Логотип

В пространстве ампира

Стиль ампир (франц. Empire — империя, лат. imperium — командование, власть) возник в эпоху Наполеона во Франции, а затем распространился и в других странах, в частности, прочно утвердившись в России в годы правления императора Александра I.

 

СекретерСекретер. Перв. четв. XIX. Западная Европа. Подставки для светильников — геридоны с мраморными столешницами

Как всегда, идеалы новой эпохи нашли свое отражение в архитектуре дворцов, храмов, правительственных зданий, городском и усадебном жилье, в произведениях живописи, скульптуры, предметах мебельного убранства и изделиях декоративно-прикладного искусства, которые органично вошли в новые интерьеры. Создавая свои произведения в едином ключе, великие мастера творили стиль. И это был Стиль с большой буквы, стиль империи.

Гармония искусств

В России ампир широко распространился после войны 1812 года. Новые памятники архитектуры возводились величайшими зодчими — Л. Руска, А.Н. Воронихиным, А.Д. Захаровым, Ж.-Б. Тома де Томоном, В.П. Стасовым, К.И. Росси. Как и западноевропейские собратья по ремеслу, они черпали вдохновение в искусстве императорского Рима и архаической Греции. Сооружая новые, восстанавливая или перестраивая более ранние здания, архитекторы добивались величия и торжественности, что соответствовало чувствам, охватившим русское общество в результате победы над Наполеоном. Не меньше внимания зодчие наступившей эпохи уделяли созданию интерьера — строгого, монументального, холодного. При этом они добивались гармонии внешнего облика и внутреннего пространства, подлинного единства всех частей, того синтеза искусств, который позволяет говорить о большом стиле.

В декоре ампира воцарились пришедшие из древности листья аканта, гирлянды, бараньи головы, маски сатиров, дельфины, меандр. Появились стилизованные изображения змей, львиных морд, грифонов, химер, лебедей. Новым мотивом в орнаментике стали композиции, составленные из воинских доспехов, оружия, знамен. Большое значение придавалось декору с лавровыми и дубовыми венками, воинской атрибутикой. Особое место занял орел, прославляющий идею государственности.

В интерьерах, созданных с оглядкой на высочайшие образцы искусства древнего мира, органично «уживались» разнообразные произведения. Мраморные и бронзовые изваяния отечественных и западноевропейских мастеров, созданные в соответствии с канонами римского искусства, соседствовали с подлинными античными памятниками, статуями или их фрагментами, привезенными состоятельными людьми непосредственно из Греции или Рима, поскольку мода на скульптуру была широко распространена. Упомянутые образцы сочетались с египетскими репликами, напоминающими о моде на египетскую символику, возникшую во Франции после египетского похода Наполеона, фрагментами этрусских развалин или росписями, воспроизводящими загадочное очарование этой затерянной цивилизации. Чередование нимф в классических драпировках, древних языческих богов, дотоле неведомых русской культуре таинственных сфинксов, — все подчеркивало новизну стиля.

Стены в эпоху ампира отличались необычным цветовым решением. Их делали синими или красными, иногда белыми, зачастую оформляя росписями в духе декоративной системы, открытой в XVIII столетии в Помпеях и Геркулануме.

Зрительный зал театра. Дворец, АрхангельскоеГонзага П. при участии Бове О.И. Зрительный зал театра. Дворец, Архангельское.1817–1818

Монументальная живопись, любимая в эпоху барокко и раннего классицизма, исчезла с потолков дворцов и особняков ампира, уступив место технике монохромной гризайли или сдержанной лепнине. В композиции гротесков, медальонов или орнаментальных фризов отныне включают лишь пейзажные вставки и сюжеты античных мифов. Особое распространение в оформлении помещений начала XIX века получил искусственный мрамор.

