Логотип

Русская мебель и контакты с Европой в допетровское время

В допетровской России основные принципы оформления интерьера вне зависимости от принадлежности его владельца к тому или иному социальному слою оставались приблизительно одинаковыми.

Кресло 'монастырское'. Россия, кон.XVII векаКресло 'монастырское'. Россия, кон.XVII века.

Царские и княжеские палаты были обставлены той же мебелью, что и исконная русская изба – основное отличие было в дороговизне и ценности материалов, из которых предметы мебели изготавливались, и в количестве и разнообразии декора. Вдоль стен помещения располагались широкие лавки с резными спинками, шкафы, лари, причем, эти элементы часто прикреплялись к стенам, так что из всей обстановки мобильным оставался только стол. В царских палатах лавки крылись кармазинным (алым) сукном, стены расписывались красочными «травами». Судить об оформлении интерьеров и мебели допетровского времени можно в наши дни только по письменным свидетельствам современников и по небольшому количеству изобразительных материалов, так или иначе передающих черты обстановки и быта той эпохи.

Международные контакты Московского государства в XVII веке способствуют привнесению в ранее изолированную русскую культуру некоторых особенностей культуры и быта европейских стран. Включение России в общеевропейский контекст сказывается и в области оформления интерьера. Известный исследователь старинного русского быта И.Е. Забелин в своей книге «Домашний быт русских царей» (М., 1862) свидетельствует, что впервые мебель «на польский и немецкий образец» появилась в России во второй половине XVII века, когда помещения в царском дворце были «наряжены по-европейски». Об этом же пишет и врач Алексея Михайловича англичанин С. Коллинс, живший в России с 1659 по 1665 годы: «с тех пор, как Его Величество был в Польше, видел тамошний образ жизни и стал подражать польскому королю, круг понятий его расширился: он начинает преобразовывать двор, строить здания красивее прежнего, украшать покои обоями». Именно в это время в московском царском обиходе стали появляться в небольшом количестве кресла и стулья с высокими резными спинками, обитые сукном или бархатом, ларцы, отделанные перламутром и черепахой, венецианские зеркала и другие предметы внутреннего убранства. В 1680-х гг. в бытность Петра I подростком «про государев обиход» покупались венецианские зеркала, «стоянцы» (столовые часы), «станок с раковины» (рама для зеркала с перламутром). Приближенные царя старались следовать ему и в этом, в частности, судя по письменным документам того времени, московский дом В.В. Голицына был обставлен европейской мебелью: в описи имущества фигурируют зеркала, шкафы, столы европейского образца.

Предметы обстановки не только ввозились, но и создавались в Оружейной палате, где работали резчики и позолотчики, как приглашенные из стран Европы, так и русские, обслуживавшие московские дворцы. По-видимому, к этому времени относится и освоение отечественными мастерами таких техник, как интарсия и маркетри. Однако новшества коснулись лишь небольшого числа дворян, особо приближенных к царю. В целом же, как в архитектуре, так и в оформлении интерьера в России все оставалось по-старому. У основной части русских дворян, не говоря уже о крестьянах, мебель русского типа по-прежнему располагалась вдоль стен; а стены и пол для придания интерьеру большей нарядности обтягивались цветными тканями. В помещении находились стол со скатертью, лавки, скамьи с резьбой или без нее, шкафы. Стулья и кресла в это время встречались в интерьерах не часто. Мебель изготавливалась русскими мастерами из местных пород дерева: дуба, березы, ели, ореха. Глобальные перемены в концепции обстановки помещения и изготовления мебели связаны уже с эпохой петровских преобразований, принесших изменения буквально во все сферы жизни российского общества.