Логотип

Русские художественные изделия из черных и цветных металлов X-XVII вв.

Черные и цветные металлы издавна использовались на Руси для художественного творчества – найденные при раскопках вещи, особенно предметы вооружения, могут служить свидетельством этого. С X века на повсеместно развивается кузнечное производство, в котором используются разнообразные технические приемы и способы отделки поверхности металлов; для декора также привлекаются дополнительные материалы. Сначала художественные работы выполнялись кузнецами, впоследствии же художники-ювелиры обособились от них.

В X-XII вв. для отливки колоколов, светильников, церковной утвари, украшений и пр. часто использовали медь: мелкие предметы отливали в каменных формах, а большие выплавляли в песке или глине по восковым моделям «с утратой формы». Изделия из листового металла часто отделывали чеканным рельефом или тиснением.

Бронзовый хоросБронзовый хорос. XII-XIII вв.

Черные и цветные металлы играли важную роль в декоре русских храмов еще в XII веке. Так, в соборах Владимиро-Суздальской Руси полы выстилали толстыми медными плитами, а двери и сени покрывались листами золоченой меди, на которую наносился орнамент и клейма с евангельскими и библейскими сюжетами. Из бронзы отливали ажурные арки и светильники – круговые паникадила-хоросы.

В XVI-XVII веках разнообразная ремесленная и промышленная деятельность формируется вокруг городов; развивается обработка металлов, создание и украшение домашней утвари и художественного оружия. К этому времени орнаментация становится все более ажурной, в ней преобладают растительные мотивы, а в XVII веке они дополняются также литыми фигурками людей и животных. Изготовляется много осветительных приборов, подвесных и многосвечников, из кованого и листового железа, меди, серебра.

Дмитрий Моторин. КолоколДмитрий Моторин. Колокол. 1686 г.

Высокого уровня достигли мастера пушечного и колокольного дела: литые бронзовые пушки и колокола украшали «травными» рельефами, выпуклыми надписями и фигурными изображениями. Примером ажурного литья может служить колокол, отлитый в 1686 году московским мастером Дмитрием Моториным – предком мастеров, отливавших царь-колокол. Верхняя его часть представляет собой ажурное литье, декорированное гирляндами цветов. В нижней части – выпуклая надпись с именем автора (такие надписи обычно включали имя жертвователя, указание места назначения колокола, имя мастера и дату исполнения).

Из меди, бронзы и железа делали литые и кованые решетки на окна, ограждения надгробий, церковные сени. Эти решетки, как правило, образованы растительным орнаментом с включением фигуративных изобразительных элементов, таких, как кони или птицы.

Медные подвесные чернильницыМедные подвесные чернильницы. Конец XVII века.

Среди мелкого медного литья рубежа XVII-XVIII веков – медные подвесные чернильницы, сделанные в виде плоских флаконов и декорированные рельефными изображениями львов, всадников, цветов, сказочных птиц-сиринов. В декоре встречаются также изображения людей в западноевропейских кафтанах, что отражает веяния времени.

Железные кованые предметы в XVII веке украшались не так нарядно и пышно, как медные, но это были цельные и выразительные изделия. Каменные сооруженияXVII столетия обычно снаружи закрывались железными дверьми. На остов наклепывались листы железа, а места пересечения полос украшались резными бляхами.

Кованая дверная петля и дверная ручкаНаверху: Кованая дверная петля и дверная ручка. XVII век. Внизу: Кованый «секирный» замок. XVII век.

Поверхность дверей часто расписывалась или декорировалась накладками из разных материалов; декор представлял собой изображения разнообразных растений и животных. Двери также делали из дерева, но с железными элементами; на них ставились «секирные» замки, отделывавшиеся железными накладными бляхами, прорезью и сквозными накладками. Дверные петли выковывались в виде длинных узких полос дополнительными расширениями, помогавшими удерживать тяжелые дубовые двери. По поверхности этих полос в горячем состоянии выбивали очертания зверей, птиц, цветов.

Для оковки ларцов, сундуков и других бытовых вещей применяли полосы просечного железа. Узоры просекались скобчатыми долотами разных размеров – этим определяется характер узора: сердцевидные ячейки и их комбинации. В XVII веке ларцы делают в традиционной форме «теремков». Крышка у них была высокая, четырехскатная, усеченная в верхней части и полая внутри; снизу она прикрывалась доской, так что туда тоже можно было что-то класть. Такая форма требовала особого декора, в соответствии с очертаниями декорируемых поверхностей. Стенки ларцов отделывались полосами просечного железа или же бляхами; на ключевых отверстиях просечная резьба была особенно тонкой и ажурной, иногда – с фигурами геральдических животных. Просечное железо использовали также для изготовления наружной отделки домов – гребней на коньках крыш, флюгеров и проч.

Выносной фонарь, отделанный оловомВыносной фонарь, отделанный оловом. XVII век.

В XVII веке появился новый вид кованых изделий – крюки и кронштейны для подвешивания больших ламп, которые делали в виде растительных мотивов или фигур животных. Затейливостью декора также отличались и кованые цепи для паникадил.

В русском декоративном искусстве XVI-XVII веков разнообразное применение нашло олово – оно было привозным и поэтому ценилось довольно высоко. Из олова делали столовую и церковную утварь, тонким слоем олова покрывали железные изделия, предохраняя их и придавая им серебристый блеск.

Олово – хороший отделочный материал: оно довольно мягкое, поэтому его поверхность легко украшать гравированными изображениями. На оловянных тарелках и блюдах в XVI-XVII вв. резались орнаменты и надписи вязью (имена владельцев и проч.). Олово легкоплавко, поэтому его легко украшать рельефным литьем (но так как оно довольно ломко, в основном предметы делали не целиком из олова, а из более прочных материалов, отделывая оловом лишь поверхность). Массово производятся ажурные полосы с рельефным узором и фигурные бляшки. Эти элементы использовали в декоре деревянных ларцов, зеркал, киотов; прорези подцвечивали яркими красками и подкладывали слюдой.

К концу XVII – началу XVIII вв. относятся церковные слюдяные фонари, которые выносили на высоких шестах при церковных процессиях. Их делали на железном каркасе, а сам корпус фонаря представлял собой четырех-, шести- или восьмигранник с шатровыми кровлями (до девяти штук) наподобие перекрытия древних деревянных церквей. Слюдяные заполнения сквозных отверстий и скаты граней обкладывали узкими полосами оловянного узора и бляхами.

Во второй половине XVII века значительно возросло развитие отечественной железодобывающей и металлообрабатывающей промышленности, что позволило шире использовать железо, как материал для изготовления предметов быта и декорированных изделий, а также привело к появлению оригинальных художественных решений и приемов отделки. В производстве художественных изделий из черных и цветных металлов в XVIII веке, когда происходит усложнение формы и конструкции многих предметов предшествующих периодов, а с другой стороны неуклонно возрастает добыча металлов, прежние художественные традиции получают плодотворное развитие.