Логотип



Советская финифть 1920-1930-х годов

Согласно ленинскому плану монументальной пропаганды, подлинное народное искусство в освоении образов и тем современности призвано было «отобразить новую социалистическую культуру и дать много значительных и новых по содержанию и формам произведений». Эти принципы нашли свое отражение и в искусстве русской финифти.

 

Товарищ Сталин беседует с товарищем ВорошиловымД.И. Евдокимов. Товарищ Сталин беседует с товарищем Ворошиловым. Конец 1930-х. Медь, живопись на эмали. 11,8 х 17,0. Частное собрание

Художественное направление в искусстве ростовской эмали начинает меняться с конца XIX века. Уже тогда светский портретный жанр стал занимать значительное место в творчестве мастеров.

К этому периоду относится «Портрет молодой женщины», написанный неизвестным художником в технике гризайли, весьма распространенной в то время.

После 1917 года искусство народных промыслов в целом и ростовской финифти в частности стало явлением советской культуры. Запрет привычной иконописной тематики побудил мастеров к поиску иного пути в решении задач декоративного порядка.

В становлении советского стиля в финифти важную роль сыграл автор эскизов к агитационному фарфору известный художник С.В. Чехонин (1878–1936), по рисункам которого выполнялись изделия того периода. Рядом с изящными цветочными композициями, украшавшими броши, значки, шкатулки, пудреницы, рамки для фотографий и другие предметы, в орнаменте ростовской финифти появляются серп и молот, пятиконечная звезда, картуши, ленты, колосья и лозунги первых послеоктябрьских лет.

В 1925 году мастерами создаются произведения, посвященные памяти В.И. Ленина. К таким работам относится значок в форме щита. Написанный в коричневых тонах портрет Ленина размером всего 1,5 х 1,0 см (овал) отличает исключительная тонкость рисунка и блестящая техника миниатюрного письма. Колосья ржи в сочетании с элементами советской эмблематики — золотой звездой, серпом и молотом, лозунгом на черной ленте: «Твои заветы будут вечны» — дополняют композицию изображения. Работа выполнена, по всей вероятности, Н.И. Дубковым (1892–1937), учеником признанного ростовского мастера А.А. Назарова.

Медь, живопись на эмалиЗверев. Стадо. 1939. Медь, живопись на эмали. 7,0 х 11,5. Частное собрание

А.А. Назаров (1872–1947) был непревзойденным мастером портрета, специалистом, в совершенстве освоившим сложную технику эмалевого дела и виртуозно владевшим кистью, за что современники называли его «ростовским Рафаэлем». Миниатюрный «Портрет Игоря Федорова» — яркое тому подтверждение. Старший научный сотрудник Музея финифти государственного музея-заповедника «Ростовский кремль», кандидат искусствоведения В.Ф. Пак в статье «Два портрета», анализируя это произведение, написанное с фотографии, отмечает, что «эффект осязаемости, присутствия — потрясающий, прикосновения кисти настолько выверены, точны, что порой становятся едва различимы (даже при увеличении), элемент копийности почти отсутствует, он ограничен только чисто портретным сходством, остальное же сделано превосходным мастером творчески».

В 1930-е годы в стремительно и динамично развивающемся промысле, стилевые изменения которого можно проследить по десятилетиям, укрепилось два основных направления: полихромная цветочная роспись на разнообразных ювелирных изделиях и предметах домашнего обихода и сюжетная миниатюрная живопись — портреты, пейзажные композиции, копии с картин известных художников.

В это время в Ростове производством финифти занималось два предприятия — артель инвалидов, где имелся живописный цех, и артель «Возрождение». Последняя, образованная в 1936 году, объединила работавших еще до революции мастеров, глубоко осознающих традиции своего уникального промысла, и молодых талантливых художников, стремившихся эти традиции продолжить. Творчество А.А. Назарова, Д.И Евдокимова (1875–1944), В.Н. Горского (1883–1940), С.Д. Воронова (1878–?), Н.И. Дубкова, Н.П. Старчикова, Н.А. Карасева (1909–1970), Н.М. Хрыкова (1912–1972), М.М. Кулыбина (1910–1986) было движущей пружиной промысла. Оно проявлялось и в создании значительных выставочных произведений, и в решении проблемы разработки ассортимента изделий, которая являлась важнейшей на всех этапах становления и развития искусства ростовской финифти в советские годы.

