Логотип

«Арабесковый» сервиз

Предметы из Арабескового сервиза. 1784 г.

 

«Арабесковый» сервиз – первый крупный сервиз-ансамбль, созданный на Императорском фарфоровом заводе в 1784 году. Он был рассчитан на официальные парадные приёмы.

Центром Арабескового сервиза, состоявшего из 973 предметов, является настольное украшение из девяти аллегорических фигур и групп, созданных французским скульптором Жаном-Домиником Рашетом, приглашённым в Россию в 1779 году на ИФЗ в качестве главного модельмейстера.

Скульптурная сюита должна была отразить успехи России во внешней политике и прославить правление Екатерины II. Любопытно, что этот же скульптор ранее создал барельефы для здания Сената,прославлявшие внутреннюю политику Екатерины II.

Центральная часть настольного украшения - "монумент" Екатерины II. Императрица, увенчанная лавровым венком, держит в руках символы власти. Все девять скульптур являются аллегорическими изображениями завоевания России и добродетелей самодержавной русской власти. Программа сервиза была предложена Н.Львовым.

Арабесковый сервиз. Тарелка мелкая. 1784 г.

 

Своё название Арабесковый сервиз получил по характеру росписи. Предметы сервиза декорированы гирляндами из волютообразных завитков, чередующихся с овальными медальонами, имитирующими камни, в которых на красно-коричневом фоне изображены миниатюрные античные виды или женские и мужские профили.

Орнамент был заимствован из фресок, открытых при раскопках Помпеи и Геркуланума, и назывался «арабесковым». На использование этих мотивов Рашета вдохновила отделка Агатовых комнат, созданных Ч. Камероном в Царском селе.

«Гурьевский» сервиз

 «Гурьевский» сервиз – один из лучших памятников русского прикладного искусства. Он создавался на Императорском фарфоровом заводе в течение 1809-1820 годов.

Гурьевский сервиз. 1809-1817. Тарелка 'Кухарка и рыбак'.

 

Первоначальное название сервиза – «С российскими костюмами» во многом определяло его замысел – прославление российского народа. С 1815 года стали называть его «Гурьевским» по фамилии официального заказчика, управляющего Кабинетом Его Императорского Величества графа Д. Гурьева.

Создание сервиза неразрывно связано с именем одного из крупнейших скульпторов начала XIX века – Степана Пименова. С 1809-го по 1831 год профессор Академии художеств С.С. Пименов стоял во главе скульптурных работ на Императорском фарфоровом заводе. «Гурьевский» сервиз – самое значительное произведение в фарфоре, созданное скульптором.

В основе композиционного решения сервиза лежит принцип, отличный от парадных дворцовых сервизов. Здесь скульптура не играет роли украшения, она является необходимой составной частью предметов утилитарного назначения и способствует повышению пластической выразительности.

Очень удачно решён синтез скульптуры и посудной формы. Подставками для ваз и чаш служат фигуры русских девушек и юношей в национальных костюмах. Все компоненты сервиза – скульптура, форма посуды, роспись – подчинены одной основной идее.

Бутылочник из Гурьевского сервиза.

 

Предметы также украшены видами Петербурга по картинам и гравюрам С. Щедрина, Ф. Алексеева, А. Ухтомского, С. Галактионова, А. Орловского. Сцены из крестьянской жизни исполнены по рисункам А. Венецианова и по атласу Георги; при этом юноши и девушки идеализированы и уподоблены античным.

В сравнении с другими произведениями декоративно-прикладного искусства этого периода, идеалы классицизма нашли в «Гурьевском» сервизе наиболее яркое выражение.

В этот период искусство фарфора ИФЗ целиком следовало стилевому направлению архитектуры - ампиру (в его русском варианте). Ясность и гармоничность пропорций, чёткий силуэт и стройность форм всех изделий сочетаются с разнообразным ампирным орнаментом, росписью тарелок и других предметов.

Сервиз отличается изысканным колористическим решением: сочетание золочёных матовых скульптур с красно-коричневым фоном создают величественную парадность.

      «Кремлёвский» сервиз

       

Кремлевский сервиз. Вторая четверть XIX века.

 «Кремлёвский» сервиз был изготовлен на Императорском фарфоровом заводе в 1847 году по рисункам художника-археолога Ф.Солнцева, много работавшего над изучением русской старины.

Формы сервиза были сделаны по мотивам древнерусской и византийской посуды из серебра и золота. Роспись, почти полностью покрывавшая все поверхности предметов, имитировала цветные эмали.

В начало раздела "Керамика">>>