Логотип

Французская мебель

Франция. XV—XVI века.

Художественные формы эпохи Возрождения начинают распространяться во Франции в конце XV в. и в XVI в. достигают своего расцвета. Французское Возрождение подразделяют на четыре периода: переходный период (1498—1515); раннее Возрождение (1515—1547); зрелое Возрождение (1547—1589); позднее Возрождение (1589—1646).

Уже в первые периоды развития стиля возникают новые типы мебели. Так, появился дрессуар (рис. 23, а)— посудный шкаф (поставец), развившийся из сундука, поднятого на стойки. Дрессуар расчленен пилястрами или колоннами на отдельные филенки, которые густо заполнены рельефным резным орнаментом. Распространяются кресла и стулья, обитые тканью или кожей, украшенные бахромой и тесьмой (рис. 23, б). У кресел встречаются плетеные сиденья и спинки. Сундуки и лари (рис. 23, в) декорируют медальонами с изображением голов.

Кровать—это целое архитектурное сооружение, снабженное колоннами, балдахином, богато украшенным резьбой изголовьем. Если в готическом стиле главным материалом для изготовления мебели был дуб, то теперь его место занял орех. Характерными декоративными мотивами в мебели раннего французского Возрождения были пилястры и карнизы, панели с арабесками, головы в профиль на длинных шеях, заключенные в богатые венки и развевающиеся ленточки, точеные колонки в виде балясин или канделябров с пламенем вверху, пилястры между филенками и герб короля в виде или красиво переплетенной монограммы, или его же эмблемы — саламандры в огне, украшенной сверху королевской короной.

В период зрелого Возрождения—стиль Генриха II— в мебели преобладают пышные древнеримские мотивы.Мебель украшают сильной рельефной резьбой, изображениями фантастических животных, портиками на шкафах, на глади стенок и на косяках делают неглубокие ниши, обрамленные и обработанные архитектурными мотивами в античном характере. Фронтоны, завершающие колоннады, делают разорванными и между боковыми частями ставят бюст, статуэтку, вазу или небольшую триумфальную арку. Характерной мебельной формой позднего французского Возрождения является двухкорпусный шкаф (рис. 24, а), в решении которого широко применяют архитектурные элементы. Лицевая сторона шкафа строится как архитектурное сооружение, как фасад здания: с колоннами и фронтоном. Поверхность фасада и выдвижные ящики над нижним корпусом иногда обогащаются прямоугольными вставками из мрамора, на филенках располагаются неглубокие ниши со статуэтками или выполненные низким рельефом фигуры античных божеств. Для сидения изготовляют дощатое кресло с высокой резной спинкой (рис. 24, б).

Особенно пышную форму приобретают парадные столы, боковые щиты которых сохраняют проемы, как в эпоху готики, но этим проемам придают форму античной арки с мощными каннелированными колоннами по сторонам. Толстый брус, связывающий боковые щиты, опущен к полу и образует массивное основание, на котором стоит ряд точеных балясин. Мебель во Франции сначала развивается под влиянием и при участии итальянских мастеров. Однако довольно скоро появляются собственные мастера, которые объединяются в самостоятельные художественные школы. 

Франция. XVII век.

К середине XVII в, во Франции укрепляется абсолютная власть монарха. Колоссальные масштабы приобретает дворцовое строительство, вершиной которого является создание загородной королевской резиденции в Версале. Версаль становится не только предметом восхищения, но и объектом для многочисленных подражаний при строительстве резиденций других европейских королей, князей и герцогов. Ансамбль Версаля состоял из монументального дворца, садов, бассейнов и фонтанов. Композиция ансамбля подчинена строгому придворному этикету. Возглавляли создание ансамбля Версаля архитекторы Л. Лево и Ж. А. Мансар.

В планировке Версальского дворца главенствует анфиладный принцип (соединение помещений друг с другом через дверные проемы, расположенные на одной прямой), который с .наибольшей силой проявляется в решении зеркальной галереи Маневра. Галерея по существу становится как бы проспектом, достигающим 73 м длины и перекрытым огромным коробовым сводом. Громадные составные зеркала придают залу особую роскошь. В систему анфилады включена королевская спальня, где ложе короля отделено низкой балюстрадой от текущего мимо потока придворных. Отделка парадных залов Версаля необычайно роскошна.

