Логотип

Русские стекольные заводы XIX – начала XX века

Ваза. Топазовое стекло, шлифовка, роспись прозрачными эмалями. Конец XIX века. Императорский завод.

В начале XIX века Императорский стеклянный завод, как и находившийся с ним под одним управлением Императорский фарфоровый завод, испытывал значительные материальные затруднения. Расходы на содержание штата мастеров, необходимых для выпуска высококачественной продукции по заказу двора обременяли бюджет завода; в результате он не мог изготовлять ординарную продукцию не только дешевле, но и по ценам частных заводов, а, следовательно, не мог с ними конкурировать.

В 1802 году его директор Юсупов был уволен, а заводы переданы в управление Кабинета. Управляющий Кабинетом Д.А. Гурьев, в ведение которого поступил завод, решил реорганизовать управление, по-новому распределить рабочие силы и упорядочить оплату труда. В дальнейшем в управлении завода в течение первой трети XIX века значительных изменений не происходило. Новые штаты, не намного отличавшиеся от прежних, были утверждены в 1835 году.

Для сбыта продукции в начале века завод имел магазин в столице и пользовался комиссионными услугами частных магазинов. Но продажа, как стекла, так и фарфора, шла плохо из-за конкуренции заводов Мальцевых по стеклу и завода Гарднера по фарфору.

В XIX веке по сравнению со второй половиной XVIII века значительно увеличивается число частных стекольных заводов: например, по ведомости 1812-1814 гг. их значилось сто сорок шесть. Самыми знаменитыми и конкурентоспособными, однако, были заводы, уже хорошо известные во второй половине XVIII века: в первую очередь, заводы Мальцевых во Владимирской, Орловской, Рязанской губерниях; заводы Бахметевых в Пензенской губернии, завод генерал-майора Орлова, купившего в 1790-х гг. завод Немчиновых в Масальском уезде калужской губернии.

Находившиеся в конце XVIII века в одних руках заводы Мальцевых в XIX веке снова были разделены между членами семьи. Заводы работали как доходные коммерческие предприятия: приспосабливаясь к спросу, они отказались от стекла, расписанного в народном вкусе, и перешли к граненому хрусталю, получившему вXIX веке широкое распространение.

Кружка с вензелем в медальоне. Бесцветный хрусталь, алмазная грань, роспись. 1820-е гг. Бахметевский завод.

 

В начале XIX века заводы Бахметевых переживали время расцвета. Дела шли настолько хорошо, что, узнав о тяжелом положении Императорского стеклянного завода, Н.А. Бахметев начал хлопоты по его аренде. 25 октября 1800 года был издан очень выгодный для частных заводчиков указ, запрещающий ввоз в Россию стекла, зеркал и хрусталя. Однако указ, по-видимому, действовал не долго, так как уже в 1802 году Бахметев вновь ходатайствует о запрещении ввоза, предоставляя, в качестве аргумента, образцы высококачественной продукции своих заводов. Хлопоты ничего не дали, и, несмотря на высокую пошлину, ввоз стекла и хрусталя в Россию продолжался, создавая серьезную конкуренцию продукции частных русских заводов.

Изделия Бахметевских заводов по выделке ни в чем не уступали заграничным – для успеха в конкурентной борьбе необходимо было добиться снижения стоимости продукции, при этом не снижая высокого качества. Для этого Бахметев взял большую ссуду в размере пятидесяти тысяч рублей в 1808 году, чтобы увеличить завод. Производство продолжало успешно развиваться. На выставке 1828 –1829 гг. граненые вещи завода «благодаря их весьма чистой отделке, новейшим фасонам и доступным ценам» завоевали большую золотую медаль.

В середине XIX века Императорский стеклянный завод оставался под управлением Кабинета, в 1844-1848 гг. он был отделен от фарфорового завода и имел своего директора; с 1848 по 1867 заводы снова были объединены. В финансовом положении также не произошло существенных изменений: завод по-прежнему не приносил дохода, и даже, наоборот, требовал новых дотаций от правительства.

Рюмка. 1870-е гг. Императорский стекольный завод.

