Логотип

Русское художественное стекло XIX – начала XX века: от ампира до модерна

Бокал с портретом Александра I. 1810-е. Императорский стекольный завод.

На рубеже XVIII – XIX вв. в технике и стиле русского художественного стекла происходят существенные изменения. Цветное и бесцветное расписное стекло, занимавшие господствующее положение в художественном стеклоделии второй половины XVIII века уступает место граненому бесцветному свинцовому хрусталю. Этот материал был известен и в XVIII веке, его использовали в русском стеклоделии для изготовления подвесок к осветительным приборам; но широкое распространение и в Европе, и в России хрусталь получил только в начале XIXвека, когда был изобретен новый способ разделки – алмазная грань. Этот способ позволял выявить драгоценные свойства свинцового хрусталя, его блеск и радужную игру. Переход в России от цветного и окрашенного стекла к бесцветному хрусталю не был полным, в отличие от Европы, где и в XVIII веке цветное стекло не пользовалось особой популярностью. В России от окрашенного стекла не отказались, к нему пробовали применять алмазную грань, а потом стали изготовлять изделия из граненого, во всю толщу окрашенного хрусталя в сочетании с бесцветным.

Для русского декоративно-прикладного искусства первой четверти XIX века характерны изделия в стиле ампир. К этому стилю как нельзя более кстати подходили предметы, изготовленные из бесцветного хрусталя и декорированные алмазной гранью, с толстыми стенками и монументальными формами.

В России XIX – начала XX вв. постоянно происходят изменения ситуации со стекольным производствами. Русские стекольные заводы XIX – начала XX вв. то распадаются, не в силах конкурировать с европейскими, то возникают вновь, налаживая свое производство вопреки разным общественно-политическим изменениям.

В первой трети XIX века ведущее место в русском художественном стеклоделии занимает продукция Императорского стеклянного завода, хотя в активную конкуренцию с ней вступают изделия частных заводов. Вне конкуренции были крупные декоративные изделия, которые часто выполнялись по рисункам русских архитекторов первой трети XIX века, которые, стремясь создавать в пределах одного зала единый стиль, проектировали не только убранство стен, пола и потолка, но и мебель, осветительные приборы, предметы из стекла и проч. Более простая продукция Императорского стеклянного завода часто похожа на продукцию частных заводов, так как все они, за исключением Бахметьевского, подражали Императорскому заводу.

Ваза хрустальная с алым нацветом и алмазной гранью. Петербург. Ок. 1830 года.

В русском художественном стеклоделии XIX века впервые встречается стеклянная скульптура. Например, в большом хрустальном сервизе 1823 года настольные украшения в виде составленных из нескольких частей чаш для фруктов на фигурных подставках, украшенных грифонами и гермами, вырезанными из кусков бесцветного хрусталя.

К концу 1820-х гг. производство цветного стекла вновь завоевало господствующее положение – об этом говорит описание первой выставки мануфактурных изделий в 1828-1829 гг. в Петербурге: «Цветные хрустальные вещи, которые вышли было из употребления, а ныне опять в большой моде, казалось, как будто изукрашены сапфирами, рубинами, топазами, изумрудами и другими драгоценными камнями чистейшей воды и блеску».

В это время активно изготовляется цветное стекло в сочетании с бесцветным хрусталем или молочно-белым стеклом. Широко стало применяться двух- и трехслойное стекло. Для этого на основу из бесцветного стекла набирался с внешней стороны тонкий слой стекла окрашенного – «нацвет» (при трехслойном стекле – сначала слой молочного стекла, а потом – окрашенного). Орнаментировалось такое стекло при помощи той же «алмазной грани»: геометрический орнамент прорезался до внутренних иначе окрашенных слоев – в этом и состоял эффект этого нового способа украшения. Встречались и обратные комбинации, как, например, на вазе 1830 года, где поверх алого слоя набран слой бесцветного хрусталя.

Кружка с изображением Наполеона и русских крестьян. Молочное стекло, полихромная роспись. 1813-1815 гг. Бахметевский завод.

