Логотип

Мадмуазель Mignonette и ее маленький мир

История кукол небольшого размера началась еще с античных времен. В средние века их делали из дерева, папье-маше, ткани. Так, в Германии были очень популярны крохотные персонажи для кукольных домов.

Однако во второй половине 19 века во Франции впервые родилась концепция "карманных кукол" из неглазурованного фарфора, с крутящейся головой, руками и ногами. В 1877 году Фердинанд Састрак зарегистрировал собственный патент на дизайн таких кукол. Его куколки высотой менее 20 см имели двигающиеся колени и локти благодаря деревянным шарикам в суставах.

Одна из первых французских кукол-миньонет

Французская кукла-миньонетта

 

Видимо, "идея витала в воздухе": два года спустя, в 1879 году, Марик Шмидт зарегистрировал почти идентичный патент, не зная о своем сопернике. Юристы опротестовали этот документ, и Шмидт выпускал своих кукол без маркировки. Однако справедливости ради надо сказать, что качество его кукол было выше, чем у конкурента.

Самые редкие французские карманные куклы с крутящимися коленями обычно высотой от 12 до 14 см. Новое поколение карманных кукол было целиком фарфоровым. Самые старые из них - очень нежного цвета, часто босые, хотя в конце 1870х у некоторых кукол появились нарисованные ботиночки и носки. Все были блондинками, с париками желтого цвета.

В 1880 году, когда детский журнал LA POUPEE MODELE ввел для таких кукол специальное название Мignonnette (крошка), оно довольно быстро прижилось. Так стали называть не только целиком фарфоровых маленьких "карманных" кукол, но и тех, у которых тело было из композита.

Сегодня этот термин используется для описания всех кукол-малюток с телосложением девочек. У них чаще всего не закрывающиеся стеклянные глаза, закрытый рот, парик из натурального мохера.

Для таких крошек создавался целый мир. Так, парижский детский журнал LA POUPEE MODELE активно печатал выкройки разнообразных нарядов, которые легко могли сшить его подписчицы, почти в каждом номере публиковались цветные картинки комнат, будуаров и салонов с бумажной мебелью, которую можно было вырезать и склеить.

Куклы-миньонетты обычно продавались в красивых коробках с целым комплектом богатого приданого. Среди наиболее известныхкутюрье, которые специализировались на пошиве костюмов для них, была Клара Лакан. Ее работы принимали участие в специальной экспозиции в Париже в 1878 году.

Немецкие производители развили идею и быстро наладили выпуск фарфоровых девочек маленького роста. Некоторым фабрикантам удалось создать прекрасные образцы, которые сегодня высоко ценятся коллекционерами. Среди них - фирма KESTNER, LIMBACH, GEBRUDER KNOCH и другие. Немцы поставляли на рынок фарфоровых малюток дольше, чем во Франции, где производство миньонетты постепенно угасло и закончилось примерно в 1917 году, когда на смену им пришли картонные куклы, более дешевые и простые.

Кукла-миньонетта фирмы Kestner

Сегодня в Европе и Америке есть немало коллекционеров, которые собирают только редких "карманных" кукол. Но так или иначе они есть почти в любой кукольной коллекции, так как считается, что миньонетты - что-то вроде маленького ангела-хранителя, который всегда с тобой.