Логотип

Мадмуазель mignonette – маленький ангел

Во второй половине 19 века во Франции впервые родилась концепция маленьких «карманных» куколок из неглазурованного фарфора высокого качества. Хотя в соседней Германии уже вовсю выпускали пяти-семи сантиметровых персонажей для кукольных домиков, идея «самостоятельной» маленькой куклы, сделанной более тщательно и красиво, впервые родилась именно в Париже.

 

С 1877 года их стали называть мадмуазель Mignonette (от слова mignonne — миленький, изящный, крошечный). Новшество ввел Фердинанд Састрак, который зарегистрировал патент на дизайн кукол высотой не более 20 сантиметров. Они могли крутить головкой, руками и ногами, а благодаря деревянным шарикам у них были даже подвижные коленные и локтевые суставы.

Одна из первых французских кукол-миньонет

Видимо, идея создания «малогабаритной» куклы витала в воздухе: два года спустя, в 1879 году, некий Шмидт зарегистрировал почти идентичный патент, не зная о своем сопернике. Юристы опротестовали этот документ, и господин Шмидт вынужден был выпускать свою продукцию без маркировки. Однако справедливости ради надо сказать, что качество его кукол было выше, чем у конкурента-француза.

Карманные куклы нового поколения изготавливались полностью из фарфора. Первые экземпляры — очень нежного цвета, часто босые, хотя в конце 1870-х у некоторых моделей на ногах появились изящные нарисованные ботиночки и носки. Все они были блондинками, с париками соломенно­желтого цвета. В 1880 году детский журнал LA POUPEE MODELE впервые официально назвал таких кукол Мignon-nette, что окончательно закрепило это определение для крошечных фарфоровых красавиц.

Французская кукла-миньонетта

Сегодня этот термин используется для обозначения всех кукол­малюток с телосложением девочек. Они в большинстве случаев имели не закрывающиеся стеклянные глаза, закрытый рот, парик из натурального мохера. Специально для кукол­малышек создавался целый мир. Тот же журнал LA POUPEE MODELE постоянно печатал выкройки разнообразных нарядов, которые легко могли сшить его маленькие подписчицы, почти в каждом номере публиковались цветные картинки комнат, будуаров и салонов с бумажной мебелью, которую можно было вырезать и склеить для своих любимиц. ФирмаLevesque специализировалась на выпуске аксессуаров для миниатюрных кукол, у которых было все: от биноклей и ножниц до сумочек, шляпок, посуды и расчесок.

Миньонетты обычно продавались в красивых коробках с целым комплектом богатого приданого. Среди наиболее известных кутюрье, которые специализировались на пошиве роскошных костюмов для кукол, была Клара Лакан. Ее работы даже были выставлены в специальной экспозиции в Париже в 1878 году.

Немецкие производители развили идею и быстро наладили выпуск фарфоровых «девочек» маленького размера. Так, компания Carl Horn (1906–1930), располагавшаяся в Дрездене, наладила выпуск крохотных одетых кукол в костюмах, выполненных в различных стилях. Некоторым фабрикантам удалось создать прекрасные образцы, которые сегодня высоко ценятся коллекционерами. Например, очень популярна продукция фирмы KESTNER, LIMBACH, GEBRUDER KNOCH и других. Знаменитые германские фабрики Hermann Steiner, Sonneberg, Theodor Recknagel, Alexandrinenthal делали крохотные кукольные головки на заказ.

В Германии кукол­малюток называли «куклами для Рождества». Впрочем, этот праздник считался в принципе «временем кукол». Рекламные выпуски в журналах и газетах конца XIX века предлагали наборы «Маленькая модистка»: кроме фарфоровой куколки размером примерно 12–15 сантиметров в него входили нитки, крохотные пуговицы, выкройки, ленты и кусочки тканей для ее будущего гардероба.

Некоторые компании наоборот, предпочитали специализироваться на готовой кукольной одежде. Так, фабрика Карла Хартмана (Carl Hartmann) была знаменита тем, что выпускала прекрасно одетых фарфоровых малюток в роскошных платьицах и с огромными цветными бантами на голове. Начиная с 1898 года эта компания выпустила целую серию таких кукол под торговой маркой «Globe Babies», которые бойко продавались во всем мире.

Немецкие производители вели бизнес куда более умело, чем французы, они старались охватить все сегменты рынка. Они создали кукол с несгибающимися ногами, которые невозможно было посадить. Эти куклы стоили намного дешевле, принесли немало прибыли фабрикантам, но почти не оставили следа в кукольной истории, так как зачастую были невысокого качества.

Впрочем, бывали и исключения. Так, Франц Шмидт (Franz Shmidt) «выбросил» дешевых и хороших кукол на парижский рынок, где царили в основном дорогие миньонетты. Во французской рекламе куклы Франца Шмидта имели торговую маркуParis Genre («парижский тон»). Среди немецких миньонетт коллекционеры особо ценят продукцию фирмы Kammer andReinhardt. У этих кукол были не только руки и ноги, которые подвижно крепились к телу, но и они даже могли вертеть головой, если куклу вели вперед так, чтобы она передвигала ноги.

Кукла-миньонетта фирмы Kestner

Немцы поставляли на рынок фарфоровых малюток дольше, чем соседи. Во Франции производство маленьких кукол постепенно угасало из-за конкуренции с Германией, и их выпуск практически прекратился после 1917 года, когда договоры с немецкими фабрикантами-поставщиками были аннулированы из-за начавшейся Первой мировой войны. Именно в 1917 году французские фабриканты объявили в прессе, что «маленькие фарфоровые куклы все проданы, и их никогда не будет больше».

Сегодня в Европе и Америке немало коллекционеров, которые собирают только редких «карманных» кукол. Но так или иначе, они есть почти в любой кукольной коллекции, так как считается, что миньонетты — это что­то вроде маленького ангела-хранителя, который всегда с тобой.