Логотип

Арманд Марсель. Кукольная классика

Арманд Марсель (Armand Marseille) был, пожалуй, самым крупным и плодовитым фабрикантом в сфере кукольного производства: его компанией выпущено несколько миллионов голов из бисквитного (неглазированного) фарфора разного качества. Более 40 лет эта продукция продавалась во всем мире, причем, в разных ценовых категориях, рассчитанных на разный круг покупателей. Не случайно кукол компании Арманд Марсель довольно часто можно встретить сегодня в разных музеях и коллекциях.

Крупнейший немецкий производитель кукол Арманд Марсель появился на свет в Санкт-Петербурге, в 1856 году в семье гугенотов-иммигрантов. Его отец, который, кстати, тоже родился в Петербурге, служил придворным архитектором Николая I, который, как известно, питал склонность к немецкой культуре и архитектуре. После смерти императора семья Марселей (у Арманда было пять сестер) покинула Россию, и спустя некоторое время осела в немецком городке Кобург (Coburg), в Тюрингии.

Уже тогда в Тюрингии начался своеобразный "кукольный бум". В крах, богатых лесами, глиной и сырьем, необходимым для производства фарфора, была дешевая рабочая сила. Тысячи людей находили здесь работу, а правительство заботилось о создании профессиональных школ и обеспечении благоприятных условий для экспорта игрушек. Поэтому тут быстро открывались новые производства, хотя не все оказывались успешными.

Закончив свое образование, в 1884 году Арманд Марсель купил небольшую фабрику игрушек Матиса Ламберта (Mathias Lambert) в Зоннеберге, а через год приобрел небольшой фарфоровый завод в Коппельсдорфе, переоборудовав его для изготовления фарфоровых кукольных голов.

Примерно тогда же он женился на уроженке Зоннеберга, и у молодоженов родился сын, которого назвали в честь деда - Германом, а еще через несколько лет на свет появилась дочь - Беатрис.

В 1887 году на заводе Марселя в Коппельсдорфе случился страшный пожар, вызванный прямым попаданием молнии. Значительная часть имущества сильно пострадала, но, несмотря на понесенные убытки, Арманд Марсель не отступился и взялся за восстановление.

В 1890 вышел закон, обязывающий производителей указывать на упаковке страну производства. К сожалению, он не всеми выполнялся и не каждая кукла, выпущенная после 1890 года, снабжалась таким сертификатом (иначе сегодня не возникало бы столько трудностей с определением марки и страны производства). Но это замечание никак не относится к Арманду Марселю, который немедленно зарегистрировался в торговом реестре и всегда четко исполнял новый закон.

Он вел свои дела очень энергично - год от года расширял производство, брал заказы из-за рубежа (например, модель "Queen Louse" была специально сделана для американского рынка). От своих представителей в зарубежных филиалах, которые следили за модой и рынком, он получал подробную информацию, помогавшую чутко реагировать на спрос в той или иной стране.

Еще в 1890-м году Марсель начал экспериментировать не только с производством кукольных голов из фарфора, но и с изготовлением фарфоровых кукол, тел из композита и кукольных париков, стараясь расширить производство. 
В 1893 году в его компании работали более 500 человек, а в 1900-х она стала настоящей кукольной империей, приносившей немалые доходы. В 1905-м году Арманд Марсель даже построил завод по выпуску электротехнического фарфора, но от "кукольный темы" все-таки оторваться не мог, в итоге продал его компании Siemens, и решил полностью сосредоточиться на куклах.

Арманд Марсель всегда очень дорожил отношениями с Россией: в его доме висели русские иконы, а во время светских приемов он даже поднимал у себя на крыше русский флаг - как знак кровной связи с этой страной. Поэтому он активно заключал договора с русскими торговцами, и много своей продукции отправлял на экспорт в Санкт-Петербург. Кстати, несколько его кукол оказались даже в коллекции детей последнего русского императора, которая сейчас хранится в Загорском музее игрушки.

В 1915 году дочь Арманда Марселя Беатрис вышла замуж за сына фабриканта Эрнста Хойбаха (Ernst Heubach), чей фарфоровый завод располагался неподалеку от предприятия Марселей. Родственные отношения привели к фактическому слиянию предприятий, хотя Арманд Марсель предостерегал дочь от этого опрометчивого шага, так как всю жизнь привык полагаться только на самого себя, и не был не уверен в деловых качествах молодого Хойбаха.