Главенствующее положение среди прочих видов искусств, как и в Древнем Риме, занимала скульптура. Она не только украшала помещения, но и своим величием утверждала идеалы эпохи. Круглая пластика, бюсты, портреты античных героев или современников, изображенных в драпировках, с античными атрибутами, рассредоточились по залам дворцов и особняков. В жилища людей менее состоятельных, соответствуя духу времени, прочно вошли недорогие гипсовые слепки, ввезенные из Англии или сделанные мастерскими Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге.

Влияние Древнего мира проявилось и в сфере предметов декоративно-прикладного искусства, без которых не мыслились интерьеры эпохи. Ни одна деталь не ускользала от внимания архитекторов и художников: дверные панели и оконные рамы, шпингалеты, светильники и часы, вазы и предметы для сервировки стола, письменные приборы, каминные экраны и мебель. Строгое совершенство ампира не допускало случайностей, и предметы внутреннего убранства часто делались по рисункам выдающихся архитекторов.

В интерьерах широкое распространение получили декоративные вазы, изготовленные из хрусталя или фарфора. По проектам крупных зодчих для дворцов и особняков камнерезы Екатеринбургской, Колыванской и Петергофской гранильных фабрик создавали монументальные вазы из различных пород поделочных камней. В увеличенном виде они повторяли формы, бытовавшие в античной культуре — древнюю амфору, кратер, килик или погребальную урну. Их украшали общепринятыми декоративными мотивами: гирляндами листьев, цветов, стеблей или плодов. Орнаменты из бычьих или козлиных черепов с гирляндами цветов сменяли пальметты, представляющие собой стилизованные листья пальмы, аканта или различные меандры. Эти изделия, войдя в моду в конце XVIII века, не утратили популярности на протяжении первой половины XIX столетия.

Подъем патриотических настроений, который начался вслед за победой в Отечественной войне 1812 года, вызвал появление русских национальных мотивов в искусстве. Примером такой заинтересованности может послужить выход на бал княгини Е. Голицыной, русской законодательницы мод, в народном сарафане и кокошнике. Кариатиды в сарафанах и кокошниках поддерживали посудные формы в «Гурьевском сервизе», созданном по модели С.С. Пименова для Александра I. Скульптору принадлежат и исполненные в фарфоре «Девушка с разбитым кувшином», «Водоноска». Так, русский колорит неторопливо входил в пространство интерьеров ампира.

Мебельное убранство: торжественность и монументальность

Приемная-секретарская. 1810Приемная-секретарская. 1810. Выставка «Убранство русского жилого интерьера XIX века» в Большом дворце, Павловск

В эпоху ампира появились новые предметы мебельного убранства, и в соответствии с эстетикой времени обновился ряд ранее существовавших форм. Это было вызвано ростом ткацкой промышленности, а также тем обстоятельством, что с 1820 года начали изготавливать мягкую мебель на пружинах.

В Россию пришел тип кушетки-рекамье с изголовьем, изогнутым для сиденья, и непременной подставкой для ног, названный по имени французской законодательницы мод того времени, мадам Рекамье. Также вошла в моду кушетка, один край которой поднимался в виде S-образной формы, а на другом был расположен валик. Распространение кушеток в гостиных было вызвано тем, что своей формой они напоминали древнеримские ложа.

Мода на разнообразную мягкую мебель привела к возникновению диванных столиков. Также появились длинные дворцовые диваны для парадных залов. Большой популярностью пользовалось «курульное» кресло, имеющее прототипом римское сенаторское кресло и сделанное по принципу складного стула с Х-образной рамой. Прочно вошли в моду кресла-корытца, восходящие к креслу-гондоле, которое впервые появилось в покоях императрицы Жозефины и положило начало зооморфному направлению в мебельном деле. Кровати лишились балдахинов; модными стали кровати-ладьи, для которых изготавливали прикроватные тумбочки с передней створкой, декорированной античными полуколоннами с капителями.