Стены, разбитые на отдельные панно, облицованы многоцветным мрамором и украшены колоннами и пилястрами, между которыми размещены лепные золоченые композиции. Фризы, карнизы и плафоны расписаны лучшими мастерами Франции.

В покоях, не отделанных мрамором, стены затянуты дорогими тканями, которые менялись в зависимости от времени года: зимой—зеленым или темно-красным бархатом с золотым галуном; летом—парчой с золотым или серебряным узором и многоцветным шелком.

Мебели в залах было немного: табуреты и несколько столов с вазами. Размещали ее строго вдоль стен. Для этого периода характерно наличие двух разных техник выполнения мебели. Корпусную мебель отделывают древесным шпоном с последующим декорировани-ем поверхностей различного рода инкрустациями и накладными металлическими деталями, а столы, кресла и табуреты не фанеруют, а золотят.

В этот период создают такие формы корпусной мебели, как футляры со стоячими часами и первые бюро, так в XVII в. стали называть письменные столы, крышку которых обклеивали сукном (bure, франц.—толстое сукно). Такие бюро имеют под крышкой два небольших выдвижных ящика. Выполняют бюро из черного дерева и украшают золоченой чеканкой бронзой на углах, ножках и ящиках.

Основное место в убранстве дворцовых помещений принадлежит кабинетам, которые также большей частью выполняют из черного дерева. Их опоры представляют собой группы колонн или кариатиды. Створки, обильно украшенные, скрывают ряды богато отделанных выдвижных ящиков и особый внутренний портал, напоминавший театральную сцену с декорациями. Лицевую часть кабинета решают как фасад барочного здания с выступами, карнизами, балюстрадой и фронтоном. Кресла (рис, 29, а) обивают декоративной тканью. Ножки в форме четырехгранных балясин как бы набраны из нескольких квадратных и пирамидальных элементов, каждый из которых декорирован. Горизонтальные связи под сиденьем сильно изогнуты, криволинейные участки чередуются с прямолинейными.

Кресла, диваны, стулья в эту эпоху имеют обычно очень высокие спинки, заканчивающиеся выше головы сидящего. Ножки бывают пирамидальные (вершиной вниз), украшенные профилировкой, или в виде изогнутых наподобие буквы S завитков, концы которых украшены акантовыми листьями. Б креслах для стариков с боков спинки появляются два полукруглых выступа, в обиход входит шезлонг—кресло с сильно отогнутой спинкой и удлиненным сиденьем для вытянутых ног.

Диваны как бы соединены из трех поставленных рядом кресел, благодаря чему образуется одна общая плоскость сиденья и спинки, которые обивают богатой декоративной тканью ярких тонов, изготовляемой на королевских мануфактурах Гобеленов, Бовэ и Обюссонов.

Столам придают круглую или прямоугольную форму. Ножки вертикальные, богато инкрустированы и вверху украшены бронзовыми женскими головками с удлиненным овалом лица и пышной прической, переходящей в завитки орнамента. Позднее ножки на узких концах стопа обрабатывают в виде лиры, как у итальянских столов. Подзор и края столовой доски украшают богатой резьбой и инкрустацией.

В этот период во Франции работают многие прославленные мебельные мастера, но самым известным был Андре Шарль Буль (1642—1732), фламандец по происхождению, прославившийся искусством инкрустации. Буль создал массивные шкафы (рис. 29, б), столы, комоды, стоячие часы, фанерованные черным деревом и украшенные своеобразным орнаментом. Тончайшие барочные узоры, завитки и листья, вырезанные из меди, олова, иногда из серебра, выделяются на фоне пластинок из полированного панциря черепахи. Решение мебели дополняется крупными украшениями из отлично прочеканенной бронзы. Иногда наоборот—узор из черепахи и олова вьется по медной доске. Часто Буль в центре орнамента помещал роскошные вазы с порхающими вокруг бабочками, набранные из цветного дерева.