Большую помощь артели оказывал Институт художественной промышленности (ИХП), снабжая ее рисунками и проводя работу по художественному инструктажу. На акварельных эскизах, Института представлены композиции «Три розы», «Веселый ветер», «Веночек» — для пудрениц; «Старая и новая Москва» — для подстаканников; «Всесоюзная сельскохозяйственная выставка» — для крышки ларца; «Повилики», «Бабочки», «Птички», «Канал Волга-Москва», «Моделист» — для брошей (эскизы хранятся в библиотеке Музея народного искусства им. С.Т. Морозова).

Гибель Щорса. 1939. Медь, живопись на эмалиН.П. Старчиков. Гибель Щорса. 1939. Медь, живопись на эмали. 22,5 х 16,0. Частное собрание

Броши были основной продукцией артели. В кратком организационно-экономическом отчете ученого секретаря ИХП Н.Н. Халтурина за 2–3-квартал 1941 года приведены нормы выработки и заработки на броши в 1940 году: наиболее сложные — 23 единицы в день при оплате 79 копеек за штуку, средней сложности — 25 единиц при оплате 63 копейки за штуку и низшей сложности — 42 при оплате 35,5 копеек за предмет.

По замечанию Н.Н. Халтурина, «выполнение указанных норм больше зависело от быстроты работы и ловкости мастера, чем от его художественной квалификации: с одной стороны имело место перевыполнение норм на 200–300%, с другой — недовыполнение на 50 и более процентов». Учитывая, что роспись наносилась на несколько десятков эмалевых пластин одновременно, ни о каком художественном творчестве не могло быть и речи. Тем более что Центросоюз забирал всю продукцию по отпускной цене артели, которая согласно договору составляла 3 рубля 20 копеек за штуку.

Совсем иными живописными качествами отличались выставочные произведения, имевшие большой успех благодаря мастерству исполнения и своеобразию финифтяного колорита. Не удивительно, что артель «Возрождение» принимала участие в международных выставках: в 1937 году — в Париже, где искусство ростовской финифти представляли портретные эмали А.А. Назарова, Д.И. Евдокимова и Н.А. Карасева, в 1939 году — в Нью-Йорке.

Во второй половине 30-х годов главными темами становятся «образы великих вождей коммунизма — Ленина и Сталина, героические события эпохи гражданской войны, необычайное своим богатством социалистическое строительство, стахановское движение, челюскинская и папанинская эпопеи, перелет через Северный полюс, события на озере Хасан и многое другое».

Кроме этого, мастера делали копии с картин известных художников. Изображения заимствовались из иллюстрированных журналов, открыток и фотографий. Например, работа Н.П. Старчикова «Гибель Щорса», представленная в 1940 году на выставке «Оборона СССР», является копией с правой части триптиха «Щорс» (1938 г.) художника-баталиста П.П. Соколова-Скаля (1899–1961). Финифтяная пластина Зверева «Стадо» написана с картины выдающегося художника А.А. Пластова (1893–1972) «Колхозное стадо» (1938 г.). Используя журнальную репродукцию, В.Н. Горский в 1939 году пишет портрет девушек-колхозниц. Панно Д.И. Евдокимова «Т. Сталин беседует с т. Ворошиловым» выполнено с популярной в то время фотографии.

Значок «В.И. Ленин»Н.И. Дубков (?). Значок «В.И. Ленин». 1925. Медь, живопись на эмали, серебро. 3,5 х 2,5. Частное собрание

В 1941 году предполагалось, что мастера артели и выпускники созданной при ней профтехшколы примут участие в оформлении Дворца Советов и станций московского метро. Но столь значительный, интересный и вместе с тем сложный период деятельности артели «Возрождение» был прерван войной.

Та часть произведений, что не попала в музейные коллекции, сохранилась в очень малом количестве. Об этом свидетельствует отсутствие в антикварных магазинах живописи на эмали этого периода. Сегодня каждая эталонная финифтяная работа 1920–30-х годов имеет музейное и коллекционное значение и представляет огромный интерес, особенно учитывая крайнюю редкость таковых.

В настоящей статье были затронуты только вопросы, связанные с представленными в ней произведениями, большинство из которых публикуется впервые. Автор не ставил своей задачей всестороннее освещение такой важной, требующей специального исследования и популяризации темы, как развитие финифтяного промысла в 1920–30-е годы.

журнал "АНТИК. ИНФО" март 2006г. Автор статьи - Какадий Марина