Логотип

История самоваров в России

Старинные самовары стали полноправными участниками музейной жизни: в 1965 году Государственный Русский музей приобрел в Москве 40 самоваров из коллекции Е.Г. Андреевой-Арендт, а в 1991 году в Туле открылся Музей самоваров. Среди частных собраний известностью пользуется коллекция А.А. Лобанова, состоящая из 200 самоваров.

 

Самовар. Конец XVIIIСамовар. Конец XVIII. Латунь, выколотка, литье. 29,0 х 25,0 х 25,0

В минувшие века самовар завоевал прочное и почетное место среди предметов русского национального быта, соответствуя глубинной психологии народа и климатическим особенностям страны. Самовары использовались по прямому назначению — для нагревания воды и длительного поддержания ее температуры. Внутренняя предрасположенность к неторопливости и задушевным беседам собирала друзей и родных за чашкой крепкого горячего чая вечерами среди цветущих дачных садов. Тепло самовара помогало коротать ненастные осенние вечера и согреваться в студеную зимнюю пору.

О широком распространении самоваров мы можем судить по тому количеству, в котором они сохранились до наших дней в музеях, частных коллекциях и на прилавках антикварных магазинов. Как обязательный атрибут повседневной жизни, самовар присутствует на многих живописных полотнах известных мастеров: «Вдовушка» и «Сватовство майора» П.А. Федотова, «Вечер на даче» И.Н. Крамского, «Купчиха за чаем» Б.М. Кустодиева.

Самовары — не столь древний предмет домашнего обихода, как может показаться. В России они появились чуть больше двух с половиной столетий назад.

Возникновение русских металлических сосудов для нагрева воды историки предвосхищают экскурсами в эпоху реформ Петра I. Именно в этот период начался промышленный подъем Урала, на землях которого возникали и росли металлургические и медеплавильные заводы. Одновременно на нескольких уральских металлургических предприятиях вырабатывались навыки и приемы изготовления и отделки бытовой посуды из меди. Быстро накапливающиеся знания и опыт уже в 1730-х годах позволили изготавливать чайники с ручкой. Однако в чайниках вода охлаждалась довольно быстро. И уральские заводы начали выпускать казаны с трубами, винокуренные кубы с трубами и винные кубы с колпаками и трубами. Вероятно, из этих форм произошли вскоре и «сбитенники», предназначенные для приготовления сбитня — старинного русского горячего напитка из меда с пряностями, представляющие собой чайники с внутренней трубой и поддувалом, которые сегодня можно встретить в музейных коллекциях.

Самовар-бочонок. Мастер В. БечинскийСамовар-бочонок. Мастер В. Бечинский. Конец XVIII. Латунь, выколотка, литье, чеканка. 37,0 х 41,0 х 18,0

Первое документальное упоминание о самоваре в России относится к 1746 году, о чем говорит законченная в том году Опись имущества Онежского второклассного Крестового монастыря. На страницах этого архивного документа среди прочих предметов монастырского быта упомянуты и «два самовара с трубами зеленой меди». В «Толковом словаре» В.И. Даля мы читаем: «Самовар, самоварчик — водогрейный для чаю сосуд, большей частью медный с трубою и жаровнею внутри». Таким образом, к концу первой половины XVIII века вполне сложились основные принципы изготовления самоваров, которые не изменились и в будущем. Существует также версия, что первые промышленные самовары были изготовлены на Олонецких заводах.

В конце XVIII столетия конструкция «водогрейного сосуда» приобрела окончательный вид. Она состояла из вертикальной трубы-жаровни, в которую закладывали топливо — шишки, щепки или ветки. Через трубу топливо попадало в жаровню. Заканчивалась труба конфоркой, на которую мог ставиться заварной чайник.

Довершали картину краники, две ручки с держателями, колпачок-заглушка и подставка с ножками, предохраняющая поверхность стола от чрезмерного нагрева. Тогда же в России появились и самовары-кофейники, известные в Западной Европе еще с конца XVII века. Конструкцию этих сосудов дополняло устройство в виде вынимающейся рамы с мешочком из холста, в который засыпали все необходимое для приготовления кофе. Так постепенно в обиход помимо чайников вошли самовары и кофейники, которым суждено было вытеснить бытовавшие ранее виды русской медной посуды.

Очень скоро центром выпуска русских самоваров, окончательно утвердившихся в национальном быту и завоевавших к тому времени невиданную популярность, стал город Тула, известный еще в XVII веке своими богатыми традициями в области обработки металлов. В XVIII столетии этот древний город по-прежнему славился замечательными работами своих оружейников.