Сам он по-прежнему слишком много работал, хотя в годы первой мировой войны Германии пришлось сильно потесниться на мировом кукольном рынке (некоторые страны бойкотировали торговые отношения с Германией). Постоянные волнения и перенапряжение дали о себе знать: в 1917 году у Марселя случился серьезный сердечный приступ. После этого он решил, что пора подумать о преемственности бизнеса, и в 1919 году у фирмы появился новый руководитель - Герман Марсель. Герман, как и его сестра, возлагал большие надежды на союз с компанией Хойбах, однако деловая проницательность отца оказалась верной: этот альянс распался через 11 лет: с 1932 года компания Хойбах снова существовала сама по себе, а фирма Арманд Марсель - сама про себе. Впрочем, основатель знаменитой кукольной империи этого уже не увидел: он скончался от инфаркта в 1925-м году. 
Сын честно старался продолжать дело отца: занимался производством кукол и кукольных голов, экспериментируя с различными типами композитных материалов. Но прежних успехов достичь уже не удавалось. В 1930-е годы, в силу политических и экономических причин, экспорт немецких товаров резко упал, соответственно уменьшились и продажи кукол. Фирма вынуждена была переориентироваться на изготовление фарфоровой посуды. 

После Второй мировой войны выпуск кукол возобновился под новой маркой Sonneberger Porzellanfabrik. Однако Герман Марсель не смог ужиться с новой властью, и в 1949-м году переехал в ФРГ. Знаменитая кукольная фабрика закрылась уже навсегда.

кукла Armand MarseilleХарактерная кукла Armand Marseille

На всем протяжении долгой истории компании Armand Marseille ее ассортимент был огромен: куклы с классическими девичьими чертами, так называемые "характерные" (с определенным выражением лица), озорные googly со скошенными в сторону огромными круглыми глазами, разновозрастные пупсы - плачущие и смеющиеся. Небольшими тиражами выпускались также темнокожие куклы - африканцы, азиаты (одна из таких кукол хранится сегодня в Лондонском музее детства).

Фабрика изготавливала много кукольных голов и для других производителей. Среди самых известных ее партнеров - такие известные

кукла Armand Marseille кукла Armand Marseille

Кукла Armand Marseille

Кукла Armand Marseille

немецкие фабрики, как C.M. Bergmann, Cuno & Otto Dressel, Seyfarth & Reinhardt, Wagner & Zetsche, Wislizenus и многие другие. В самые успешные годы компания Арманда Марселя выпускала до 1000 кукольных голов в день, и при таких тиражах ее продукция Armand Marseille очень разнится по качеству. Некоторые отливки делались на протяжении десятилетий, но часто даже одна и та же отливка выходила неодинаковой. Поэтому коллекционеры, приобретая для своего собрания куклу фирмы Арманд Марсель, прежде всего обращают внимание на роспись лица. Если брови нарисованы торопливо, одним взмахом кисти, румянец слишком яркий и "тяжелый", а фарфор темного цвета - это недорогой массовый экземпляр. У кукол, сделанных на высоком уровне, более тонкая роспись, светлее лицо. 

кукла Armand Marseille кукла Armand Marseille

Кукла Armand Marseille

Кукла Armand Marseille

Головы фирмы Armand Marseille из необожженного фарфора чаще всего маркировались "A.M." или "Armand Marseille", иногда добавляли "Germany" или "Made in Germany". Слова и буквы писались разными шрифтами, печатными или прописными буквами. Номер размера куклы ставили или между буквами A и M, или после маркировки "A.M.". Впрочем, иногда встречаются клейма только с номером отливки (эти номера хорошо известны коллекционерам и обозначены в специальных справочных каталогах), без упоминания привычных инициалов знаменитого фабриканта.

В выборе номеров отливок фирмы Armand Marseille не прослеживается явной системы. Это могло быть трех- или четырехзначная цифра, либо имя собственное. Одни из самых распространенных отливок, выпускавшихся на протяжении 30 лет, - 390 и 370.

Наиболее известные куклы фирмы Armand Marseille 
Отливка 390 - 45%
Отливка 370 15%
"Florodora" 10%
Отливка 1894 8%
"My Dream Baby" 4%
отливка 3200 3%
Googly 3%
Queen Louise, Darling Dolly и др. - 12%