Буль применял следующую технику; две тонкие пластины—черепаховую и медную—слегка склеивают друг с другом, на одну из них наносят узор, который одновременно сквозь обе пластины пропиливают лобзи-ковой пилой, пока узор не выпадет из них. Затем медный узор вкладывают в черепаховый фон и наоборот. В результате получают тройной эффект; тончайшую пригонку частей друг к другу, возможность одновременно создавать два предмета и, наконец, полное отсутствие отходов, что весьма важно при использовании ценного материала. Черепаховая доска с медным узором именуется первой партией, медная с черепаховым узором— второй, или контрпартией. При наличии в узоре олова пропилка велась через три доски.

Развитием этой техники была техника "пике", когда золотая нить вкалывалась в черепаховую пластину, затем отпиливалась, а поверхность полировалась. Рисунок получался точками. Начинают широко применять декоративные консольные столы (рис. 29, з) на двух ножках, размещаемые под зеркалом. Резное подстолье консоли сплошь покрыто золоченой фигурной резьбой. Причудливо изогнутые ножки подстолья внизу скреплены проногой. Середину ее обычно украшал массивный резной картуш с королевским шифром или гербом. У балдахина кровати не было вертикальных опор.

Около 1700 г. появляются новые типы мебели: комоды с выдвижными ящиками (рис. 29, г), письменные столы и постаменты для скульптур.

К середине XVII в. ведущая роль в искусстве мебели от Италии переходит к Франции. Французское влияние усиливается и в других странах, чему способствует высокий художественный уровень французской мебели. Свобода композиции, обильная декорировка сдерживаются и уравновешиваются ясностью и разумностью форм, предвосхищающих классическое искусство, 

Франция. Первая половина XVIII века.

Начало XVIII в. знаменуется сменой стилевой направленности в искусстве. В мебели развивается так называемый стиль регентства. Мебель стиля регентства сохраняет черты французского барокко (стиль Людовика XIV) как в композиции, так и в орнаментике изделий, но формы предметов и их декоративное решение становятся значительно легче . Классические орнаментальные мотивы вытесняются легкими растительными арабесками. В орнаменте главенствует симметрия, но размещение букетов, завитков, фигур свободно, что усиливает впечатление легкости.

Стиль регентства в мебели наиболее полно выразился в работах Шарля Крессана (1686—1768). Большого совершенства мастер достиг в маркетри, используя древесину амаранта, розового и фиалкового дерева. Мебель Крессана обильно покрыта прихотливо извивающимися бронзовыми украшениями, изображающими стебли растений, листья, цветы, которые обвивают ручки комодов, их ножки и профили (рис. 31,6). Крессан сам исполнял модели своих бронзовых украшений. Особенно славились выполненные им угловые украшения, изображающие в изящном повороте женские головки с высоко зачесанными волосами и словно цветок вырастающие из стебля.

Во второй четверти XVIII в. сформировался в основных чертах стиль рококо. Появление и развитие стиля рококо связано с именем Ж. О. Мейссонье — ювелира, скульптора и архитектора, автора многочисленных проектов интерьеров и изделий декоративно-прикладного искусства. Во Франции стиль носит название рокайль (rocaille франц.)—отделка кусками камня и раковинами, развитие которого совпало с правлением Людовика XV (1723—1774), и по принятой в прошлом традиции этот стиль в литературе часто называют стилем Людовика XV.

Период правления Людовика XV связан с быстрым экономическим развитием и ростом богатства Франции. Придворные и аристократические круги—обладатели значительных богатств—стремятся к роскошной жизни, комфорту. Это обстоятельство отражается на характере архитектуры и искусства.

Парадные дворцовые ансамбли сменяются сооружениями более интимного, камерного, характера с уютными изящными интерьерами. Появляются будуары, кабинеты. Меняется характер структурной организации помещений, В интерьерах более значительную роль начинает играть мебель, котосую размещают группами с целью создания большего комфорта. Центр интерьера—невысокий камин, покрытый мраморной плитой и отделанный тонким рельефом. Каминную доску украшают часами, канделябрами, разнообразными украшениями. Над камином размещают большое зеркало, оправленное в роскошную раму. Вообще значение зеркал в убранстве интерьера, особенно к салонах и будуарах, чрезвычайно возрастает. Зеркала, развешиваемые на стенах и расставленные на разнообразных столиках, усложняли пространство интерьера и как нельзя лучше соответствовали царящему в придворных кругах стремлению к театрализации жизни, превращению ее в своеобразную игру. В интерьерах стиля рококо отсутствуют монументальность и неподвижность, все подчинено стремлению создать впечатление движения. Предпочтительные колористические решения также призваны создавать впечатление легкости, праздничности. Наиболее распространенные цветовые решения"—белое с голубым, светло-зеленым или розовым (пастельные тона). Обязательная принадлежность интерьеров стиля рококо—позолота.