Распространение получили геридоны, изобретенные во Франции еще в XVII веке. Эти небольшие круглые столики на одной ножке в виде колонны служили подставкой для канделябров. Изготовленные, как правило, из красного дерева, по форме они соответствовали классическим архитектурным канонам. Декор был сдержанным: тонкая полоса позолоченной древесины шла по кромке столешницы, строгие накладки выполнялись из позолоченной бронзы, ножки отделывали вертикальными каннелюрами. Как и торшеры, подставки для свечей, они берут свое начало в Средневековье (металлические держатели для факелов). Широкое развитие получили консоли (их родина — Франция XVII века). Традиционные малахитовые, лазуритовые или яшмовые столешницы, покрытые русской мозаикой, изысканно контрастировали с накладками из золоченой бронзы.

Ваза. Фарфор, надглазурная роспись, позолотаВаза. Фарфор, надглазурная роспись, позолота. 1819. Россия, С.-Петербург, Императорский фарфоровый завод. ГРМ

Эталоны русского мебельного искусства создавались в Санкт-Петербурге — столице Империи. Здесь успешно продолжали свою работу мастерские И.И. Баумана. Особо ценились изделия мастерской Г. Гамбса, ученика знаменитого Д. Рентгена, приехавшего в Россию в 1790 году. Его мебель часто снабжалась механическими «затеями». Так, популярностью пользовалось его бюро с довольно сложным механическим устройством. Ценилась в столице и продукция охтинских столяров, и, конечно, изделия фирмы А.И. Тура.

В это же время были открыты местные породы древесины, которые начали использовать для изготовления мебели. Мастера обратились к недорогому, но красивому тополю, волнистой березе, клену. Князю П.В. Мещерскому приписывается открытие декоративных свойств карельской березы.

Мебель часто красили, расписывали, подражая приемам, которые в XVIII веке использовал англичанин Р. Адам. Невзирая на то, что подобная мебель была дешевле, ее образцы встречаются и в дворцовых интерьерах. Так, несомненной «классикой» стали торжественные белые стулья с позолотой по рисункам К.И. Росси, изготовленные для Михайловского и Елагинского дворцов.

Наряду с созданием проектов индивидуального декоративного и мебельного убранства началось и промышленное производство мебели, изготовляемой не только по заказу частных лиц, но и на продажу. Так стиль ампир завоевывал все большую популярность среди различных слоев общества.

По залам ампира

Кабинет. Первая четв. XIX. Дворец, АрхангельскоеКабинет. Первая четв. XIX. Дворец, Архангельское

В настоящее время, несмотря на различные исторические катаклизмы, в некоторых дворцах-музеях удалось воссоздать и даже сохранить удивительные интерьеры ампира. Мы также можем судить о них по старинным акварелям и литографиям, по образцам интерьерной живописи, дошедшим до наших дней.

Мраморные лестницы с балюстрадами, освещенные ярким светом, постепенно проникали в жилые покои. Начиная с 1800 года, свечи начали уступать место масляным лампам, изобретенным в 1783 году Эме Аргандом. Усовершенствование осветительных приборов позволило сделать освещение более ярким. Также в ряде больших домов для освещения начали применять довольно дорогой газ, недоступный жителям меньших квартир не только из-за стоимости, но и потому, что на небольших пространствах ощущался его запах.

На смену стеклянным фонарям пришли свисающие на длинных цепях светильники, сделанные по аналогии с античными масляными лампами. К потолкам часто крепили модные люстры в виде ажурных корзин, декорированные ампирной орнаментикой, или распространившиеся люстры-«каскады», собранные из мелких кусочков граненого стекла в гирлянды, которые соединяли верхние и нижние части этих осветительных приборов. Повсюду стояли канделябры, отлитые из бронзы, прочеканенные и золоченые, торшеры. На стены вешали бра.

Важную роль освещение играло в столовой. Во дворцах и особняках знати обычно делалось по две и более столовых. Обычно ограничивались Большой и Малой столовыми, служившими как для больших приемов, так и для каждодневного обихода. В центре устанавливали обеденные столы, чаще овальные, которые по необходимости могли раскладываться, а вокруг них — стулья. Столовые гарнитуры были практически лишены отделки — крышки столов делали гладкими в расчете на общепринятые скатерти.

