Логотип

Русские антикварные кресла

В отличие от коллекций фарфоровых чашек, монет, марок или предметов живописи, частных коллекций кресел не создают. К ним относятся как к предметам интерьера и рассматривают их с позиции красоты, удобства и сочетания с другой мебелью.

 

Кресло с василисками. Россия. 1820-е. Красное дерево, резьбаКресло с василисками. Россия. 1820-е. Красное дерево, резьба. Принадлежало Энгельгардтам. «Русская усадьба»

Обладатели коллекций старинной мебели заботятся в первую очередь не о нарядности или оригинальности кресел, а о том, чтобы они удачно вписались в уже сложившийся стиль комнат. Исходя из этого, не очень понятно, как можно говорить о креслах отдельно от столов, стульев, комодов, секретеров, шкафов, бюро. Однако, само по себе, старинное кресло — произведение искусства.

Многие из них были созданы замечательными мастерами мебельного искусства по проектам известных архитекторов, таких как Растрелли, Воронихин, Росси, Стасов. История изменения формы и декора кресел богата на события так же, как и любых других произведений декоративно-прикладного искусства. Эти изменения ясно и отчетливо вписываются в схему развития исторических стилей. Поэтому уместно поговорить о них, чтобы дать рекомендации начинающим коллекционерам для ориентации в огромном мире кресел — разных времен и, на первый взгляд, схожих друг с другом.

Главная составляющая ценности кресла — его уникальность. Что в свою очередь связано с возрастом предмета. Самое древнее из известных русских кресел было создано в конце XVI века и хранится в Государственном историческом музее. В допетровской Руси для сидения в основном использовались скамьи, а кресла непосредственно ассоциировались с троном, престолом, а, значит, высшей светской либо духовной властью. Поэтому кресла в те времена встречались только в царских или патриарших палатах, реже — в домах высшей боярской знати. Естественно, кресла той эпохи относятся к уникальным предметам и, если они появятся в каком-либо антикварном салоне, то, несмотря на внешнюю простоту и неказистость, будут стоить дорого — несколько десятков тысяч долларов. Интересуются подобными вещами только профессиональные коллекционеры, знатоки мебели и музеи.

При Петре I к креслу перестали относиться как атрибуту власти и могущества, их стали причислять к предметам комфорта, очень удобным в пользовании. Сохранившиеся кресла петровского времени повторяют формы английской и голландской мебели. В них минимум украшений, ощущается даже некий аскетизм эпохи, когда больше думали о пользе, надежности и удобстве, нежели красоте и изысканности. Кресел начала XVIII века сохранилось больше, чем века XVII, но появление их в антикварных салонах — большая редкость, цена зависит от прихоти антиквара, что обусловлено единичностью и уникальностью этих предметов. Установить их фиксированную рыночную стоимость невозможно.

Из книги в книгу кочует рассказ Екатерины II о том, что во времена правления Елизаветы Петровны в роскошных царских дворцах катастрофически не хватало мебели. Стулья, кресла, столы, кровати кочевали из резиденции в резиденцию вместе с Двором. Этот факт отчасти подтверждает относительно небольшое количество мебели, сохранившееся с того времени. Но, в отличие от петровской мебели, кресла эпохи дворцовых переворотов изысканны и нарядны. Например, мягкие, золоченые кресла, выполненные по рисункам Растрелли.

Кресло. Россия. Первая четверть XIX в. Тополь, резьбаКресло. Россия. Первая четверть XIX в. Тополь, резьба. «Акант»

К 1720–1730-м годам относится березовое кресло, представленное в антикварном салоне «Русская усадьба». В этом предмете гармонично сочетаются две, казалось бы, разные традиции: барочная форма английской мебели времен королевы Анны и роспись в стиле шинуазри, имитирующая китайские образцы расписанных золотом черно-лаковых изделий. В отличие от подобных английских кресел, изготавливаемых из красного дерева или ореха, этот предмет сделан из березы, и, в соответствии с русскими вкусами, окрашен. Тем самым за слоем краски и золоченой резьбы скрылась текстура самого дерева.