Несмотря на господство гранения в декоре, активно продолжает использоваться и роспись, чаще всего, разноцветная по молочно-белому стеклу. Это разные орнаменты, вензеля, пейзажи, жанровые сцены.

Но самая популярная тема в росписях – Отечественная война 1812 года, изображаемая реалистично или в виде карикатур на отступающих французов. Часто, изделия с карикатурами, изготовленные на маленьких частных заводах, не отличаются высокими техническими качествами, и, по всей видимости, были рассчитаны на то, что злободневные темы обеспечат хороший спрос.

Сцены из Отечественной войны 1812 года изображали и на дорогих предметах в антикизированном виде и в технике углубленной резьбы. Иногда резьба дополняется тонкой росписью золотом.

В первой трети XIX века на Императорском заводе также делали цветное непрозрачное стекло – смальту. Из разноцветной смальты, главным образом, делали подставки для декоративных ваз и фарфоровых скульптур, но также делали и вазы, например, глубокого черного или темно-зеленого цвета с бронзовыми позолоченными ручками. Смальты были гордостью Императорского завода и больше нигде в России, по-видимому, не производились.

Продукция частных заводов первой трети XIX века подражала продукции Императорского стеклянного завода. Подписи и марки, редкие и в XVIII веке, в XIX веке почти полностью отсутствуют. Исключением среди частных заводов является завод Бахметевых в селе Никольском. Уже в начале века там изготовляли прекрасную хрустальную посуду. По форме эти вещи совсем не похожи на продукцию Императорского завода. Изготовляя вещи, бахметевские мастера стремились во всем следовать заграничным образцам, от которых сохранившиеся предметы невозможно отличить. Сохранилось некоторое количество предметов с вензелями Бахметева – эти предметы служат эталоном для определения принадлежности тех или иных стеклянных изделий в бахметевскому заводу. Кроме изделий из бесцветного граненого хрусталя на заводе делали посуду из цветного, молочного и опалового стекла. Сюжеты росписей бахметевских изделий те же, что и на изделиях других заводов.

Во второй трети XIX века в русском художественном стекле произошли значительные стилевые и технические изменения. Основным техническим новшеством было трехслойное стекло, изобретенное еще в первой трети столетия, которое теперь получило широкое распространение. Трехслойные стекла украшались иной алмазной гранью, чем бесцветный хрусталь – вместо выпуклостей, напоминающих граненые камни, на стекле прорезались бороздки, расходящиеся веером, или в форме звезды, или других геометрических узоров; кроме, того, использовались ряды ямок. Во всех случаях при углубленной резьбе на многослойном стекле обнажался внутренний слой, окрашенный иначе, чем внешний, что и создавало декоративный эффект.

Крюшонница из готического сервиза. Бесцветное стекло с синим и зеленым нацветом. 1840-е гг. Императорский стекольный завод.

Господство классицизма в конце 1820-х гг. было нарушено появлением неоготического стиля, который появился как дань увлечению романтиков средневековьем. Стиль этот проявился в архитектуре, а затем и во всех видах декоративно-прикладного искусства.

В стекле этот стиль не нашел полного выражения из-за несоответствия его технике выработки изделий. Созданные в готическом стиле стеклянные изделия несут в себе так мало черт готики, что их трудно распознать.

Удлиненность форм и зубцы в верхней части сосуда, стрельчатые арки и круглые ямки соединенные по три или четыре – вот признаки неоготики в художественном стекле. Эти две-три черты сосуществуют с классицистической формой и разделкой.

За готикой в художественное стеклоделие устремились другие неостили: «китайский», «передневосточный», «византийский», выдающий себя за русский, и европейские стили: «греческий», «помпейский», неорококо, необарокко, и др. Победителем среди всех стилей вышел стиль неорококо, сильно отличающийся от своего прообраза – рококо XVIII века перегруженностью и нарядностью. Во второй четверти XIX века мастера создавали зачастую одновременно в разных вкусах прекрасные образцы художественного стекла.

Императорский стекольный завод по-прежнему изготовляет крупные декоративные предметы для убранства дворцовых залов: вазы, осветительные приборы и проч. Важную роль играло цветное и многослойное стекло.

