Логотип

Русское художественное стекло второй половины XVIII века

Графин. 1790-е гг. Императорский стекольный завод.

 

Во второй половине XVIII века производство в России художественного стекла продолжает развиваться. Функционируют старые и возникают новые стекольные заводы, как казенные, так и частные. Русские стекольные заводы второй половины XVIII века в своем производстве ни по качеству, ни по количеству изделий не уступают европейским.

Изделия из бесцветного гравированного стекла, поверхность которых украшалась вензелями, модные при Елизавете Петровне, при ЕкатеринеII выходят из моды: кубков с вензелем Екатерины сохранилось гораздо меньше.

Кубки 1770-х – 1780-х гг. отличаются от кубков середины века – сказывается влияние классицизма, ставшего ведущим стилем в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве во время правления Екатерины II. Формы становятся проще, стойки ножек строятся из меньшего числа деталей (яблок и балясин), а приподнятая часть крышек увенчивается не несколькими, а одним яблоком. Поверхность сосудов этих лет часто оставалась свободной от орнамента. В 1780-х гг. кубки традиционной формы совсем выходят из употребления.

Компотница. Молочное стекло с росписью. Конец XVIII века. Императорский стекольный завод.

 

Помимо кубков на Императорском заводе и на заводе Потемкина в последней трети XVIII века изготовляли разную посуду: графины, кружки, стаканы, рюмки, бокалы. Вся эта посуда расписывалась золотом, изредка, в сочетании с серебром. Гравировка совсем вышла из употребления, гранение сохранилось, но использовалось реже и умереннее.

Изготовлялись очень нарядные высокие узкие бокалы с коническим пойлом, постепенно переходившим в стойку ножки; сверху такие бокалы закрывались крышкой с шишечками. Они украшались монограммами заказчиков, очень редко – императорскими вензелями в картушах, а в основном это были гирлянды цветов, ленты с бантами, ряды горошин, листья аканта, геометрические фигуры, расположенные поясами, т.е. орнаментальные мотивы, характерные для классицизма. На изделиях Императорского стекольного завода эти мотивы близки к аналогичным мотивам на фарфоре Императорского фарфорового завода.

В последней четверти XVIII века изготовлялись стаканы, расширяющиеся к устью; к 1800 году стаканы делали с прямыми стенками. Рюмки, имевшие коническое пойло, приобрели к концу столетия округлое очертание. Из цветного стекла изготовлялись квасники. Большое внимание во второй половине XVIII века уделялось изготовлению осветительных приборов, украшенных стеклянными подвесками.

Графин для четырех вин. Конец XVIII века. Императорский стекольный завод.

 

Кроме бесцветного расписанного золотом стекла в XVIII веке в России производили цветное стекло, производство которого было налажено еще на Петербургском казенном заводе при участии М.В. Ломоносова. Стекло, изобретенное Ломоносовым, было цветным непрозрачным, а в 1770-е – 1780-е гг. производят уже прозрачное цветное стекло, которое является гордостью русского художественного стеклоделия конца XVIIIвека, так как в Европе в это время художественная посуда таких разнообразных оттенков и цветов не изготовлялась.

Особо красивым было изумрудно-зеленое стекло, по красоте и глубине тона не имевшем соперников даже в стекле середины XIX века, когда цветное стекло вошло в моду и распространилось по всей Европе.

Русское цветное стекло второй половины XVIII века было целиком окрашено – этим оно существенно отличалось от цветного русского художественного стекла XIX века, которое лишь сверху покрывалось тонким слоем окрашенного стекла. Изделия из цветного стекла редко оставались гладкими и ничем не украшенными. Такое стекло расписывали золотом и серебром, а орнаменты использовались те же классицистические, что и при декоре бесцветного стекла. В последние годы XVIII века особое распространение получило молочно-белое и голубое стекло.

В начало раздела "Керамика">>>