Самовар. Первая четверть XIXСамовар. Первая четверть XIX. Красная медь, латунь, выколотка, литье, чеканка. 31,0 х 22,0 х 17,0

Появление самых первых тульских самоваров связывают с именем оружейника Федора Ивановича Лисицина. В 1760-х годах он создал свое частное, или, как тогда говорили, «партикулярное» предприятие, выпускавшее не только кастрюли, но и приборы для нагревания воды.

В начале следующего столетия большую известность приобретает фабрика «Купцов Василия и Ивана Ломовых в Туле», основанная в 1812 году. На фабрике использовался квалифицированный рабочий труд, а ее изделия славились по всей России. Они были весьма конкурентоспособны на столичном рынке, продавались на Нижегородской и Ирбитской ярмарках, шли на экспорт. На крышках самоваров гравировали надпись: «Василий Iван Ломовъ въ Туле».

К середине XIX века здесь появилось и множество других фабрик. В частности, популярностью пользовалась продукция тульского предприятия Николая Маликова, самоварам которого придавали античные формы, вновь ставшие модными на фоне очередной волны увлечения неогреческими мотивами.

Антикварный рынок современной России по большей части насыщен самоварами второй половины XIX и начала XX века. Это изделия известных тульских производителей — «Наследников В.С. Баташева», фабрик Воронцова, «Сыновей И.Ф. Капырзина», Р.А. Тейле, Шемариных и других. Каждое из упомянутых производств имеет свои особенности и историю.

Самовар. Фабрика Ф.Н. ДубининаСамовар. Фабрика Ф.Н. Дубинина, Санкт-Петербург. Середина XIX. Красная медь, выколотка, литье, чеканка, серебрение, кость. 53,0 х 32,0 х 31,0

До нас дошли сведения о существовании трех фирм Баташевых, самовары с клеймами которых пользовались огромной популярностью. Первое предприятие принадлежало Ивану Григорьевичу Баташеву, который основал его в 1825 году. Затем оно перешло по наследству к его сыну Николаю Ивановичу Баташеву, впоследствии сдавшему его в аренду Р.А. Тейле. Вторая фирма была основана в 1840 году и принадлежала первоначально Василию Степановичу Баташеву, а в дальнейшем перешла к его наследникам и стала носить название «Наследники В.С. Баташева». Третья фирма Баташевых была основана Александром Степановичем Баташевым в 1840–1850 годах и затем передана ее последним владельцам, братьям Алексею Степановичу и Ивану Степановичу Баташевым.

Одновременно с крупными фабриками существовали мелкие ремесленные мастерские, в которых трудились наемные рабочие. Многие из них выпускали вполне качественную продукцию, но по товарообороту не могли конкурировать с крупными предприятиями.

В силу этого сведений об изделиях небольших предприятий сегодня сохранилось немного, как, впрочем, и самой продукции.

Помимо екатеринбургских и тульских самоваров, известны и многие образцы подобных сосудов для нагревания воды, сделанные в других городах. Их изготавливали в Москве, Ярославле и Костроме, Вятке и Угличе, Архангельске и Одессе и, конечно, в столице империи — Санкт-Петербурге. В музеях и частных коллекциях сохранились замечательные самовары, которые представляют собой подлинные произведения искусства. Прежде всего, это изделия известных петербургских мастеров из серебра с золочением по поверхности и отделкой деталей слоновой костью. В 1840?е годы в столице ценились изысканные изделия небольшой фабрики купца Ф.Н. Дубинина. В Москве тогда же вошли в моду самовары фабрики К.Я. Пеца, П. Севрюгина, И. Зотова, а чуть позднее А. Шмакова. Отдельной страницей истории самоваров на рубеже XIX–XX веков стали произведения, выполненные в мастерских поставщика императорского двора К. Фаберже.

Самовар. Вторая половина XIXСамовар. Вторая половина XIX. Томпак, выколотка, литье, чеканка. 43,0 х 28,0 х 25,0

Практически все самовары той поры на тулове или на крышке имели клейма производителей, что позволяет даже непрофессионалам легко распознавать фирму-изготовителя изделия. Клеймо, разработанное каждой фабрикой, сохранялось на всем протяжении ее существования и без изменений передавалось потомкам, продолжавшим дело. Эти фирменные знаки позднее нередко дополнялись изображением медалей, свидетельствующих об участии данной модели в промышленной выставке, а также оттисками с портретами правящих императоров, что позволяет сегодня достаточно точно датировать предметы. Надо отметить, что особенно много медалей было именно у тульских самоваров. Изредка на самоварах встречается вензель владельца — это говорит о том, что перед нами произведение, сделанное на заказ.