Ваза с китайскими мотивами. Середина XIX века. Петербург.

С начала 1840-х гг. появилось стекло новой окраски – желтовато-зеленое урановое. Вещи, изготовленные целиком из уранового стекла или гранились, или пестро расписывались эмалями и золотом. Делают графины в восточном вкусе, вазы, напоминающие китайские, графины, стаканы и проч.

Начиная с середины XIX века роспись по стеклу стала вытеснять гранение; изготовляют двухслойное стекло с молочно-белым нацветом, по которому выполняется роспись. Столовая посуда в основном изготовлялась из хрусталя и бесцветного стекла. Дешевую и нарядную посуду украшали печатными изображениями Петербурга, портреты и проч. на белом фоне; пространство вокруг украшалось растительной росписью золотом и серебром. На Императорском заводе продолжали изготовлять хрустальные тарелки, декорированные гравировкой.

Главными производителями стекла во второй трети XIX века были заводы Мальцевых, но, в целом, отличить изделия одних заводов от продукции других в это время сложно, так как вещи похожи и не имеют марок или подписей. По-прежнему прекрасное стекло и хрусталь производят Бахметевские заводы. Их продукция разнообразна и близка к ассортименту Императорского завода.

Сочетание разных стилей в русском художественном стеклоделии продолжалось до 1890-х гг., когда на смену им пришел стиль «модерн», стремящийся к растянутым формам и причудливо изогнутым линиям, что хорошо согласовывалось с техникой изготовления стекла. Модерн удержался в художественном стеклоделии дольше, чем в других видах декоративно-прикладного искусства. Растянутые и неконструктивные геометрические узоры, причудливые травы и цветы (главным образом, ирисы, орхидеи, водяные растения, длинные и чахлые) стали излюбленными мотивами, которыми покрывались вытянутые вазы с мягкими обтекаемыми очертаниями.

С переходом, в целях экономии, от свинцового хрусталя к известково-натриевому стеклу Императорский стекольный завод был вынужден отказаться от гранения, столь распространенного в первой и второй четверти XIX века; господствующей техникой в декоре стекла стали роспись и золочение. Изделия расписывали прозрачными и непрозрачными эмалями, часто покрывая росписью всю поверхность.

Ваза трехслойного непрозрачного стекла. Модерн. 1901. Петербург.

В 1890-х гг. после объединения Императорского стеклянного и фарфорового заводов, стеклянный завод перестал производить изделия для продажи и мог не считаться с коммерческими соображениями, поэтому качество его продукции значительно улучшилось. Он производил прекрасное цветное, многослойное стекло и бесцветный хрусталь. В то время все в Европе подражали стеклу завода Галле в Нанси, декорировалось в новой технике: многослойное цветное полупрозрачное стекло обрабатывалось травлением плавиковой кислотой. Получался узор, хорошо подходивший для стиля модерн: рельефный, одного или двух цветов с многочисленными оттенками на дымчатом или другом светлом фоне внутреннего стеклянного слоя. Это достигалось путем удаления кислотой верхних слоев на разную глубину. Императорский завод принял это нововведение, но вместо травления использовал резьбу, хотя травление обходилось дешевле и при резьбе не получалось таких мягких переходов тонов, как при травлении. Кроме предметов в стиле модерн на Императорском заводе выполнялись доделки к старым дворцовым сервизам, а также предметы в подражание XVIII веку.

Продукция частных заводов последней трети XIX века или утрачена. Или не заслуживает особого внимания в силу своей близости к продукции Императорского стекольного завода. В этот период даже завод Бахметевых снизил качество своих изделий. Ведущее место среди частных заводов по-прежнему занимают заводы Мальцевых. Большой успех не только на русских, но и на зарубежных выставках имели изделия, по форме и декору подражавшие народному расписному стеклу XVIIIвека – в «русском» стиле, производившиеся на мальцевских заводах. Но, в основном, заводы производили хрустальную посуду и вазы для цветов с разделкой алмазной гранью. Гранение геометрическими узорами имело прочный успех и применялось в разделке стекла не только дореволюционного времени, но и в первые десятилетия после революции.

В начало раздела "Керамика">>>