Логотип
Яндекс.Путешествия

КУКЛЫ С "ХАРАКТЕРОМ"

Так называемые "характерные" куклы - с экспрессивным выражением лица, с ярко выраженной индивидуальной эмоцией, - сегодня входят в категорию наиболее дорогих коллекционных кукол в мире, хотя появились они не слишком давно (в начале ХХ века), и в свое время было произведено огромное их количество. Однако новинки не пользовалась тогда особым успехом, продажи шли вяло, и они только напрасно занимали места на складах и на полках магазинов. Поэтому их часто специально разбивали, и груды осколков вывозили на свалки. А сегодня коллекционеры разыскивают и покупают характерных кукол за огромные деньги. 
Их золотой век начался со знаменитого фарфорового малыша 100-й серии, выпущенного известной немецкой кукольной фабрики Kammer and Reinhardt (Waltershausen). Вроде бы скромная игрушка - полугодовалый улыбающийся мальчик с нарисованными прищуренными глазами - оказалась навсегда вписана в кукольную историю: она считается родоначальником характерных кукол. Как и почему появилась эта необычная игрушка, почему столь непростым оказался ее путь к сердцам покупателей? Ответ на этот вопрос до сих пор ищут исследователи.

К концу ХIХ - началу ХХ века, когда в Европе начали всерьез осознавать особый внутренний мир детей и признавать их неповторимую индивидуальность, кукольные фабриканты попытались приблизиться к ребенку, стараясь е создавать модели, похожие на маленьких детей. С 1890 по 1914 годы в Германии был настоящий бум кукольной индустрии: строился один завод за другим, поступали крупные выгодные заказы из-за границы.

 В такой ситуации многие кукольные фабриканты почувствовали себя своего рода золотоискателями. Казалось, если в столь благоприятной экономической ситуации придумать новую оригинальную куклу, успех гарантирован, и деньги потекут к счастливчику рекой. Поэтому почти все фабрики старались создавать собственные модели, по возможности защищая их патентами, чтобы в случае успеха на рынке не допустить создание копий и не делить ни с кем прибыль.

Характерная кукла Kammer & Reinhardt

Даже крупные и успешные игроки в кукольной индустрии не могли почивать на лаврах и два раза в год - весной и осенью - активно представляли свои новинки на игрушечной ярмарке. Однако, несмотря на активно меняющиеся кукольные лица, типажи были часто довольно схожие, и выделялись только одеждой.

Одной из компаний, которая всегда отличалась творческим подходом к делу, была игрушечная фабрика Margarete Steiff (Giengen). Именно в те годы родился их знаменитый медведь Teddy Bear, а также новый тип кукол, сделанных из мягкого шерстяного фетра, ставшие провозвестниками авторских и характерных кукол. Плотно набитые ватой фетровые мальчики и девочки со смешными, почти карикатурными лицами, в ярких костюмах, были благосклонно приняты на рынке. Маргарет Штайф писала в рекламном каталоге 1922 года: "Мы стали оригинальными создателями обозначения "характерные", которое сегодня относят ко всем куклам, не похожим на обычных. Мы уверены, что именно они вскоре завладеют сердцами детей".

Куклы мадам Штайф подтолкнули других кукольников и дизайнеров к внедрению в жизнь более смелых идей. В 1908 году очень популярная промышленная выставка в Мюнхене представила ряд авторских кукол, которые продолжали идеи компании Steiff: у них были очень экспрессивные лица и практичная простая одежда.

Но долгожданной "кукольной революции" не случилось, дети по-прежнему предпочитали более классический тип кукол, пока в игру не вступила знаменитая кукольная фирма Kammer & Reinhardt. Franz Reinhardt, на тот момент единственный владелец компании, внимательно отслеживал все интересные находки и пытался внедрять их на своей фабрике. Но для того, чтобы сделать настоящий прорыв и реализовать собственные идеи, ему нужен был художник, который помог бы создавать новые интересные модели. После долгих поисков он нашел в Берлине скульптора Lewin-Funcke. Тогда ему было немногим более 40 лет, он возглавлял художественные мастерские и активно искал заказы. При первой же встрече, состоявшейся в 1908 году, скульптор предложил Францу взглянуть на одну из своих работ - бронзовый бюст полугодовалого улыбающегося мальчика, и предложил использовать его в качестве модели для производства новой серии.

Это событие стало первым шагом на пути создания характерной куклы-малыша под маркой 100-й серии от компании Kammer & Reinhardt.

