Логотип

Ева Цайзель. С веком наравне

В этом году известный керамист Ева Цайзель празднует свой 100-летний юбилей. На Ломоносовском фарфоровом заводе сохранилась фотография Евы 1930-х годов — на ней запечатлена сильная, энергичная женщина. А на снимках последних лет — удивительно приятная дама уже в почтенном возрасте. Между этими фотографиями — целая эпоха и яркая, наполненная творчеством жизнь.

Ева Цайзель

Ева Цайзель (урожденная Штрикер) родилась в Будапеште 11 ноября 1906 года. Ее отец, Александр Штрикер, был владельцем текстильной фабрики; мать, Лаура Поланий, — преподавателем истории в будапештском университете. В 18 лет Ева поступила в Королевскую академию изящных искусств. В 1925 году молодая художница приняла участие в знаменитой Международной выставке современного декоративного и промышленного искусства в Париже. Именно в эти годы окончательно оформилось понятие дизайна, все больше внимания уделялось качеству промышленных изделий; многие художники обратились к промышленному производству. Ева основала в Будапеште собственную гончарную мастерскую, а также работала внештатным сотрудником Киспестской керамической фабрики (Kispester Factory) в Будапеште. Чайные сервизы, созданные для фабрики в эти годы, несли в себе влияние венгерской национальной керамики и модной тогда керамики Венских мастерских.

Новым этапом в творческой судьбе молодого мастера стала работа на Шрамбергской майоликовой фабрике в Германии в 1928–1930-х годах. Здесь Ева научилась предварительно моделировать будущее изделие из бумаги. Она находилась под влиянием школы Баухауза. Несмотря на строгость, четкость форм, это всегда очень остроумная, изысканная игра с простыми геометрическими объемами. Вазы, кувшины со срезанными боками, прямоугольные чайники, чернильница в виде архитектурного сооружения, созданные Евой Штрикер, напоминали работы супрематистов на Государственном фарфоровом заводе в Петрограде в 1920-е годы. Но если знаменитые получашка и супрематический чайник Малевича, чернильница Суетина были далеки от их практического назначения и являлись скорее беспредметными композициями в фарфоре, демонстрирующими идеи супрематизма, то даже самые смелые работы Евы были ориентированы на человеческие потребности. По убеждению мастера, "искусство должно скорее очаровывать, чем побуждать к интеллектуальным выводам".

Ева Цайзель за работой

В 1930 году Ева переехала в Берлин, где занималась живописью, работала над чайно-кофейным сервизом по заказу Кристиана Карстенса. В интервью с корреспондентом газеты "Сегодня" Екатериной Кладо Ева вспоминала Берлин перед приходом Гитлера: "Там было так интересно жить! Конечно, я узнала и все отрицательные стороны: депрессию, пайки, эрзац-кофе, стычки политических партий прямо на улицах. Но вместе с тем была и прекрасная культурная жизнь. …У нас с братом была огромная студия, где мы часто устраивали вечеринки. Нашими гостями были интереснейшие люди того времени: ученые, писатели. Например, Анна Зегерс, которая приходилась мне кузиной. Артур Кестлер был моим возлюбленным. Тогда я познакомилась с эмигрантами из России, и эта страна меня очень заинтересовала. У меня начался роман с Алексом Вайсбергом, физиком, который работал в Харькове. И вот в 1932 году я обручилась с ним, бросила “Карстенс” и поехала в Советскую Россию на две недели, на каникулы". Так Ева Штрекер оказалась в нашей стране.

В Советском Союзе очень быстро оценили талант молодого венгерского дизайнера и опыт работы в керамическом производстве. Приехав в Харьков, Ева попала в Украинское управление фарфоровой и стекольной промышленности и неожиданно для себя осталась там работать: "Моя жизнь тогда была полна противоположностей, из шикарной ленинградской гостиницы “Астория” я возвращалась на Украину, где мне приходилось спать в холодной мазанке. Я видела и голод, и нужду, и комсомольцев, которые сжигали дома тех, кто уклонялся от продразверстки.

Я жила так, как жили советские люди".

Сервиз Век. 1956. Фирма Hallcraft

В 1930-е годы в Советской России в фарфоровой промышленности велась работа по стандартизации выпускаемой посуды, разрабатывался новый ассортимент массового фарфора. Дизайнеры, опираясь на методы функционализма, в противовес стилям "роскоши" стремились максимально упрощать формы, отказывались от лишних деталей, вводили новый "стиль экономии" на производстве. В связи с этим активно изучался опыт Западной Европы, Америки, разработки Баухауза. Одновременно в советской прессе велись открытые гонения на левое искусство. Художники вынуждены были прекратить формальные поиски, но смелые эксперименты 1920-х годов не прошли бесследно. В 1931 году на Ломоносовском фарфоровом заводе под руководством Николая Суетина была создана художественно-производственная лаборатория, которая должна была разрабатывать образцы новых изделий. Талантливый руководитель и педагог, Николай Суетин руководствовался идеями, воспринятыми из супрематизма. Он добивался в фарфоре ясного, лаконичного звучания формы.

В 1932 году в качестве иностранного специалиста на завод была приглашена Ева Штрикер. Так волею случая на заводе встретились и успешно сотрудничали представители разных школ европейского авангарда. Суетин ценил чувство композиции и безошибочный глаз Евы. Под его руководством она разработала первую форму сервиза "Интурист" (1934) для массового производства. Ева нашла компромисс между привычной округлостью посудных форм и функциональной продуманностью каждой детали. Форма сервиза "Интурист" полюбилась художникам Ломоносовского завода. В 1930-е годы ее расписывали Л. Протопопова (сервизы "Первое метро в СССР", "Поход Челюскина", "От тайги до постройки"), Иван Ризнич ("Охотничьи самоловы"), А. Воробьевский ("Синие цветы", "Зимние забавы"). Закругленные формы сервиза, широкие ручки, непривычно плоские крышки чайников и сливочника предоставляли массу возможностей для росписи.

