Логотип

Буфеты В Стиле Модерн

Стилю модерн удалось стереть грани между «высоким» и прикладным, решительно вынести искусство в массы и без колебаний отринуть старые традиции вместе с громоздкой и нефункциональной обстановкой квартир и особняков. Полностью обновленными оказались принципы построения и оформления внутреннего пространства жилища.


Мебель в стиле ар нуво, в чистом виде появившаяся во Франции в 1895 году, представляет собой самостоятельное не только в истории мебельного искусства вообще, но и среди течений, которые охватывает понятие «модерн». Витиеватый, избыточно декоративный и весьма неоднозначный стиль модерн в своем порыве объединить в стилистическом единстве все и вся вряд ли мог обойти вниманием сферу повседневной жизни человека. Испокон веков люди живут в организованном по определенным законам пространстве среди предметов вещного мира — и в разные эпохи степень влияния стилеобразующей доминанты на «приватную» территорию варьировалась. Сергей Дягилев в конце XIX века прямо призывал «создать для современного человека ту обстановку, в которой заботы становились бы легче, отдых возможнее, а вся жизнь уютнее и радостнее». 

Человеку трудно было не капитулировать перед дерзким напором новорожденного стиля, однако причиной тому был далеко не только практичный подход к окружавшей человека обстановке и вещам. Новый стиль сулил гораздо большее, обращая массового зрителя в новую религию, краеугольным камнем которой была идея, будоражившая умы человечества едва ли не ab ovo — идея о красоте. Стремление эстетизировать действительность, придать всякому предмету, сотворенному человеком, статус произведения искусства привело к утверждению равноправия различных видов художественной деятельности и, в том числе, признанию полноценности декоративно-прикладного искусства. Среда обитания человека, интерьер и предметы его жилища стали идеальной площадкой, на которой утопические идеи модерна могли разворачиваться в миниатюре — и не в далеком утопическом будущем, а здесь и сейчас. Архитекторы и художники, работавшие в стиле модерн, утвердили совершенно новые принципы оформления внутреннего пространства. Доминантой и формы, и декора стал своеобразный, легко узнаваемый ритм, который в первую очередь проявился в орнаменталистике модерна. Тягучие, вязкие, асимметричные орнаменты эпохи вызывают ассоциации с капризно извивающейся растительностью причудливых форм, которая единой массой заполняет пространство. Стойкая тяга стиля модерн к стилизациям и «всеядности» позволяла «вплетать» в сложную вязь орнамента самые различные мотивы: от древнеегипетских или кельтских до восточных.

Буфет в стиле модернЧарльз Р. Макинтош. Буфет в стиле модерн. Англия. Начало XX.

Особое значение имели позднеготические мотивы, которые позволяли в атмосфере назревающего европейского декаданса вспомнить об эпохе, в которой схожие настроения стали огромным импульсом для обновления эстетической системы. Вобрав в себя разнообразие узнаваемых мотивов самого различного времени и происхождения, стиль модерн объединил их в хаотическом и беспорядочном движении. Ритмы, рожденные стилистикой эпохи модерн, настолько подчинили себе форму, что рациональная основа бытовых утилитарных вещей оказывалась порой скрыта под густой массой растекающихся форм. 

И, как несложно догадаться, в первую очередь «досталось» от модерна предметам мебели. Впрочем, в этом нет ничего удивительного. Хотя принципы декорирования пространства и играли значительную роль для создания целостности обстановки, идея создания бытовой вещи как произведения искусства в мебели могла найти наиболее яркое воплощение. К тому же мебель уже давно была признана «малой архитектурой», максимально полно отражающей основные признаки того или иного стиля. Роль архитектуры модерна для утверждения стиля сложно переоценить — и мебельное искусство смело двигалось к уже намеченным ориентирам. Идея стилистической целостности пространства способствовала широкому распространению гарнитуров мебели, выполненных в едином стиле и вписанных в общее пространство помещения. Исключительно важное место занимали в данном случае столовые гарнитуры, включая главную его часть — буфет или сервант, который, несмотря на вполне утилитарное предназначение, обычно размещался в гостиной, будучи неким подтверждением статуса своего хозяина. Сразу отметим, что под буфетом в классическом смысле этого слова понимают высокую (обычно более двух метров высотой) двух-, трех- или четырехстворчатую конструкцию, верхняя часть которой снабжена застекленными дверцами, а нижняя представляет собой тумбу с глухими дверцами или выдвижными ящиками. Классический сервант обычно отличается от буфета меньшей высотой верхней и нижней частей. Эти детали важно обозначить, потому что буфет как предмет мебели отличается максимально традиционной формой во все времена — изменить ее было не под силу даже такому своенравному стилю, как модерн. Однако именно в силу консервативности конструкции буфет стал отличной основой для воплощения творческих идей художников эпохи. На примере этого предмета мебели можно с легкостью проследить основные тенденции, которые развивались в мебельном искусстве в целом. Исследователи традиционно отмечают, что создатели мебели эпохи модерн придерживались одной из двух линий: представители французской, а также чешской и венгерской разновидностей стиля модерн — декоративной, в то время как немецкие и английские мастера — конструктивной. Основные особенности этих тенденций с легкостью репрезентируют буфеты, созданные характерными представителями своего направления. 