В соответствии с иными канонами было изготовлено ретирадное кресло (кресло-клозет), относящееся ко второй четверти XVIII века. В качестве образца для его создания была взята опять же английская барочная мебель. Однако для изготовления этого кресла использовали массив красного дерева, как было принято в Англии. Подобные кресла имели два назначения: — непосредственно для сидения, в случае надобности — как кресло-туалет. Под съемным мягким сиденьем в массиве красного дерева имеется круглая прорезь, под которую ставилась керамическая ваза-горшок. О том, что такие кресла не были для России в диковинку, свидетельствуют аналогичные дубовые предметы из собрания музея-усадьбы «Кусково».

В годы правления Екатерины II, которая сама имела хороший вкус и проявляла интерес к создаваемой мебели, ее производство было возведено в ранг искусства. Еще со времени царствования Елизаветы Петровны архитекторы занимались не только строительством зданий, но и созданием парадных интерьеров. В их обязанности входило и проектирование мебели. Это связано с тем, что в России еще не сложился институт художников-декораторов, как это было во Франции.

Мебельные мастерские еще не достигли того уровня развития, когда сами могли без посторонней квалифицированной помощи предложить заказчику мебель, которая соответствовала бы архитектурному стилю интерьера. Бытовавшее при Екатерине правило, когда продумывалось все сооружение комплексно и оформлялось его внутреннее пространство, становится нормой. Может быть, в этом кроется причина того, что один из лучших мебельщиков своего времени Давид Рентген, так и не стал придворным мебельщиком. При этом многие предметы этого периода созданы по проектам архитекторов Ринальди и Камерона.

Большое внимание зодчие придавали проектированию именно кресел. В их формах в равной степени прослеживаются английское и французское влияния. Из Франции пришли полосы резного орнамента, обрамляющие конструктивные детали — мягкую спинку, локотники, царгу. Также заимствованы кубообразные утолщения в местах соединения ножек с сидением, декорированные резной розеткой. Для английских кресел характерна большая легкость, изящество. Такие предметы в большом количестве представлены в экспозициях царских дворцов, однако на антикварном рынке их нет.

Кресло. Россия. Начало XIX вКресло. Россия. Начало XIX в. Красное дерево, резьба, фанеровка, токарная работа. «Петербургская классика»

В последней четверти XVIII века русские аристократы, следуя примеру Екатерины II, занялись обустройством своих имений. На исходе века в крупных усадьбах работали уже не отдельные мастера-мебельщики, а целые мебельные мастерские. Наличие собственных мастеров позволяло создавать предметы в соответствии со вкусом и прихотью хозяина. Этим объясняется невероятное разнообразие форм и видов провинциальной мебели.

Ярким и самобытным явлением конца XVIII века стали работы московских мастеров. В креслах этих мебельщиков соединились веяния раннего классицизма с традицией резьбы и золочения русских умельцев. Лучшие образцы таких кресел находятся в московских музеях-усадьбах и Государственном историческом музее. Их отличает крупная фактурная золоченая резьба деревянных частей, сочетающаяся на французский манер с мягким сиденьем и спинкой.

В это же время большой популярностью пользовались изделия из нетрадиционного для мебели материала — железа. Их изготовлением славились тульские оружейные мастера. Но все перечисленные виды кресел составляют скорее музейную, чем антикварную ценность. Это связано с тем, что мебель второй половиныXVIII века создавалась для помещений, которые имели иное функциональное значение, нежели современные. Большие и тяжелые кресла времен барокко и раннего классицизма размещались вдоль стен парадных залов. Они были рассчитаны на обзор с лицевой стороны и хорошо смотрятся лишь в больших помещениях, что не совсем сообразуется с пространством современных помещений.

На рубеже XVIII–XIX веков мебельное дело России вступило в полосу своего расцвета. В это время черты своеобразия русской мебели воплотились в стиле, получившем название «русский жакоб», — одном из первых достижений «золотого века» отечественного мебельного искусства. Российскими мастерами был создан совершенно оригинальный стиль, хорошо узнаваемый, отличающийся от зарубежных образцов, хотя и обладающий общими с ними чертами. Художественный эффект этой мебели строился на сочетании красиво подобранной древесной текстуры и золоченых накладок, подчеркивающих геометрически ясные формы. Легкие кресла в стиле «русский жакоб» соразмерны человеку. Они кажутся уместными и сегодня, настолько целесообразны и привлекательны. Эти предметы были популярны в начале и последней четверти XIX века, пользуются большим спросом и в наше время. Интерес к подобным креслам настолько велик, что в антикварных салонах они появляются уже не так часто, как раньше, и долго не задерживаются.