Представление об интерьере как целостном ансамбле зарождается именно в эпоху рококо. Архитекторы в своих проектах стремятся достигнуть полного стилевого единства всех составляющих комнатного убранства: декора стен и потолков, форм мебели, расцветок драпировок и обивочных тканей и т. д.

В декоративном убранстве интерьеров применяют самые дорогие экзотические породы дерева, мрамор, шелк, гобелен, бронзу, золото. Стиль рококо был в первую очередь стилем придворно-аристократического искусства. В середине XVIII в. увлечение китайским искусством, особенно коллекционирование фарфора и лаков, достигает наибольшего развития. Из Китая пришли и бумажные обои для оклейки стен жилых помещений.

Черты стиля рококо в мебели складывались постепенно: облегчались формы и декор мебельных изделий. Особенно изменилась мебель для сидения: пропали проножки, ножки более изогнутые, спинки низкие и откидываются назад, сиденья шире и мягче. Корпусная мебель теряет архитектурное построение, в декоре все реже встречается лист аканта, в орнамент часто вводят живо трактованные ветви растений и цветы. В расположении отдельных фигур, букетов, завитков больше свободы.

В результате стремления к комфорту появились новые виды мебельных изделий: шезлонг, бержер (глубокое кресло) (рис. 32, а), диван в форме соединенных двух-трех кресел (рис. 32, б), секретер на высоких стройных ножках с наклонно расположенной откидной доской и множеством потайных отделений (рис. 32, в), картоньерка (шкафчик для бумаг), угловой шкафчик, женский письменный столик, туалет с откидным зеркалом, круглые и квадратные тумбочки, разнообразные рабочие столики.

Среди предметов корпусной мебели наибольшее распространение получает комод (француз, commode— удобный), как правило, с двумя выдвижными ящиками. Объем комода (рис. 32, г) становится все более пластичным—стенки изогнуты-в вертикальном и горизонтальном направлениях, покрыты узором маркетри (ветви растений, корзины с цветами и лентами), который свободно располагается на поверхности комода, маскируя* его ящики.

Формы всех видов мебельных изделий изящны с характерными плавными, текучими линиями.

Стулья, диваны и кресла обивают бархатом или шла лерами. Орнамент обивки менее торжественный. Иэвест на серия шпалер "Басни Лафонтена", исполненная по рисункам художников Франсуа Буше (1703—1770) и Жана Батиста Удри (1686—1755) для Версаля, а затем неоднократно повторенная. Для обивки мебели изготовляют ковры с мягкой ворсистой поверхностью и цветочным узором.

Для маркетри в мебели стиля рококо применяют дорогие породы древесины: красное и розовое дерево, палисандр, амарант, пальму, лимон, яблоню, грушу, клен, орех. Французские мебельщики редко прибегали к искусственной окраске и выжиганию дерева, предпочитая древесину с богатым природным рисунком. Резьбу по дереву в мебели рскоко заменили бронзовые накладки.

Интерес к искусству Востока, в частности Китая, проявился не только в решении интерьера в целом, но и отдельных мебельных изделий. Французские мастера используют китайские изделия в своих произведениях: например, китайские фарфоровые вазы они оправляют бронзой, а китайские лаковые доски вделывают в новую мебель. В европейском искусстве усиливается подражание китайским образцам. С 60-х годов XVII в. стремятся разгадать секрет китайских лаков. Создается целая отрасль художественного производства, а в 1713 г. при мануфактуре Гобеленов открывается лаковая мастерская. Особенно высокими художественными качествами отличались лаки братьев Мартен, которые освоили изготовление китайских лаков. 

Франция. Вторая половина XYIII века.