 

Изделия продавали через специальный магазин, существовавший до 1856 года, а позже сбывали при посредстве английского магазина «Никольс и Плинке», существовавшего в Петербурге. Помимо продажи через магазин, вещи отправлялись на Нижегородскую ярмарку, а, кроме того, заграницу, в страны Переднего Востока (для этого изделия выполнялись специально «в восточном вкусе»). Но из-за конкуренции отечественных и иностранных заводов продажа шла плохо.

Самыми крупными из частных заводов и в середине XIX века оставались заводы Мальцевых – Гусевский и Дятьковский. Завод генерала М.Ф. Орлова просуществовал до конца 1840-х гг.

Появились два новых завода: Кургловский хрустальный завод в Московской губернии, который принадлежал А.С. Меншикову, и был основан в 1850 году; и завод В.А. Олсуфьева, основанный в начале 1840-х гг. в Рославльском уезде Смоленской губернии.

После смерти в 1836 году Н.А. Бахметева бахметевскими заводами владел его сын А.Н. Бахметев, который уделял большое внимание качеству изделий. Он еще при жизни отца изучал стекольное производство на западноевропейских заводах и использовал эти знания для улучшения качества изделий на своих заводах. Производство во время его правления находилось на высокому художественном уровне, но в коммерческом отношении завод приносил убыток. После смерти А.Н. Бахметева заводы перешли во владение его вдовы.

Крестьянская реформа 1861 года отразилась на положении все стеклянных заводов как казенных, так и частных, поскольку все они пользовались крепостными, в качестве рабочих. Наиболее мощные предприятия легко справились с возникшими трудностями, а мелкие не выдержали конкуренции. Заводы предпринимали различные меры, чтобы удержать рабочих, обещали им всякие льготы и проч.

На Императорском заводе плохой сбыт продукции и уменьшение государственных дотаций привели к тому, что в 1862 году завод было решено продать, но не нашли покупателя. Тогда были приняты радикальные меры для удешевления производства и снижения розничных цен: свинцовый хрусталь для большей части продукции был заменен известково-содовым стеклом, были сокращены штаты рабочих. Это привело к уменьшению себестоимости изделий, а, следовательно, к увеличению частных заказов. Кроме того, заказы двора на простую посуду для обихода, ранее передаваемые частным заводам, получавшим от них значительную прибыль, стали теперь выполняться Императорским заводом. Таким образом, к 1865 году завод вышел из кризиса, хотя и за счет ухудшения качества своих изделий. Улучшению положения завода способствовал В. Книпер, который был его директором с 1863 по 1890 когда стеклянный завод был слит с фарфоровым и переведен на его территорию. Стеклянное отделение при Императорском фарфоровом заводе существовало до 1917 года.

Ваза. Конец XIX века. Мальцевские заводы.

 

Благоприятные условия, созданные для производства на Мальцевских заводах (Дятьковском и Гусь-Хрустальном) способствовали быстрому и безболезненному приспособлению к новым условиям. Заводы Мальцевых стали почти монополистами среди частных заводов, выпускающих художественное стекло.

Прочие мелкие предприятия либо закрылись, либо изготовляли простое и дешевое стекло. Успешно развивается завод в селе Александрове Клинского уезда Московской губернии, основанный в 1850 году и принадлежащий Э.И. Мартену. Не выдержал конкуренции завод А.С. Меншикова.

Большие трудности переживал Бахметевский завод, даже встал вопрос о его ликвидации, но владелица завода старалась сохранить его во что бы то ни стало.

Выход был найден в удешевлении продукции за счет снижения качества и сокращения объема производства. Изготовление художественных изделий почти прекратилось, и московский рынок был для этого завода почти целиком утрачен: завод работал на местного потребителя. 
В технике производства в конце 1870-х гг. произошли изменения – дровяное отопление заменили газом. В 1884 году после смерти Бахметевой завод поступил в полное владение А.Л. Оболенского. С 1890-х гг. дела Никольского Хрустального завода стали поправляться, он обзавелся хорошим оборудованием, купленным Оболенским. Кроме того, Московско-Казанская железная дорога сократила в четыре раза расстояние до ближайшей к заводу железнодорожной станции. На нижегородской выставке 1899 года завод снова занял видное положение, а на Всемирной выставке 1900 года в Париже получил большую золотую медаль.

В начало раздела "Керамика">>>