Логотип

Русская мебель при Елизавете Петровне: от барокко к рококо

Шкафчик. Середина XVIII векаШкафчик. Середина XVIII века

Русская мебель середины XVIII века имеет свои характерные черты. По пропорциям и массивности она соответствует формам западноевропейского барокко, в то же время часто приближается к французскому рококо, а иногда – к английской мебели, где была распространена "китайщина". Пропорции мебели становятся более легкими, а формы – прихотливыми. Увеличивается высота ножек, они утрачивают свое утолщение под царгой и как бы сливаются с ней, образуя плавную линию. Тяжелые кресла, стулья и шкафы с инкрустацией из черепахи, металла и цветного дерева, популярные в предшествующее время, уменьшаются в размерах, становятся уютнее и изящнее, углы скругляются. Холодные мраморные доски столов заменяются деревянными, с наклеенной тисненой кожей. В качестве обивки используются бархат и цветные кожи. Новым и излюбленным видом обивочного материала стали шпалерные ткани, а также орнаментированные шелка.Иногда для сидений и спинок употреблялась натуральная соломка.

Резной трон Елизаветы ПетровныРезной трон Елизаветы Петровны. Середина XVIII века

Для мебели рококо характерны причудливо изогнутые спинки, ножки, столешницы и стенки, а в их декоре – обилие завитков с «проросшими» из них цветами и листьями, раковины с волнистыми изогнутыми или изорванными краями. Для причудливых завитков и изогнутых линий елизаветинского рококо непригодны твердые породы дерева, поэтому характерный для барокко дуб был заменен на мягкую липу или березу. В отдельных случаях причудливые изгибы линий достигают предела – исчезает конструкция, оказываясь погребенной под сплошной резьбой, которая клубится, вьется и изгибается во всех направлениях.

Кроме резьбы активно используется роспись по белому или светлому цветному левкасу, которая скрывает естественный цвет и фактуру дерева. Края ножек и царги, углы и кромки плоскостей обводили тонкими полосками краски, а внутри образовавшихся рамок писали орнаменты, мелкие веточки, розы, незабудки, переплетающиеся с рокайльными завитками. Сохранились стулья, столики, шкафчики, рамы для зеркал с такой отделкой. Комоды на высоких изогнутых ножках, часто выполненные из розового дерева, имеют сильно выпуклый, как бы разбухший кузов, который в зависимости от количества и величины ящиков принимает тот или иной вид. Деление на ящики по большей части маскируется, их число можно определить только по количеству ручек и замочных скважин.

Комод с росписью по левкасуКомод с росписью по левкасу. Середина XVIII века

Расписной комод середины XVIII века – характерный пример русской мебели стиля рококо и по форме, и по декору. Тонкие, круто изогнутые ножки сливаются с тонкой царгой в единую упругую дугу с напряженным изгибом. Бюро представляет собой чередование выпуклых и вогнутых поверхностей, изгибающихся в разных направлениях. На каждой стенке написана легкая рамка с капризно извивающимися контурами, перевитая мелкими травками. Внутри и снаружи рамки – букеты цветов и веточки с листьями на белом фоне. Свобода декора подчеркивает легкость и непринужденность форм.

Кроме левкаса для покрытия древесины употребляли красный, желтый, зеленый и черный лаки, называемые китайскими, по которым писали красками и золотом сюжетные и орнаментальные композиции.

Подсвечник. Середина XVIII векаПодсвечник. Середина XVIII века

Один из сохранившихся образцов этой техники – бюро-шкаф из Эрмитажа, передние и боковые стенки которого расписаны китайскими пейзажами. Применялись и другие виды росписи, а также оклеивание поверхности раскрашенными гравюрами. Содержание таких росписей весьма разнообразно: сражения, охота, прогулки в экипаже, природа, арматура, орнаменты.

Получила распространение инкрустация, занимавшая в предыдущий период более скромное место. На больших плоскостях столешниц, створок шкафов, крышек бюро она переходит в целые мозаичные наборы из кусочков древесины разных пород. Техника наборного дерева достигает в это время высочайшего уровня, позволяющего выполнять очень тонкие и сложные узоры и малые декоративные картины различного содержания.

Кроме мебели русских мастеров-краснодеревщиков елизаветинского времени, давших превосходные образцы рококо, в Россию проникала и иностранная мебель того же стиля: французские послы, назначенные на службу в Петербург, привозили с собой целые корабли мебели, которую потом продавали русским дворянам.