Логотип

Китайщина

Лаковый кабинет в МонплезиреЛаковый кабинет в Монплезире.

«Китайщиной» или «шинуазри» (от французского chinoiserie) называют в декоративно-прикладном и изобразительном искусстве XVII – XVIII веков мотивы китайского искусства, каким, отдавая дань моде, его представляли себе мастера того времени. Интерес к экзотике дальневосточных и африканских стран – характерная черта XVII столетия, явившаяся, в том числе, и результатом активной колонизационной и торговой политики правительств ведущих европейских стран. Главным образом, шинуазри сводилось к изображению китайцев в национальных костюмах, китайских беседок, китайского пейзажа и т.д., опять-таки, по представлениям того времени, часто не совпадавшим с действительностью.

Во Франции, Германии, Англии, России устраивались целые китайские кабинеты с росписями панно и плафонами на китайские темы, с имитацией китайских лаков; там же располагалась мебель с китайскими мотивами и предметы фарфора, подражавшие китайским образцам, которые изготовлялись, например, в Мейсене и Дельфте. 
Выдающимся образцом шинуазри в России является Китайский дворец, построенный по проекту архитектора Антонио Ринальди в 1762-68 годах в Ораниенбауме. Это один из наиболее полно сохранившихся примеров кабинетов подобного рода в Европе.