В столовой дома-музея Виктора Орта, выдающегося бельгийского архитектора, который известен прежде всего как создатель типичного особняка эпохи модерн, стоит буфет декоративного типа. Каждое сооружение Орта (четыре работы архитектора внесены в фонд всемирного наследия ЮНЕСКО) представляло собой целостное произведение искусства. Как общий архитектурный облик, так и детали интерьера особняков были подчинены единым принципам: свобода планировки, уподобление конструкций природным формам, пластичность объемно-пространственных композиций (как интерьеров, так и фасадов), широкое применение декоративных возможностей металла и стекла. Декор интерьеров в особняках Орта отличается использованием растительных орнаментов, а также гибких, упругих линий (позже получивших название «удар бича»), которые были введены в стилистику стиля модерна как раз с легкой руки архитектора. Гостиная в доме-музее Виктора Орта представляет собой характерный образец кропотливой работы архитектора над внутренним пространством жилища. Все помещение оформлено в едином стиле — и буфет, являющийся одной из основных доминант пространства, являет собой характерный образчик мебели эпохи. Классическая четырехстворчатая конструкция буквально покрыта «произрастающими» изогнутыми формами, плавные, текучие соединения одних частей мебели с другими, стилизованный растительный орнамент, характерные спиральные элементы декора, выгнутые цветные стекла продолжают внутреннее движение формы. Все эти детали с легкостью позволяют нам узнать декоративную разновидность стиля модерн, которая прежде всего и ассоциируется с названием этого стиля. 

Близок к декоративному направлению стиля модерн был русский вариант модерна, а именно та его разновидность, которая получила название «неорусский стиль». Как известно, русский модерн складывался в первую очередь в недрах мастерских, организованных в подмосковном имении С.И. Мамонтова Абрамцеве и селе Талашкине, которым владела М.К. Тенишева — меценат, художница и коллекционер. Художественная жизнь Абрамцева была решающей вехой в истории формирования неорусского стиля. Обтекаемость контура, нарушение симметрии, резьба в виде сглаженного рельефа с матовой полировкой, свобода композиционного решения декора и условность трактовки элементов характерны для мебели этого времени. Основные мотивы украшения мебели — стилизованные цветы и травы с длинными изогнутыми стеблями и листьями.

Гюстав Бови. Буфет в стиле модернГюстав Бови. Буфет в стиле модерн. Европа, начало XX

Среди проектов мебели в неорусском стиле, выполненных Аполлинарием Михайловичем Васнецовым (1856–1933), есть монолитно-приземленный буфет, декорированный витражными стеклами на верхних створках и коваными бляхами и металлическими ручками на фасаде и нижних ящиках, — типичное декоративное творение. В поисках классических образцов мебели конструктивного направления, очевидно, стоит обратиться к творчеству шотландского архитектора и дизайнера, основоположника и классика стиля модерн «по-британски» — Чарльза Ренни Макинтоша. Декоративные элементы в творчестве Макинтоша хотя и встречались, но всегда играли второстепенную роль. Конструктивное направление закрепляло первостепенное значение за геометричностью и функциональностью предметов интерьера и мебели. Именно поэтому в первую очередь Макинтош сыграл важную роль в превращении ар нуво в более рациональные формы эпохи классического модерна, приближаясь в своих исканиях к стилю ар деко. Классический образчик именно подобного соотношения функционального и декоративного — буфет «в японском стиле», созданный Чарльзом Макинтошем в соавторстве с его супругой Маргарет Макдональд. 

Конструкция буфета, разделенного перегородками на прямоугольные и квадратные элементы, отличается архитектонической отчетливостью и простотой форм. Буфет украшен изящным цветочным орнаментом, который, имея подчиненное значение, придает предмету мебели своеобразный пластический акцент. Кстати, здесь уместно отметить, что именно Макинтош внес значительный вклад во внедрение элементов восточной — в первую очередь японской — культуры в орнамент эпохи модерн. При создании предметов мебели конструктивного типа художники стремились к созданию максимального единства целевой и художественной формы. Разумеется, это не могло не привести к упрощению предметов мебели и уменьшения ее декоративности. Более того — конструктивная тенденция иногда сводила на нет практически все декоративные признаки стиля модерн: сервант, созданный английским архитектором Эдвардом Уильямом Годвином в 1970-е годы, представляет собой изящный пример конструктивного направления стиля модерн, где принцип функциональности доведен практически до абсолюта. Изящная и легкая асимметричная конструкция практически лишена декора и представляет собой работу с формой в чистом виде. Тем не менее такие предметы мебели были тоже своего рода исключением. Обычно при изготовлении дорогостоящих изделий конструктивного типа простые формы декорировались изящной отделкой, ценными материалами, накладными украшениями. 

В декоре применялись цветная фанера, жемчуг, слоновая кость, металлы, полудрагоценные камни. В Австрии и Германии, а также в Англии было освоено производство конструктивных мебельных форм в промышленных масштабах. Конструктивная линия стиля модерн вполне предвосхитила многие находки современного дизайна. Мебель «авторства» Чарльза Макинтоша продолжает производиться до сих пор. Поэтому, как несложно догадаться, антикварную ценность сегодня имеют в первую очередь те предметы мебели, на создание которых художников вдохновляла декоративная тенденция стиля. Буфеты, выполненные в декоративном варианте стиля модерн и представляющие интерес для коллекционеров, можно нередко встретить в антикварных салонах. Периодически попадаются и работы конструктивного типа — однако с той же степенью вероятности увидеть характерные особенности конструктивного направления можно и в обычном мебельном магазине. Ряд мастерских занимается также воссозданием как декоративных, так и конструктивных предметов мебели в стиле модерн по авторским чертежам на заказ. Все это приводит к тому, что цены на аутентичные экземпляры мебели эпохи модерна остаются сравнительно невысокими и стабильными — лишь произведения самых известных авторов могут претендовать на особое внимание. Впрочем, большинство подобных предметов уже давно заняли законные места в коллекциях крупнейших музеев мира.