Логотип


Сюжеты русского фарфора XIX века

Круг сюжетов русского фарфора первой трети 19 века определяется историческими событиями и мироощущением этого времени. 
Это: Отечественная война 1812 года и современная мода, как в костюме, так и в литературе.

С эпохи 1812 года начинается культ отечественных святынь, прославление героев войны. В фарфоре создаётся пантеон знаменитых личностей. Портреты императоров и полководцев писались на фарфоре по образцам из многочисленных серий или отдельных листов портретных гравюр. В отличие от гравированных картинок, фарфоровые чашки с портретом в частном быту оставались исключительной редкостью. Попадая в контекст мирной жизни, их переставали воспринимать как простой сувенир войны. Со временем в связи с такой вещью возникала легенда о личном подарке хозяину от изображённого лица.

Ж.Свебах. Ваза 'Охота'. 1-я четверть 19-го века.

 

Широкое распространение модных картинок на фарфоре – дань особого представления о моде в пушкинскую эпоху. В этот период модный костюм выражал нечто большее, чем модную одежду, он отождествлялся даже не столько с определённым социальным статусом, сколько с образом мыслей своего обладателя. 
Картинка модного костюма первой трети 19 века – это образ человека своего времени в большей мере, чем в каком-либо другом периоде российской истории. На фарфоре же картинки мод превращаются в портрет, близкий к распространённому в то время женскому типажному портрету.

Оказавшись перенесёнными на фарфор, модные картинки и типажный портрет меняют жанр, и становятся вариантом традиционной портретной миниатюры, приобретая вместе с этим значительность и загадочность интимного миниатюрного портрета. Эти портреты естественным образом включаются в единую портретную галерею фарфора наравне с изображениями исторических лиц и дополняя череду царей и генералов светской галереей изображений красавиц и франтов.

Портреты модников на фарфоре и фигурки франтов и франтих выпускались в течение очень короткого периода времени – в 1820-1830 годы. Коллекционный миф начала 20 века даже возводит в ранг литературного героя одну из фигурок франтов, называя её Чацким.

Существенный момент культуры первой трети 19 века, имеющий прямое отношение к фарфоровой росписи - «модное чтение». Книга, чтение становятся престижным времяпрепровождением. В период пика популярности героев модных романов фарфор, как один из наиболее последовательных приверженцев моды, воспроизводит иллюстрации к ним. Особой популярности пользовались романы Вальтера Скотта, «Поль и Виргиния» Ж.-А. Бернардена де Сен-Пьера, повесть «Атала» Ф.Р. Шатобриана, «Матильда или крестовые походы» М. Коттен, «Иван Выжигин и Дмитрий Самозванец» Ф.В. Булгарина. Сам выбор тех или иных сюжетов для фарфора исторически точно отображает степень популярности и распространения конкретных романов в различных слоях русского общества 1820-1830-х годов.

От 1820-х до 1830-х годов сюжеты росписи подарочных фарфоровых чашек эволюционируют сходно с домашними альбомами. П. Л. Яковлев в «Записках москвича» от 1828 года пишет: «В нынешних альбомах хотят иметь рисунки лучших артистов, почерк известных литераторов… Надобно признаться, однако, что прежде альбомы были для себя, а теперь для других. Прежде имели их как памятник друзей; теперь имеют их из тщеславия». К 30-м годам фарфоровая чашка превращается из сувенира чувств в сувенир тщеславия, отражающий светскую культуру пушкинской поры.

Эклектизм второй трети 19 века, пришедший на смену классицизму, раскрывает новые возможности перед росписью на фарфоре. Реакцией на каноничность классицизма явился интерес к стилям различных эпох – готики, ренессанса, барокко, рококо. В 1830-е годы ИФЗ выпускал в большом количестве изделия в «готическом вкусе»: сервизы, чашки, вазы с копиями эрмитажных картин; наряду с ними продолжали появляться и ампирные формы. В середине 19 века технология ИФЗ достигла очень высокого уровня. Для живописцев завода выполнение копий картин старых мастеров на фарфоре считалось вершиной мастерства.

В росписях фарфора частных заводов в течение длительного периода главенствующее место занимали темы романтизма – лирические пейзажи, миниатюрные копии картин с историческими сюжетами, портреты, изображения народных игр и танцев, картинки экзотики Востока. К 60-70 годам 19 века ручная роспись упрощается, превращается в беглую «скоропись», не требующую особой кропотливости живописцев, шире внедряется механизированная роспись. Каждый вид ручной скорописи получает своё название: один из самых распространённых – «агашка» – из нескольких мазков кистью получались цветочки; «мушель» – букетики в медальонах на белом или на цветных фонах; «прозолоть» – изящные цветочные гирлянды с использованием золотой краски. Но наряду с механизированной росписью – деколью и ручной скорописью на заводах Гарднера, Корниловых и Кузнецовых продолжали сохраняться старые традиции виртуозной ручной росписи.

В начало раздела "Керамика">>>