Логотип

Керамическая Летопись Сицилии

 «Владеть Сицилией значит быть владыкой Средиземного моря», — говорили древние. За право обладания островом шли беспрерывные войны. Сицилию завоевывали финикийцы, греки, римляне. По-сле римлян за «ключ к Средиземному морю» сражались варварские племена, византийцы, арабы. Вслед за арабами власть захватили норманны, которых сменили анжуйцы. Французов свергли во время народного восстания — «Сицилийской вечерни», когда к власти были призваны испанцы, насаждавшие здесь свои порядки вплоть до первой половины ХVIII века. Таким образом, являясь ныне автономным регионом Италии, Сицилия имеет свою уникальную историю и богатейшее наследие.

Завоевания обогащали культуру острова, привнося в керамическое искусство новые формы, материалы и приемы декорирования. Вместе с тем на протяжении всей истории керамика Сицилии сохраняла свой самобытный характер.

Ранние образцы гончарных изделий, найденных на Сицилии, датируются концом VII – началом VI тысячелетия до нашей эры. Однако подлинный расцвет сицилийской керамики связан с появлением на острове греческих колоний. В Сицилии крупнейшими центрами гончарного производства стали основанные греками города Кальтаджироне, Щьякке, Палермо, Сиракузы. Мастера-вазописцы подражали расписной керамике метрополии, в особенности первоклассным аттическим образцам. В IV веке до нашей эры, после Пелопонесской войны, закончившейся разгромом Афин, практически прекратился экспорт аттических ваз в Южную Италию, а продукция сицилийских гончарных мастерских приобрела свои индивидуальные особенности. Для расписной сицилийской керамики характерна мягкая, свободная манера письма. Стремление к живописности, многокрасочности выразилось в широком применении, помимо традиционного черного лака, дополнительных красок — белой, желтой, голубой, красной, розовой и зеленой. Ярким примером сицилийского стиля вазописи может служить ваза-пиксида из собрания Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина со сценой приготовления к свадьбе (330–320 гг. до н. э.). Характерные легкие, несколько небрежные линии рисунка, передающие непринужденность поз, выразительность жестов персонажей, сообщают изображению эмоциональность.

Фляга. Кальтаджироне. 1892. Региональный музей керамики города Кальтаджироне

Византийским влиянием объясняется распространение на острове белоглиняной керамики, покрытой прозрачной свинцовой глазурью. Тонкостенные сосуды из белой глины украшались чаще всего зеленой или желтой поливой и затем покрывались прозрачной глазурью. Фантастические звери и птицы, растительные орнаменты,

христианская символика — основные мотивы росписи этого времени. На выставке, прошедшей в Петропавловской крепости, было представлено блюдо, декорированное зеленой глазурью, с изображением фантастического зверя, белоглиняные амфоры и фиалы XII века.

Арабы, завоевавшие в VII–VIII веках огромную территорию от Индии до юго-запада Португалии, овладели островом в 827 году и более ста лет удерживали его в своей власти. В арабском искусстве для декорирования керамических изделий широко применалась неизвестная до этого европейцам белая непрозрачная оловянная глазурь. Она скрывала тон черепка и, таким образом, предоставляла большие возможности для росписи. Новая техника оловянной глазури, соединение европейских традиций и восточной орнаментики привели к рождению двух интереснейших явлений в истории прикладного искусства — испано-мавританской керамики и знаменитой итальянской майолики, что в дальнейшем способ-ствовало развитию фаянсового производства на всем европейском континенте. Другим изобретением Ближнего Востока, заимствованным испанскими и итальянскими мастерами, была роспись фаянса люстром — надглазурной керамической краской с металлическим отблеском.

Сицилия, находившаяся в ХIV–XVII веках под властью испанцев и поддерживавшая активные торговые отношения с многочисленными городами Италии, испытала на себе влияние обеих культур. Включенные в экспозицию предметы с росписью люстром напоминают изделия мастерских Валенсии. Превосходно по своим декоративным качествам блюдо XVI века, расписанное люстром красновато-медного оттенка. Растительные побеги густо заполняют все пространство, окружая фигурку птицы на дне. Мастер, расписавший это блюдо, по восточной традиции стремился равномерно распределить золотой блеск по всей поверхности изделия и создать впечатление драгоценного металлического предмета. Испанские керамисты под влиянием мавританского искусства, долгие годы процветавшего на Пиренейском полуострове, отдавали предпочтение в основном орнаментальному декору, используя в росписи одну или две краски — надглазурный люстр и подглазурный кобальт.

И только в Италии, в эпоху Возрождения, в полной мере раскрылись богатейшие возможности новой техники. Особенность майоличной техники заключается в том, что роспись производится по необожженной белой непрозрачной оловянной глазури. Во время обжига глазурь, расплавляясь, придает краскам свой блеск. Высший расцвет итальянской майолики пришелся на XVI век, когда каждый регион Италии выработал собственный живописный стиль.

Пиксида со сценой приготовления к свадьбе. Сицилия. 330–320-е гг. до н. э. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Продукция сицилийских мастерских очень разнообразна: традиционные альбарелли, чаши, фигурные сосуды, соусники, декоративные вазы, кувшины, фляги, солонки, грелки для рук. Развивалось производство изразцовой отделочной плитки, играющей важную роль в архитектурном облике городов. Красочная палитра ограничена в основном тремя цветами — желтым, зеленым и синим. Насыщенные, контрастные цвета, пышный растительный орнамент придают ей особую декоративность. На блестящей зеркальной поверности керамических изделий словно отражается синева моря, жар южного солнца, красочное многоцветье щедрой сицилийской природы.Каждое столетие обогащало майолику новыми формами.

В XVI–XVII веках мастерские Сицилии были непосредственно связаны с керамическими центрами Италии. В живописи преобладали ренессансные орнаментальные мотивы — гротески, трофеи, акантовые побеги, орнамент в виде павлиньих глаз. В медальонах помещали гербы заказчиков, изображения дам и кавалеров.

В конце XVII века формы изделий стали более сложными, широко применялся лепной декор. С приходом стиля рококо в XVIII столетии керамика приобрела большую легкость и изысканность. Под влиянием восточного фарфора и дельфтского фаянса выработался новый вид синей декоративной росписи в виде тонких растительных побегов и незатейлевых орнаментальных украшений. Примером этого стиля могут служить вазы с синей росписью и «мраморным» рисунком в картушах. Появились непривычные для сицилийского искусства большие декоративные вазы эпохи классицизма с ручками в виде змей, сатиров и женских полуфигур со строгим декоративным оформлением, изображениями менад, классическими орнаментальными мотивами или живописью в технике гризайль. Очень интересны изделия мастеров Кальтаджироне XIX века. Это подлинно народная керамика. Амфоры, кувшины, изразцы, расписанные в полихромном живописном стиле, напоминают майолику Гжели XVIII века. Как и на наших кумганах и квасниках, в сицилийской керамике часто встречались архитектурные пейзажи с подчеркнутой линией земли, жанровые сценки и бесконечные вариации мотива с птицами. Живописный образ строился на сочетании линии и пятна. Но если гжельские майоликовые росписи выполнены в стиле лубочных картинок и представляют собой раскрашенный рисунок с темным контуром, то сицилийская роспись более объемна и живописна. В романтических пейзажах с утопающими в зелени строениями и отдельно стоящими деревцами угадывается пер-спектива. Особый дар сицилийских мастеров заключается в умении простыми средствами, с помощью двух-трех красок, быстрой и четкой линией, несколькими мазками создать, быть может, примитивный, но живой и выразительный образ. 

В начало раздела "Керамика">>>