Логотип

Бронзовых дел мастера Европы

Чернильный прибор из семи предметов «Медведи»Либерих Н.И. (1828–1883). Чернильный прибор из семи предметов «Медведи». Россия. Кон. XIX. Бронза, литье, чеканка, патинирование, камень — кровавая яшма

В торговле живописью и бронзой очень много общего. Традиционным является интерес российских собирателей и коллекционеров к отечественной живописи и к национальному декоративно-прикладному искусству. В антикварных магазинах знают людей, готовых купить русскую бронзу таких скульпторов, как Н.И. Либерих, Е.А. Лансере, М.М. Антокольский, П.К. Клодт. Произведениями этих выдающихся мастеров восхищались не только в России. На многих салонах 70–90-х годов XIX века в Лондоне и в Париже их работы получали восторженные оценки, зрители особо отличали работы Лансере, созданные по мотивам русской истории и быта. Можно утверждать, что скульптура Лансере, искренняя и правдивая, не утратила своей художественной ценности по сей день.

Русская бронза многим обязана Феликсу Шопену, владельцу фабрики художественной бронзы в Петербурге. Он прилагал все силы для того, чтобы его изделия отливались по русским моделям и отличались высоким качеством отливки и чеканки.

Русской бронзы на антикварном рынке мало (по сравнению с западной, которую изготавливали в значительно больших объемах). Удовлетворить спрос покупателей русской бронзы весьма затруднительно, она не застаивается в магазинах. Поэтому отечественная антикварная бронза стала стоить очень дорого.

Что касается западной бронзы, то нам не следует забывать, что стиль и мода приходили в Россию из Парижа, Лондона, Берлина и Вены. Аристократия XIX века украшала свой быт люстрами, канделябрами, бра, часами и скульптурами западных мастеров. Безусловно, в Россию попадала бронза различного качества, от превосходных образцов до товара сомнительных достоинств.

История распорядилась так, что наш антикварный рынок был отрезан от западного на многие десятилетия. Новых поступлений не было. Если не считать тех вещей, которые были привезены домой воинами-победителями. Становление современного антикварного рынка началось в начале 90-х годов. Специализации тогда не было никакой, магазины имели статус комиссионных, весь товар в салонах появлялся от желающих продать свои старые вещи. Надо сказать, что до середины 90-х сдатчиков было много, и им приходилось выстаивать немалые очереди. По моим наблюдениям, от 20 до 30 процентов всего потока вещей составляла бронза. Это были часы, осветительная арматура, скульптура. К концу 1996 года стало понятно, что закрытый антикварный российский рынок исчерпал себя. Все реже и реже стали появляться интересные предметы. Все больше становилось антикварных магазинов. Некоторое оживление внесла отмена лицензирования на этот вид деятельности. Появилась специализация. Многие стали заниматься только живописью, появились салоны по продаже старой бронзы. Но большинство магазинов предпочитают иметь как можно больший перечень товаров.

Скульптура «Одалиска со львом»Чипарус Д. (1888–1950). Скульптура «Одалиска со львом». Франция, Париж. 1920-е. Бронза, литье, чеканка, покрытие холодными патинами, камень. 19,5 х 55,5 х 22,0

Значительно улучшился ассортимент антикварной бронзы с января 2004 года, после вступления в силу нового таможенного кодекса России. Теперь появилась возможность удовлетворять вкусы покупателей, заранее обговаривая цену на скульптуру того или другого автора. Хочу подчеркнуть, что безусловным требованием к продаже антикварной бронзы является экспертиза. Если с атрибуцией западной живописи антиквары испытывают серьезные трудности, то среди экспертов бронзы в Москве имеются знающие и авторитетные специалисты.

Безусловными фаворитами по количеству и качеству антикварной бронзы являются французы. Бронза французских авторов подкупает разнообразием стилей. Здесь барокко и рококо, с их неизменными путти, нимфами, сатирами и вакханками, и классицизм с мифологическими группами, и ар нуво (модерн), с великолепной пластикой человеческого тела. Российскому любителю бронзы хорошо знакомо искусство Клода Мишеля Клодиона. Верный последователь академического искусства, он создавал подчеркнуто-декоративные композиции на мифологические темы. Его персонажи всегда праздничны, красивы, пластичны, работы пользуются заслуженной популярностью.

