Усть-Рудице у вдовы М. В. Ломоносова.

Однако, не смотря на развитие производства, полностью удовлетворить потребности внутреннего российского рынка в бисере и стеклярусе Усть-Рудицкая фабрика не могла: параллельно на фабрике осуществлялись выплавка смальт и выполнение мозаичных панно для Петропавловского собора, что отнимало основную массу средств и квалифицированных кадров. Выплавка бисера осуществлялась вплоть до закрытия фабрики, например, в 1765 году на фабрике производились закупки белого, зеленого, пальмового и голубого стекляруса для ораниенбаумских интерьеров. В 1766 году, после смерти Ломоносова, фабрика вообще прекратила свою деятельность, и больше фабричным производством бисера и стекляруса в России не занимались.

Настенное украшение. 1830-40-е гг.

 

Фабричного производства бисера в России в XIX веке не было, однако, его вырабатывали в некоторых ремесленных центрах. В 1857 году бисер плавили в 8 селениях Московской губернии около города Дмитрова и сбывали «азиатским» купцам на Нижегородской ярмарке; выделкой бус занимались в поселках Верхутихе и Кузнечихе Владимирской губернии и в селе Красном Костромской губернии. Только к концу XIX века бисерный промысел в России начинает перерастать в промышленное производство.

За все годы работы Усть-Рудицкой фабрики, с 1755 по 1766 гг., там было выпущено более 100 пудов бисера и несколько сотен пудов стекляруса, в то время как ежегодно импортного бисера и стекляруса в Россию ввозили тысячи пудов. Основная часть бисера и стекляруса в XIX веке также ввозилась в Россию из Италии, Чехии, Германии и Франции. Обширный и достаточно легкий импорт бус не способствовал развитию отечественного бисерного производства. Незначительные пошлины на бисер и стеклярус не могли служить достаточным ограничительным фактором для ввоза иностранной продукции. В городском быту, где для изготовления различных изделий требовался бисер высокого качества, мелкий, ровной формы, и богатая цветовая палитра, использовался бисер иностранного производства. В обиходе крестьян кроме привозных использовались и материалы местной выработки.

Бисерные изделия являлись работой не только обитателей поместий и крепостных мастериц. Социальный состав лиц, изготавливавших изделия из бисера и стекляруса, довольно разнообразен. Невысокие цены на бисер делали его доступным в равной степени мастерицам из низших и высших слоев: горожанкам среднего достатка, зажиточным крестьянкам и проч. Известно, что на ярмарке 1837 года за пуд бисера платили 32 рубля, т. е. 100 граммов бисера стоили 20 копеек. Для изготовления кошелька требовалось бисера на 2-3 копейки, для сумочки – на 14-18 копеек.

При столь масштабном ввозе бисера и стекляруса в Россию процент ввозимых готовых изделий из него был ничтожно мал: в 100 500 раз меньше в различные годы. Таким образом, большинство дошедших до нас бисерных и стеклярусных вещей имеют русское происхождение, но изготовлены они из иностранных материалов.

По материалам статей и книги Е.Ю.Моисеенко и В.А.Фалеевой "Бисер и стеклярус в России XVIII – начала XX века". (Л., 1990.)

В начало раздела "Керамика">>>