После завершения обеда или ужина из столовой переходили в расположенную неподалеку гостиную. Количество гостиных также зависело от статуса и финансового положения владельца дома. В здании могло быть несколько гостиных. Чаще всего это были Большая и Малая гостиные, в городских квартирах, как правило, делали одну гостиную. Тон в интерьерах подобных комнат задавали гарнитуры, состоящие из диванов, кресел, стульев и стола — круглого, овального или прямоугольного. Устанавливали также кушетки с валиками, на которых можно было расположиться, ведя неторопливую беседу, или длинные кушетки, где подлокотники поддерживали консоли, декорированные изображениями орлов, грифонов или сфинксов. Между окон виднелись большие зеркала с подстольями, у стен консоли с подсвечниками и вазами, на каминные полки водружали часы в мраморном или бронзовом корпусе, вазы, подсвечники. В комнатах также можно было увидеть арфы — самые древние музыкальные инструменты, или пришедшие к нам из Германии клавиры, получившие в России название клавикордов. Частные гостиные, постепенно превращаясь в светские салоны, приветливо встретили появление карточного стола, с ножкой в форме лиры и раскладывающейся крышкой, обитой изнутри замшей или сукном. Вошедшие в обиход комнатные цветы устанавливали на декоративных подставках-жардиньерках, которым иногда придавали форму этажерки. Стены гостиных часто украшали гобеленами и портретами, созданными живописцами той поры, развешивая их в соответствии с общепринятым принципом симметрии.

Парадная столовая. Дворец, АрхангельскоеПарадная столовая. Дворец, Архангельское. Фреска на стене Буфетной комнаты. 1820-е

Пройдя через небольшую галерею или коридор-переход, можно было очутиться в кабинете, предназначенном для уединения и занятий. В интерьере кабинетов важную роль играли шкафы-кабинеты, имевшие архитектурные навершия, секретеры с откидными вертикальными крышками, бюро-цилиндры, специальные столы-бюро с боковыми шкафчиками. В центре или у окна по обыкновению устанавливали письменный стол, более лаконичный и монументальный. Стены кабинетов украшали акварели и гравюры.

Иногда кабинеты соединяли с библиотеками, но в больших особняках они занимали разные комнаты. Стены библиотек сплошь закрывались стенными шкафами. Их размеры спровоцировали появление складных лестниц, часто достигавших 2,5 метров высоты, что делало их удобными для пользования библиотечной мебелью. Здесь также же было принято ставить большие столы для просмотра книг, раскладные «архитекторские столы» для размещения крупных томов и фолиантов в открытом состоянии, стулья. Кроме того, в библиотеках любили помещать «зооморфные» кресла с резными ручками в форме львиной головы, восходящие к работам братьев Жакоб.

Поодаль от покоев, где протекала светская жизнь, находилась опочивальня. Помимо кроватей здесь размещали камерные мебельные гарнитуры, состоящие из стола, стульев, кресел, дивана и канапе, располагали шифоньеры — шкафы для хранения белья и одежды. В опочивальни ампира прочно вошла новая мебельная форма — переносное напольное зеркало, получившее название «псише», которое в отличие от зеркал иных конструкций можно было устанавливать в любом удобном месте и поворачивать вокруг горизонтальной оси. Чуть поодаль ставили туалетный стол с полкой для кувшина и умывальник, который нередко поддерживали фигуры лебедей.

Большинство помещений в эпоху ампира отапливалось каминами, возле которых помещали каминные экраны, загораживающие погашенные камины. Подобные экраны представляли собой золоченые резные рамы, на которые были натянуты, как правило, вышитые ткани, созвучные общему решению интерьера.

Здесь заканчивается прогулка по удивительным залам ампира — великого стиля «золотого века» отечественной культуры. И трудно поверить в то, что формирование, развитие и утверждение высоких принципов красоты продолжалось не более трех десятилетий.