Сначала Франц отнесся к идее берлинского художника весьма скептически, однако подчинился энтузиазму скульптора и решил рискнуть. Они договорились держать проект в строгом секрете, и никто на свете не должен был знать, кто автор 100-й серии. Это обстоятельство долгое время огорчало исследователей кукольной истории, пока один из них не разыскал упоминание о Функе в одной из местных газет Тюрингии 1928 года. Позже удалось разыскать и тот самый бюст, и некоторые важные подтверждающие документы в архиве скульптора. Как только работа была завершена, фирма Kammer & Reinhardt представила "куклу нового типа" - с фарфоровой головкой и с нарисованными "смеющимися" глазами - на выставке в Мюнхене в 1908 году. Эксперты приняли ее с восторгом, предсказывая необычайный успех.

 Первая реакция рынка оказалась двойственной: одни отнеслись со сдержанным скепсисом, другие, напротив, с необычайным восторгом. Но после нескольких недель продаж дилеры вынуждены были констатировать, что характерные куклы продаются плохо. Тем не менее, другие кукольные фабрики тут же подхватили идею и поспешили выпустить собственные серии, так как хотели занять свое место в буме на характерных кукол, которого все ожидали. Никто не мог предполагать, что всего через несколько лет, в 1914 году, один из экономистов констатирует:"Характерные куклы были большой ошибкой художников и фабрикантов, публика забраковала их с поразительным единодушием, и сегодня они сходят со сцены.

Фабричные склады и полки магазинов ломились от непроданных новинок: их никто не хотел, и компания несли огромные убытки". Однако фирма Kammer & Reinhardt смогла быстро поправить свое пошатнувшееся положение, при этом не отказавшись от найденного стиля. В 1911 году она начала поставлять на рынок новую серию характерных кукол под номером 117, названную Mein Liebling (Моя Дорогая). Это был удачный симбиоз привычной миловидной куклы и характерной: так называемые флиртующие скошенные глаза и кокетливая полуулыбка.

На этот раз новинка пришлась покупателям по вкусу, и другие производители еще активнее включились в поиск удачных образов для характерных кукол. В том же году фабрики Kestner и Franz Schmidt &Co первыми выпустили характерных кукол с закрывающимися глазами. Gebruder Heaubach изготавливал модели, обладавшие портретным сходством с реальными маленькими детьми.

Многие производители делали ставку на озорных, смеющихся или трогательно-наивных кукол. Другие, наоборот, пытались найти такие выражения лиц, которые удивляли, шокировали и даже пугали. Но общим было одно: куклы пытались быть похожими на людей с их эмоциями, гримасами и состояниями. Они плакали, сердились, строили хулиганские рожицы, испытывали страх или радость ...

В игру включились такие знаменитые немецкие компании, как Louis Amberg, Armand Marseille, Georgene Averill, Bahr & Proschild, B.P.,Cameo, Century Doll Co., Dressel, Cuno & Otto, Otto Gans, Kley & Hahn, Limbach, Ricknagel, Otto Reinecke, S & Co., Bruno Schmidt, Schoenau& Hoffmeister, Simon & Halbig, Herm Steiner, Grace S. Putnam.

 Французские производители тоже не обошли своим вниманием характерных кукол. Их делали во Франции даже раньше, чем в Германии, еще во второй половине 19 века, но парижские фабриканты, которые были скорее художниками, чем бизнесменами, не сумели сделать из этого коммерческую "линейку" товара, не продвигали, не создали специального названия, да и особо не выделяли из общего ряда. Между тем еще в 1860 году появилась кукла Bru с двумя лицами (одно улыбающееся, другое грустное), смеющаяся Jumeauи другие. Около 1910 года французская компания SFBJ выпустила серию характерных кукол-детей, однако их тиражи были существенно скромнее, чем у немецких фирм.

К тому же довольно быстро выяснилось, что многие дети не принимают слишком эмоциональных кукол с застывшим образом, предпочитая обычных. Трудно было играть с характерной куклой, потому что она не могла меняться: плачущую никогда нельзя было успокоить, а с обиженной не очень-то хотелось дружить. Даже смеющаяся им не всегда нравилась. Раз и навсегда застывшая эмоция вызывала скорее отторжение. Некоторые производители по-своему попытались решить эту проблему. Они выпускали кукол с заменяемыми головами и даже кукол с несколькими лицами ("ненужные" легко закрывались чепцом или шляпой, стоило только повернуть специальный рычажок на макушке). Кстати, одна из самых знаменитых трехликих - сказочная немецкая кукла, у которой одно лицо - Красной Шапочки, второе - лицо Бабушки, а третье - Волка. Но и они не прижились в детских игровых комнатах.

 Век характерных кукол оказался недолог, зато теперь они являются гордостью любой коллекции, так как без них трудно представить кукольную историю.


В начало раздела "Куклы">>>