Логотип



Советский фарфор 1940 - 1980 гг.

Художественный фарфор периода СССР уже стал историей...ушла эта эпоха, вместе с ней уходит и ее культура, но интерес к этому периоду нашей истории будет со временем возрастать и доказательством тому, что этот интерес уже проявляется - рост цен на малую фарфоровую пластику этого периода за последние несколько лет.

В этой статье сделана попытка представить многое из того, что производилось в годы Советской власти на основных фарфоровых  заводах Советского Союза.  Конечно, не возможно сразу в одной статье представить все, что было  произведено, тем более ранние, редкие и авторские работы. В этой статье сделана подборка наиболее массовой продукции, так называемой продукции широкого потребления, но от этого никакой художественной ценности она не теряет.

Введение

Советский фарфор 1940 - 1980 ггСоветский фарфор 1920 - 1930 годов уникален и редок, он хорошо освещен в различных современных печатных изданиях.  А вот Советский фарфор с конца 1930-х годов и до 1980-х годов не так хорошо освещен в специальной литературе для любителей и коллекционеров, хотя стал производится массовым производством. Вот почему мы решили рассказать именно об этом периоде формирования Советского фарфора, который на наш взгляд является не менее важным и интересным в истории Советского фарфора, чем период 1920 -1930 годов.

Как отличать фигурки разных периодов и разных заводов?

Узнать, какая продукция произведена и в какой из периодов помогает маркировка на дне изделия. Некоторые похожие, а под час одинаковые фигурки производились на разных заводах - и здесь тоже поможет маркировка завода для определения места производства и времени.

Однако , многочисленные беды многих изделий, что в Советское время маркировкам не придавалось важного значения и поэтому зачастую они делались для внутреннего рынка не качественно и быстро стирались. Как же тогда определить возраст и место производства такой фигурки? Для этого есть несколько способов: 
1. Фарфоровая масса. Если у Вас уже есть какие-то фигурки определенных заводов и Вы можете определить время их производства с помощью маркировки, то сравните качество фарфоровой массы с другими фигурками. К примеру, фарфор Ломоносовского завода 1940-х годов обычно был не очень хорошего качества - сероватый и с черными точками в тесте.
2. Стиль изделия и раскраска. Продукцию каждого завода в принципе можно отличить по присущему только им стилю изготовляемой продукции. К примеру, как продукцию Ленинградского опытного завода или продукцию Украинских заводов.
3. Качество раскраски. Если какая-то фигурка производилась многие годы или десятки лет, то обычно качество раскраски упрощалось и ухудшалось в процессе многолетнего производства.

Ценность фигурок для коллекционирования

Многие коллекционеры собирают художественный фарфор по разным причинам, но что определяет ценность фигурок разного времени? Во-первых, время производства, обычно, чем ранее изделие было произведено, тем оно более ценно. Во-вторых, по каким-то внутренним производственным или политическим причинам какие-то фигурки были сделаны в больших количествах, а другие в небольших. Конечно, более ценны наиболее редкие изделия, но и не только,  так как, В-третьих, существуют еще и предпочтения коллекционеров, когда какие-то достаточно редкие изделия не встречают большого интереса, а самые массовые изделия до сих пор пользуются неизменным успехом. 

Главная цель - показать историю Советского фарфора в самой широте его охвата. Пока новый художественный фарфор, который отражал бы современные реалии и не появился в том объеме, чтобы об этом можно было говорить как о новом явлении. Фарфоровые заводы обычно просто повторяют то, что было создано в художественных мастерских 20,30 и даже 50 лет назад. В какую сторону пойдет развитие нового Российского художественного фарфора, когда уже давно нет никакой руководящей роли, кроме роли хозяйской, но эта роль пока никак себя еще не проявила и пока наблюдается достаточно длительный застой в этой отрасли. Но будем надеяться, что когда-нибудь появятся, достойные работы и коллекционеры будут собирать и новые работы современных мастеров.