Случалось, однако, что некоторые мастера-ремесленники на своих самоварах ставили фальшивые клейма модной фирмы, продукция которой пользовалась признанием и популярностью. Подобные действия позволяли ремесленникам увеличивать рыночную цену изделий, делая ее равной самоварам известных фирм.

Все производства, будь то крупные и известные фабрики или мелкие мастерские, изготавливавшие самовары, обращались к различным материалам — меди, латуни, томпаку. Хорошим спросом пользовались и самовары, выполненные в технике накладного серебра. Как правило, в этих случаях использовали мельхиор или медь и применяли серебрение, которое замечательно имитировало внешний вид серебряных изделий. Многие самовары К.Я. Пеца делались из меди с дальнейшим гальваническим серебряным покрытием или никелировкой. Эти самовары отличало богатство декора, характерное для распространившейся в 1880-х годах в русском обществе моды на «второе рококо». Поскольку цены на посеребренные изделия в отличие от чисто серебряных были ниже, они получили широкое распространение среди зажиточного городского населения и в дворянском быту. Иногда самовары изготавливали из железа и чугуна, о чем говорит опыт Луганского и Кушвинского заводов, а также из бронзы и чистого серебра.

Самовар. Тула. Вторая половина XIXСамовар. Тула. Вторая половина XIX

Необходимо отметить, что фабрики, так же как и отдельные мастера, выпускали самовары разнообразных форм. Немногие из сохранившихся ранних образцов повторяют формы, сложившиеся до них в медной русской посуде — братины или ендовы. Подобная преемственность прослеживается в самоварах, представляющих собой сосуды шарообразной формы, напоминающие братины и имеющие невысокий поддон и крышку. В конце XVIII века, с распространением в России раннего классицизма, утвари начали придавать новые формы. В дальнейшем самоварные производства, в соответствии со сменой художественных стилей, выпускали изделия, в формах которых ощущаются веяния времени. Так, для ставшего популярным еще в конце XVIII столетия тулова в форме вазы в дальнейшем находят все новые решения. Его то делают традиционно гладкостенным, то украшают чеканным орнаментом, получившим название «ложки». Часто корпус делали граненым, словно заостренным, или декорировали замысловатым орнаментом из лепестков, напоминающих языки пламени. Помимо столь популярной вазы, часто встречались самовары с туловом в виде «банки», «рюмки», «репки». Не меньшей популярностью пользовались «желуди», «цилиндры», «яйца» и «дули». Были даже «самовар-бочонок» и «самовар-паровоз». Богато орнаментированные самовары, не теряя своего утилитарного назначения, воспринимались зачастую как самостоятельные произведения декоративно-прикладного искусства: они были не только элементом сервировки стола, но и его доминирующим украшением.

Высота их была не менее разнообразна и колебалась от 30 до 70 сантиметров. Наиболее распространены были самовары вместимостью от 3 до 8 литров. Существовали, правда, и самовары совсем небольшие, рассчитанные на 2–2,5 литра воды. Последние, как правило, имели форму шарика. Реже делались самовары на 12–15 литров, для больших коллективов — это так называемые «армейские самовары» и «цыганские самовары».

Самовар. Тула. Конец XIXСамовар. Тула. Конец XIX

Сегодня образцы хороших русских самоваров, которые еще десятилетие тому назад не были редкостью на нашем антикварном рынке, встречаются не слишком часто. Стоимость их различна и зависит в первую очередь от известности мастера или фирмы-изготовителя и степени сохранности. Цену диктует и материал, из которого выполнен выставленный на продажу предмет. Цена коллекционных самоваров начинается с 500 долларов. Несомненно, самыми дорогими являются изделия из мастерских К. Фаберже. Цены на них колеблются от 8000 до 15 000 долларов, а в отдельных случаях могут достигать и 25 000 долларов. Именные петербургские и московские самовары XIX – начала XX века из серебра с отделкой слоновой костью и позолотой также оцениваются достаточно высоко — в 2500–6000 долларов. Стоимость самовара «Петух», созданного по эскизу художника В.М. Васнецова и получившего в 1873 году на Всемирной художественной выставке в Вене золотую медаль, составляет 10 000–15 000 долларов. Массовые изделия тульских фабрик значительно уступают вышеперечисленным образцам в цене, в том числе из-за использования дешевых материалов. Так, стоимость самоваров С. Лукьянова 1820 года выпуска, изготовленных из желтой меди, равняется 200 долларам. Изделия же известной некогда фирмы «Наследники В.С. Баташева» оцениваются всего в 30–60 долларов.