Логотип

Английская мебель

Англия. XV—XVI века

Мебельное искусство длительное время развивается под влиянием европейских, главным образом голландских образцов. Ренессансному стилю не скоро удалось вытеснить готические формы. Чисто ренессанс-ный стиль складывается в период правления королевы Елизаветы (1558—1603), но наиболее совершенными творениями столярного искусства в это время были тонко сработанные деревянные панели, которыми обшивали стены покоев в замках английских феодалов. Мебель, исполненная в дубе, пока еще громоздкая.

Следующий период английского Возрождения охватывает почти весь XVII в. В мебельных формах сначала чувствуется влияние итальянских мастеров, позднее при английском дворе работают французские и голландские мастера. Столы, стулья и кресла имеют точеные, а позднее гнутые ножки. Поверхности шкафов и сундуков обрабатывают резными филенками с беспокойными по ритму орнаментальными композициями. Незаменимым предметом каждого английского дома был стол с опускающимися полами и раздвижными ножками. Мебель изготовляют уже не только из дуба, но из ореха и различных экзотических пород дерева. Для мебели английского Возрождения (1603—1688) характерны точеные, реже гнутые ножки. 

Англия. XVII век.

В Англии барочный стиль складывается к 60-м годам XVII в. Для переходного периода от позднего Возрождения к барокко были характерны прямые точеные ножки, соединенные внизу плавно изогнутыми проножками, гнутые ножки, отделка резными филенками с энергичным беспокойным по ритму орнаментом. Спинки стульев, кресел и диванов часто оплетены камышом, что придает им ббльшую легкость. В этот период появляется глубокое кресло с мягкой спинкой, сиденьем и подло-' котиками, которое почти без изменений сохранилось до наших дней. Искусство мебели этого периода связано с именами крупного английского архитектора Кристофера Рена и резчика по камню и дереву Гриплинга Гиб-бонса.

Расцвет английского барокко совпадает с правлением королевы Анны (1702—1714), и поэтому его часто называют "стиль королевы Анны". Мебель этого периода отличается простотой, мягкостью линий, чистотой форм и ясностью построения. Широко применяют черную и красную лаковую технику в китайском характере, орнаментальную инкрустацию, изогнутую ножку-кабриоль. Характерные типы мебели—кабинет с нижней частью, решенной в виде стола; туалетный стол со стоящим на нем зеркалом.

В конце периода (1714—1727) под влиянием Китая развиваются формы мебели из бамбука (стиль Чембер). 

Англия. Первая половина XVIII века

К началу XVIII в. английская мебель приобретает самобытный характер и начинает оказывать влияние на мебельное искусстве других стран. Развитие мебели в Англии начала XVIII в. связано с именем Томаса Чип-пендейла (1718—1779), создавшего множество разнообразной мебели. Особенно популярным его имя стало после выхода (1754) его книги "Директор" ("The Gentleman and Cabinetmaker's Director"), в которую было включено 160 гравированных листов—проектов мебели. Сборник Чиппендейла издавался трижды как в самой Англии, так и в других странах.

Большую известность Чиппендейл приобрел и как практик, возглавляя мастерскую, изготовляющую мебель. Мебельная мастерская занималась не только производством отдельных мебельных изделий, но и решением интерьера в целом. Например, в поместье Ностел-прайори (одно из поместий, оборудованное мастерской Чиппендейла) все, вплоть до дверных молотков, делалось по проекту и под наблюдением фирмы. Сам Чиппендейл принимал непосредственное участие в работе, а также заключал подряды с мастерами тех специальностей, которых не было в его фирме (часы, гардинное полотно, зеркала и т. д.). Фирма Чиппендейла Просуществовала более полувека.

Мебель Чиппендейла обладает рядом характерных черт, отличающих ее от французской мебели стиля ро-коко. В Англии особенно сильным было увлечение китайским искусством, что проявилось в решении ножек мебели, имеющих изогнутую форму с широкой лобовой частью, внизу с орлиными когтями, сжимающими шар. Иногда орлиные когти заменяются львиной лапой или просто наплывом. Лобовая часть украшается резьбой, часто веерообразной раковиной.

Отличительная особенность английской мебели этого периода — отсутствие золочения и бурно развивающееся применение красного дерева при изготовлении мебели. Появление красного дерева связано с английской колониальной торговлей. В Англии впервые в 1720 г. было введено красное дерево в мебельное производство. Благодаря своему цвету, глубине тона, богатству текстуры оно быстро завоевало популярность во всех государствах Европы.

В Англии по-своему решались двухъярусные шкафы, выполняемые из ореха, с преобладанием строгих и рациональных форм, с филенками, окруженными профилями. Английским мебельщикам принадлежит также заслуга разработки складного стола с опускающимися полами и раздвижными точеными витыми ножками.

Разнообразна мебель для сидения. Ножки прямые или слегка изогнутые, обработанные резьбой. Центральные вертикальные планки спинок имеют силуэт скрипки или высокой стройной вазы, позднее спинки делают сквозными. Кресла отличаются максимальным комфортом, особенно так называемые "крылатые" кресла с высоко поднимающимися подлокотниками.

Большие застекленные книжные шкафы снабжены фасонной пайкой стекол в виде ромбовидной сетки. Кровати обычно с балдахинами в виде китайской пагоды. Разнообразны письменные столы и высокие напольные часы, которые становятся почти обязательной принадлежностью английского интерьера.

Своеобразие английской мебели XVIII в., самым характерным мастером которой был Чиппендейл, во многом обязано тесной связи мастеров-мебельщиков с архитекторами, которая особенно усилилась во второй половине XVIII в. Это явление способствовало единому решению интерьера и мебели, а также наложило свою печать на решение собственно мебельных изделий с точки зрения большего понимания пропорциональных соотношений, характера отбора декоративных элементов. Элементы готики, китайского искусства, французского ро-кайля носят более сдержанный характер, более просты и ясны. Введение орнаментальных мотивов рокайля не нарушает симметрии изделий, а готика хорошо уживается рядом с классическим строем пропорций.