Логотип

Королевские куклы из Grodner Tall

Гроднер Таль - это богатый лесом Южный Тироль, где в начале XX века мастера по дереву делали удивительных деревянных кукол. Их легко можно узнать по прическе TuckComb (вырезанный в дереве высокий узел волос с гребнем на макушке).

Такое же название носит и этот тип кукол. В их  тоненьких телах не было никаких шариков-шарниров,  но руки и ноги могли сгибаться с помощью специально  заточенных колышков.  Руки имели тонкие запястья, а  ладони вытачивались с необычайным мастерством.

 Гроднер Таль часто менял свое "гражданство": этот  район был и австрийским, и немецким, а сейчас он  примыкает к северной границе Италии.

  В 18 веке здесь в основном вырезали рамы для икон,  затем изготавливали религиозные фигурки для  католических храмов, а чуть позже начали делать      кукол и игрушки, используя для этой цели, между прочим, сибирскую сосну,  которая в изобилии росла в  местных лесах.

 Тогда это была Австрия, довольно изолированная от  "большого" мира, затерявшаяся среди лесистых  холмов. Работы по дереву делали небольшие артели,  и за их продукцией  приезжали торговцы,  чтобы продавать потом по всему миру.

 Ранние деревянные куклы  представляли из себя  фигурки  изящных маленьких дам, очень детально  вырезанные из  цельного куска дерева, с длинной  шеей и тоненькими руками и ногами, с тончайшей  росписью лица и завитками волос на лбу. Они  носили платья  с завышенной талией и со слегка пышными рукавами, по моде наполеоновского времени, которая требовала довольно простого силуэта, классический элегантности и сдержанности.

Именно такие куклы населяли детские покои маленькой принцессы Виктории - будущей английской королевы, правившей на троне более 60 лет.

До 14 лет она играла в куклы,  всего у нее было  132 деревянных фигурок высотой от 8 до 26 см.  Эта коллекция знаменита еще и тем, что маленькая принцесса собственноручно  шила им одежду с помощью своей старой гувернантки, все куклы имели имена (справа - картинка с портретом принцессы Виктории в детстве, а слева - одна из ее кукол по имени мадмуазель Proche. Ниже нарозовом фоне - 4 экземпляра из ее коллекции).

Есть книга "Queen Victorias Dolls", в которой авторFrances Н. Low так описывает этих кукол: "Странная смесь  в маленьких деревянных лицах: они и детские, и взрослые одновременно. Такое ощущение -  из-за необычного сочетания крохотного острого носика и  ярких щек  - с заостренным подбородком, широкими спокойными бровями, над которыми аккуратно прорисованы черные или слегка седоватые завитки волос". 

Тонкие, элегантные и требующие хорошего развитого вкуса, чтобы по достоинству оценить их, деревянные куклы Grodner Tal  пережили свой "золотой век" в 1810-1920-х годах.  

Им суждено было стать последними высококачественными европейскими куклами. 

По мере расширения производства и увеличения масштабов продаж деревянные куклы стремительно быстро упрощались, а качество - деградировало. 

Более поздние деревянные фигурки больше не напоминали изысканных дам, их тела стали скорее похожи по форме на кегли с плоской спиной. 

Руки превратились в прямые палочки без выточенных ладошек, а головы, хотя отдаленно и напоминала старых Grodner  Tall, стали просто круглыми, без прически и прорисованных локонов. 

В 1830-е годы впервые для производства кукол используется фарфор, и новые куклы вскоре совсем затмили деревянных.