Появление стиля «русский жакоб» совпало с началом больших изменений в повседневной жизни русского дворянства. Роскошный век пышных дворцов, парков и праздников прошел. Вместо придворных Екатерины II, обладавших несметными богатствами, на первый план вышло среднее дворянство. Жизнь которого протекала не во дворцах, а имениях, просто и со вкусом обставленных более простой и скромной мебелью. Это были предметы, покрытые шпоном красного дерева, карельской березы и тополя. Мебельщики научились тонко обыгрывать цвет натурального дерева и красоту его фактуры. Характерная черта мебели этого времени — особая пластичность. Сегодня она пользуются большим спросом, поскольку хорошо вписывается в интерьеры, придает им особую теплоту звучания, чрезмерно не акцентируя на себе внимание.

Кресло в стиле модерн. РоссияКресло в стиле модерн. Россия. Нач. XX в. Крашеное дерево. «Три века»

Достигла своего расцвета система совместного творчества мебельных мастеров и ведущих архитекторов. В начале XIX века в Петербурге существовала практика, когда столичные мебельные мастерские производили продукцию на основе договоров, заключенных со Строительной комиссией дворцового ведомства, которая возглавлялась архитектором, отвечавшим за комплексное решение вверенного ему объекта. По сути, получалось так, что мебельные мастера уделяли внимание качеству сделанных ими предметов, а авторами эскизов были архитекторы. Они же имели большой опыт работы над созданием произведений декоративно-прикладного искусства. Например, Воронихин, Тома де Томон, Росси начинали карьеру в качестве художников Императорского фарфорового и стеклянного заводов. Для них создание эскизов мебели было одним из обязательных направлений профессиональной деятельности, а хорошая выучка и разностороннее образование позволили находить нестандартные решения форм кресел, выдержанных в рамках классицистической традиции. Лучшие русские архитекторы создали свой художественный язык и выработали индивидуальный почерк, сформировав «лицо» русской мебели «золотого века».

Своеобразие переосмысления архитектурных идей в предметах мебели видно на примере тополевого кресла из антикварного салона «Русская усадьба», предположительно выполненного по эскизам Росси. Спинка кресла создана как вариация на тему ионической колонны, что говорит о своеобразном родстве архитектуры и мебельного искусства.

Чаще всего эпоха правления Александра I ассоциируется со стилем ампир. Этот стиль пришел в Россию из наполеоновской Франции. Его идеологом стал художник Давид. В мебель и архитектуру он был внедрен архитекторами Персье и Фонтеном. Ампир — это очередное переосмысление античного наследия имперского Рима. В России ампир стал официальным стилем империи, но это было не слепое копирование французских образцов, а русская вариация на заданную тему, что хорошо видно на примере кресел-корытец, которые были очень популярны в первой трети XIX века.

Мотив кресла-корытца восходит к древнеримским креслам, но русские мастера заимствовали форму не у римлян, а взяли за образец тип кресла-гондолы, разработанного в начале XIX века французскими мастерами. Но благодаря жесткой фанерованной спинке русский вариант кресла оказался ближе к римскому прообразу, нежели французский.

Кресло в стиле модернКресло в стиле модерн. Нач. XX в. Россия. Дуб, маркетри. Золотое руно

Логика развития русского жилого интерьера была направлена на создание все более уютных помещений. Следуя этим тенденциям, мастера-мебельщики стали создавать еще более легкие, изящные и удобные в пользовании предметы мебели. Так в 1820-е годы появились кресла с выразительным профилем, рассчитанные на обзор с боков. Их уже не обязательно было приставлять к стене, а можно помещать в излюбленных местах комнат: у окна, возле камина, чаще всего — в кабинете.

Замечательный образец подобной мебели — кресло с василисками из дома Энгельгардтов.

Это время характерно появлением изделий из ранее непопулярных пород дерева, в частности, волнистой берёзы и клёна.