Знаменитый французский скульптор Матурин Моро (1822–1912), считая Клодиона своим учителем, работал также в классическом направлении. В салоне-магазине «Сказка» сегодня можно увидеть его композицию «Игры путти». Художественная традиция отвела путти (от лат. putus — маленький мальчик) роль предвестников земной любви.

В данной композиции шаловливые путти беззаботно играют с грозной львицей, образ которой связан с символическим образом великодушия, без которого не может существовать настоящая любовь.

Скульптурная композиция «Поединок зубров»Иффланд Ф. (1862–1935). Скульптурная композиция «Поединок зубров». Германия. Кон. XIX – нач. XX. Бронза, литье, чеканка, патинирование, камень. 21,0 х 34,0 х 7,3

В салоне можно увидеть и более поздние бронзовые скульптуры конца XIX – начала XX веков. Интересна скульптура «Венера, держащая на руках Амура». Автор модели Анри Эмиль Аллуар (1849–1929), более известный своими крупными монументальными произведениями, работал и в камерной пластике из бронзы. Отливки его скульптур воспроизводили крупнейшие бронзолитейные парижские фабрики. Образ Венеры в салонном французском искусстве практически всегда рассматривался как изысканный вариант популярного жанра «ню», выраженный в формах идеально-пропорциональных и прекрасных. Интересна работа и другого французского скульптора Жоржа Шарля Кудрея «Арабская женщина у фонтана». Этот скульптор большинство своих работ посвятил оригинальным сюжетам на темы арабского востока, получившим особую популярность во французском искусстве последней трети XIX века. Мастер создавал женские образы, в которых экзотика восточных одежд и аксессуаров сочеталась с томной женственностью. Представленная скульптура привлекает эффектностью композиции, крупным размером (57,0 см) и живописной декоративностью многоцветной зеленовато-коричневой патины. Эффектна выставленная в магазине скульптура работы талантливого скульптора Ноэля Делагранжа — представителя ар нуво. В его трактовке сказалось навеянное искусством символизма отношение к женщине, как к тайне, загадке. В этой традиции, в период модерна, женская фигура, окутанная длинным, прикрывающим голову и руки покрывалом, ассоциировалась с образом ночных грез и видений. Поэтичность образа подчеркивается мечтательным выражением красивого лица и обилием пластичных складок.

В салоне имеются бронзовые скульптуры итальянских, немецких, австрийских мастеров XIX – начала XX века. Хотелось бы акцентировать внимание читателя на «безродной» бронзе, которой достаточно много. К этой категории можно отнести все изделия, не имеющие клейма автора или фабрики-изготовителя. Такая бронза, несмотря на хорошее качество проработки, стоит недорого и может украсить интерьер самого взыскательного собирателя. А профессионалам антикварного дела совет: иметь в своей библиотеке такие книги как «Bronzes sculptors&founders 1800–1930», автор Harold Berman, в 4-х томах и «Animals in bronze» (Reference and PriceGuide), автор Christopher Payne, где можно узнать автора модели того или иного произведения из бронзы. В заключение хотелось бы сказать, что имеются и явные отличия между коллекционированием европейской живописи и бронзы. Если в живописи инвесторы проявляют интерес и к русской, и западноевропейской школам, то в бронзе их интерес распространяется только на русскую. Выбор живописи тематически более разнообразен. Для размещения бронзы, в отличие от живописи, нужны специально оборудованные места: консоли, полуколонны, ниши. Мест в современных интерьерах не так много, и никто не стремится «перегружать» бронзой свое жилище. Главным становится вопрос качества бронзовой скульптуры. Здесь европейская бронза вне конкуренции, и цена на нее сегодня значительно ниже русских аналогов.