Сервиз – От тайги до постройки, форма: Интурист. Роспись Л. Протопоповой. 1933

В 1934 году Ева переехала в Москву. Ее карьера в России складывалась удивительно успешно. Советская пресса 1930-х годов писала о ней как о "художнике большого и тонкого дарования" и нужном для промышленности специалисте. В 29 лет Ева стала художественным руководителем всей фарфорово-стекольной отрасли в России. На Дулевском заводе она организовала модельную мастерскую, где в течение года создала формы четырех чайных и четырех кофейных сервизов, форму прибора для воды, спроектировала посуду для детских садов и ресторанов. Создавая дизайн посуды для советской промышленности, Ева учитывала традиции русской национальной керамики. Округлые, сочные формы сервизов с изысканной плавной линией ручек (сервизы "Мокко", "Голубая сетка") нравились советскому покупателю и долгое время выпускались заводом. Это время Ева вспоминала с благодарностью: "Много ездила по фабрикам, составляла производственный план. Мне было по-прежнему очень интересно работать в СССР. У меня был замечательный круг знакомых: ученые — физики Ландау, Йоффе, Константин Леонов…". И вдруг неожиданно (а скорее, вполне предсказуемо) последовал арест. "…Я никогда не забуду чудесное майское утро 1935 года. К моей постели подошла моя мать и нежно обняла, а потом сказала: “Деточка, в прихожей агент ОГПУ”". Еву отправили сначала на Лубянку, а потом в ленинградские Кресты. Ее обвинили в подготовке покушения на Сталина. Полтора года она провела в одиночной камере. Судьба была милостива к этой удивительной женщине. В 1937 году ей выдали новый паспорт и выслали из страны. Через Польшу Ева попала в Австрию, а затем, спасаясь от нацистов, уехала в Великобританию. В 1938 году вместе со своим вторым мужем, студентом-юристом Гансом Цайзелем, Ева прибыла в США. Америка стала для нее второй родиной.

Сегодня Ева Цайзель — всемирно известный американский керамист, но тогда, в 1940-е годы, ей пришлось начинать все сначала: " …На двоих у нас было 64 доллара. Мне пришлось поначалу устроиться работать уборщицей. Но очень скоро я нашла в публичной библиотеке журнал по стеклу и фарфору, подружилась с его издательницей, сделала несколько красивых абажуров. И уже в ноябре я, наконец, получила возможность заниматься керамикой в Нью-Джерси. Через четыре года я читала лекции в Метрополитен и мои работы выставлялись в Музее современного искусства".

Набор посуды Город и деревня. Фирма Red Wing China, Миннесота. 1946

Американский период творчества Евы оказался не менее интересным и плодотворным. Стиль ее произведений сильно изменился. "Тогда я уже забросила свое увлечение модернизмом, мои работы стали гораздо более чувственными, женственными и подчинялись скорее природным линиям. Наверное, меня изменила семейная жизнь и материнство". Ева воспитывала двоих детей, преподавала в Бруклинской школе промышленного дизайна — институте Пратта. В 1947 году она организовала собственную мастерскую в Нью-Йорке.

Америка разрабатывала в эти годы свой вариант промышленного дизайна, который получил название "обтекаемый стиль". Мощный дизайн кораблей и локомотивов увлекал художников. В некоторой степени этот стиль прослеживается и в творчестве Евы Цайзель. Так, сервиз Евы "Stratoware" был назван в честь нового воздушного корабля. Неординарным подходом и тонким юмором отличается фаянсовый набор посуды "Город и деревня", созданный для фирмы Red Wing China в Миннесоте (1946). Обтекаемые, причудливые, со смещенной осью симметрии чайники, соусники, солонки, окрашенные в разные цвета, создают атмосферу уюта и тепла. Но настоящим триумфом Евы в Америке стал ее знаменитый сервиз "Музей" 1946 года. Он создавался в тесном содружестве с Музеем современного искусства в Нью-Йорке на фирме Castleton China (Нью-Каслтон, Пенсильвания). Гармония плавных, "поющих" линий, благородство форм в этом сервизе доведено до совершенства.

Все последующие годы Ева работала очень активно. Ее керамика стала популярной во всем мире. Она сотрудничала с американскими фирмами Hallcraft, WesternStoneware, немецкой фирмой Филиппа Розенталя, итальянской фирмой Лучано Манчоли, японской фирмой Noritake, спустя много лет возобновила сотрудничество с Киспетской фабрикой в Венгрии.

Чайник, сахарница, сливочник. Шрамбергская майоликовая фабрика, Германия. 1920-е

Разнообразие и количество созданных ею форм поражает. Ева всегда тонко чувствовала время. В числе ее недавних работ — разработка проектов для фабрики Zsolnay и для американских фирм Klein Reid, Nambe и Orange Chicken.

Сегодня работы знаменитого керамиста экспонируются в музеях современного искусства США, Германии, Венгрии, Великобритании, России. В 1988 году Ева получила титул доктора Королевского колледжа искусств в Лондоне, где она читала курс по дизайну. В 1991 году школа дизайна имени Парсонса присвоила ей почетную степень Доктора изобразительных искусств. В 2004 году Ева получила награду от Венгерской республики, равноценную рыцарскому званию (Medal of the Middle Cross of the Order of Merit of the Republic of Hungary). В ноябре 2004 года Ева Цайзель была удостоена звания почетного члена Королевского общества дизайнеров Великобритании.

В начало раздела "Керамика">>>