Однако уже к середине 1820-х годов все возможности классицизма и ампира были исчерпаны. В поисках вдохновения архитекторы, художники и мастера-мебельщики обратились к русскому и западноевропейскому средневековью, прежде всего, к готике. Однако в отличие от предыдущих эпох становления больших стилей интерес к готике не был обоснован идеологически. Он не коснулся всех сторон жизни общества (правил повседневного поведения, литературы, философии, образа жизни), а приобрел поверхностный, чисто эстетический характер развития. Это не могло в полной мере отразиться на созданных в неоготическом стиле предметах. В них не было конструктивной завершенности, внутренней убедительности существования. Весь изысканный декор, необычные формы делали неоготические кресла похожими на предметы декораций, а не на вещи, в окружении которых было бы приятно и удобно жить.

Неудивительно, что вскоре на смену неоготике пришло увлечение русской крестьянской мебелью, затем — необарокко, вторым рококо, восточными мотивами, затем последовало очередное увлечение мебелью времен Возрождения — классицизм.

Чехарда поисков вдохновения путем обращения к различным историческим стилям длилась несколько десятилетий. В последнее время этот период стали называть господством стиля «историзм», ранее же использовали слово «эклектика». В годы его господства было создано огромное количество интересных кресел, однако так и не появилось ни одного шедевра. Все эти предметы свидетельствуют о постепенном упадке мебельного искусства.

В середине XIX века все актуальнее становится проблема не создания шедевров, а удешевления мебельного производства. Самым значительным событием в истории мебели этого периода стали новшества Тонета. Он разработал фабричный метод производства мебели из гнутой древесины. На своих предприятиях он наладил выпуск дешевых кресел в огромных количествах. Тогда же началось производство шаблонной массовой мебели, претендующей на роскошь, но изготовленной с использованием дешевых технологий.

Один из ее вариантов — «кутанная» мебель, где деревянный каркас был скрыт под сплошной обивкой. К концу 19 века подобная мебель распространилась повсеместно.

Ответом на засилье дешевой фабричной мебели стал модерн. Но он был, прежде всего, стилем художников, а не мастеровых-мебельщиков. Поэтому изящная и красивая мебель в стиле модерн часто была не столько совершенна технологически, сколько интересна в художественном плане. Ее конструктивные недостатки и технологические просчеты стали особенно заметны в наши дни, когда изделия первой четверти 19 века часто оказываются более пригодными для пользования, чем кресла, созданные мастерами модерна.

Последним же большим стилем предреволюционной России стал неоклассицизм, развивавшийся в направлении использования классических тенденций в развитии современного мебельного искусства и буквального воспроизведения образцов старой ампирной мебели. К сожалению, сегодня нередки случаи, когда кресла, выполненные в стиле неоклассицизма, представляют как предметы первой четверти XIX века. Здесь требуется особое внимание, чтобы не ошибиться.

В России много антикварных салонов, которые специализируются на мебели. Однако большинство из них ограничивает свой интерес определенным историческим периодом. Например, в антикварных салонах «Русский модерн» и «Золотое Руно» преимущественно представлены изделия русских мебельщиков начала XX века. А «Русская усадьба» и «Старинный интерьер» предпочитают заниматься предметами, изготовленными до середины XIX века. Название антикварного салона «Три века» говорит само за себя, здесь можно найти кресла начала XIX века, которые мирно уживаются с предметами времен историзма и модерна. Есть и магазины, в которых систематической работы по проведению экспертизы и реставрации мебели не ведется совсем, а сами они больше походят на склад старинных предметов, нежели на респектабельный антикварный салон. В Москве так выглядит отдел мебели магазина «Акант ЛТ».

Стоимость кресла может быть самой разной — от двухсот до ста тысяч долларов. Дороже всего стоят предметы времен классицизма и ампира. Цена зависит от времени создания, сохранности, художественных достоинств, мастерской, в которой кресло было создано, истории самого предмета. Стоимость кресла может значительно увеличиться, если на нем будет обнаружена марка дворцового управления или оригинальная подпись известного мастера.

Знатоки и коллекционеры мебели предпочитают покупать еще нереставрированные кресла. Они хотят видеть предметы в том виде, в каком они дошли до наших дней. Это логично и разумно, поскольку сейчас искусство реставрации достигло такого уровня, что даже полусохранившийся предмет можно довести до идеального состояния. Правда, обновленные предметы сразу теряют изначальную красоту и привлекательность. Существует даже специальный термин «зареставрированная мебель». В старом предмете должны оставаться следы времени, свидетельствующие о прошедших эпохах и его почтенном возрасте.