Логотип

Фарфоровые столы Императорского завода

Начиная со второй половины XVIII века на Императорском фарфоровом заводе изготавливались разнообразные предметы из фарфора: вазы, футляры для часов, декоративные композиции — "китайские пирамиды", модель "Большого каскада". К группе уникальных изделий относились и столы с фарфоровыми столешницами, создававшиеся по заказам императорского двора.

 

Стол для визитных карточекСтол для визитных карточек. 1848. Императорский фарфоровый завод. По проекту А.И. Штакеншнейдера. Фарфор, золочение, роспись. Государственный Русский музей

В 1789 году для великой княгини Марии Федоровны, жены великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) был сделан стол по проекту архитектора Н.А. Львова. На фарфоровой столешнице, опирающейся на ножки с бисквитными полуфигурами весталок — хранительниц домашнего очага, были изображены виды Павловска, написанные по акварелям Семена Щедрина (ныне хранится в Государственном музее-заповеднике "Павловск").

В конце XVIII века большинство фарфоровых столешниц расписывали видами Павловска и Гатчины, любимых резиденций семьи великого князя Павла Петровича и великой княгини Марии Федоровны. В период между 1797–1799 годами на Императорском фарфоровом заводе было изготовлено несколько столов, представлявших собой бронзовые треножники с фарфоровыми столешницами. Они выполняли роль чайных столиков, которые полагалось сервировать чайными сервизами-дежене.

В июле 1797 года, в день празднования именин императрицы Марии Федоровны, ей был поднесен комплект, состоявший из бронзового стола с фарфоровой столешницей и фарфорового дежене, все предметы которого были украшены видами Павловска (ныне хранится в Государственном музее-заповеднике "Павловск").

В июне 1798 года, ко дню тезоименитства императора Павла I, на Императорском заводе изготовили стол — бронзовый треножник с фарфоровой столешницей, расписанный в соответствии с высочайшими пожеланиями живописными миниатюрами с видами Гатчины. Предметы чайного сервиза, который предполагался к каждому такому столу, также были декорированы тонко написанными композициями с гатчинскими панорамами.

С середины 1790-х годов столы с фарфоровыми столешницами входили в состав приданого великих княжон, дочерей императора Павла I.

Судя по документальным описаниям, они также представляли собой треножники золоченой бронзы, поддерживавшие круглые фарфоровые столешницы. Одинаковые по форме, они отличались росписью. Для великой княжны Александры Павловны предназначался стол с цветами в центре и надписью вокруг: "Памяти нежной матери"; стол для великой княжны Елены Павловны украшало изображение Павловского дворца. В соответствии с декором столов на сосудах чайных дежене (чайниках, сахарницах, сливочниках, двух парах чашек) для великих княжон также были помещены миниатюры с цветочными композициями или панорамами Павловского парка.

Стол с видом Руина и Черный мост. 1798. Императорский фарфоровый заводСтол с видом Руина и Черный мост. 1798. Императорский фарфоровый завод. Роспись по акварели С. Щедрина. Фарфор, роспись надглазурная, золочение; бронза золоченая и оксидированная. Государственный музей-заповедник Павловск

Во второй половине 1820-х годов на Императорском фарфоровом заводе начали изготавливать столы, у которых все части — и столешница, и подстолье — были выполнены из фарфора. Ножки имели разнообразные очертания: в виде балясины, вазы или колонны. Из-за сложности форм элементы подстолья состояли из нескольких отдельно отливавшихся частей, которые затем соединялись между собой металлическим стержнем и бронзовыми кольцами, что придавало конструкции в целом большую прочность.

Известно, что такой фарфоровый стол, поступивший впоследствии в собрание Государственного Русского музея, находился в коллекции великого князя Николая Николаевича Младшего, внука императора Николая I. Стол был изготовлен на Императорском фарфоровом заводе к Рождеству 1834 года для императрицы Александры Федоровны, жены императора Николая I, бабушки великого князя Николая Николаевича Младшего. На столешнице живописец Императорского завода Н. Корнилов воспроизвел акварель художника Чернецова "“Фонтан слез” в Бахчисарае".

В 1847 году на Императорском фарфоровом заводе был сделан фарфоровый стол с видами Палермо. В 1848 году для Собственной дачи в Петергофе по проекту известного петербургского архитектора А.И. Штакеншнейдера изготовили фарфоровый стол для визитных карточек. Столешница в виде массивной чаши опиралась на фарфоровую ножку-колонну, соединенную с основанием в виде треножника из золоченой бронзы. Стол был вызолочен и расписан ярким цветочным узором.

Тематика росписи фарфоровых столов в XIX веке была разнообразной: орнаментальные и цветочные композиции, пейзажи, копии картин западноевропейских художников. В росписи фарфоровых столов принимали участие лучшие живописцы и декораторы Императорского фарфорового завода: мастер "фигурной живописи" Н. Корнилов, специалисты по цветочным композициям Ф. и К. Красовские, Т. Спиридонов и другие.

Столы с фарфоровыми столешницами Императорского завода экспонировались на выставках. В 1851 году на Лондонской международной выставке был представлен стол "Бразильская флора" (Государственный Эрмитаж). Стол золоченой бронзы с фарфоровой столешницей примечателен фарфоровым пластом необычайно большого размера — его диаметр составил 119 сантиметров. Автором росписи стал выдающийся мастер цветочной живописи Императорского фарфорового завода Федор Красовский, о котором современники писали: "Живопись цветов никто и никогда не изображал на фарфоре с большим совершенством".

Пласт для стола Сибирская флораПласт для стола Сибирская флора. 1862. Императорский фарфоровый завод. Роспись Ф. Красовского. Фарфор, роспись надглазурная. Государственный Эрмитаж

На Мануфактурной выставке 1865 года в Москве Императорский фарфоровый завод экспонировал фарфоровый пласт для стола "Сибирская флора", изготовленный тремя годами ранее (Государственный Эрмитаж). В "Официальном отчете о выставке 1865 года" отмечалась "необыкновенная белизна фарфора и превосходнейшая живопись цветов" Т. Спиридонова и К. Красовского.

На Мануфактурной выставке 1881 года в Москве был представлен стол "12 месяцев" с изображением хоровода амуров (Государственный Эрмитаж). Виртуозная роспись живописца по фарфору А. Миронова имитировала гризайльную живопись.

Не случайно фарфоровые столы конца XVIII – XIX веков крайне редко встречаются на современном антикварном рынке. Они выпускались на Императорском фарфоровом заводе, как правило, по специальным заказам. Каждый стол делался в единственном экземпляре и в дальнейшем не повторялся.