Во второй половине XVIII в. редеют ряды приверженцев стиля рококо. Появляются призывы к более рациональному направлению искусства. Этим требованиям соответствовал новый стиль—классицизм, возродивший античные художественные формы. Во Франции стиль классицизма установился около 1770 г. и получил название стиля Людовика XVI. Появлению стиля классицизма способствовали раскопки, проведенные в Геркулануме (1738) и Помпеях (1748), труды историка И. Винкельмана (1717—1768), знаменитая серия офортов "Римские древности" (1748) итальянского архитектора и графика Джованни Баттиста Пиранези (1720—1778), деятельность архитектора Жака Франсуа Блонделя, с 1756 г. возглавлявшего парижскую Академию архитектуры.

Более простой и строгий стиль классицизма больше соответствовал духу буржуазии. С развитием классицизма иные черты приобретает интерьер, в котором отражается принцип архитектонич-ного решения стен и потолков, четко выявляются основные плоскости, скупо и утонченно решается декор.

Стиль классицизма снова обращается к античному искусству как к идеальному образцу. Античность господствует и в ордерном уборе архитектурных ансамблей и в обстановке интерьеров.

В решении форм мебельных изделий мастера классицизма обращаются к образцам Древней Греции и Риму. Предпочтение отдается прямым линиям, господствует ясность и гармоничность пропорций, декор лаконичен. Вводятся античные орнаментальные мотивы: меандры, нити жемчужника, акантовые листья, дубовые и лавровые гирлянды. Однако стиль рококо не прошел бесследно и орнамент обогащается реалистически трактованными цветами и ветвями.

По сравнению с мебелью стиля рококо форма диванов, кресел, стульев (рис. 35, а, в) проще и спокойнее, ножки выпрямляются и обычно решаются в виде тонкой стройной суживающейся книзу колонки, покрытой каннелюрами, в которых пробегают тончайшие бронзовые гирлянды, иногда обвивающиеся вокруг ножки. Подлокотники также выпрямляются и часто опираются на волюты с акантовым листом.

Развиваются несколько типов стульев и кресел;с овальной спинкой, украшенной наверху симметрично спадающей на обе стороны гирляндой или завитком; с четырехугольной спинкой со срезанными по вогнутой дуге верхними углами с повышенной серединой, украшенной резьбой, с двумя резными шишками по краям спинки. Все деревянные части изделия покрыты протянутыми параллельно рядами бус, акантовых листьев, иоников и других античных мотивов. Желание правдиво выявить конструкцию способствовало появлению почти обязательного декоративного приема: углы царги (рамы сиденья стула) обрабатывают в виде маленького куба со вписанными в него с двух сторон резными розетками.

Мебель для сидения выполняют из резного дерева, окрашивают в светлые тона (белый, фисташковый, нежно-серый и голубой), обивают полосатыми светлыми шелковыми тканями с мелкими цветочками и гирляндами, китайским шелком, вышитыми тканями.

Разнообразны типы корпусной мебели. Особенно популярны были бюро (рис. 35, г), секретер с приподнятым на высокие ножки корпусом (рис. 35, б), по-прежнему широко используют комоды (рис. 35, д), но они становятся более геометричными по форме. Ящики комодов четко выявляются на фасаде, чему способствуют тонко проработанные полоски и решеточки, выполненные в низком рельефе, и накладки из бронзы. Появляются туалетные столы с вращающимся на горизонтальной оси зеркалом и напольные зеркала на двух стойках.

В 1769 г. Ж. А. Ризенер (1725—1806) изобрел механизм для откидывания цилиндрической крышки бюро, с тех пор бюро находят все большее применение. Знаменитое бюро короля Людовика XV было начато учителем Ж. А. Ризенера Ж. Б. Обеном. Ризенер поместил в это бюро механизм для откидывания цилиндрической крышки и выполнил маркетри. Бронзовые украшения были отлиты и отчеканены Дюплесси.

Многие мебельные изделия, особенно более ранние, украшены маркетри, набранным кусочками светлых и темных пород дерева. Мотивами набора были букеты цветов, развевающиеся ленты, пастушеские свирели, бубны. Композиция набора замыкалась в четырехугольник, круг или овал, вне которого набирался рисунок, имитирующий сетку, шашечную доску или узоры паркета. В более поздний период мастера отказываются от маркетри и широко применяют гладкую фанеру красного дерева с легкой бронзовой отделкой. Филенки красного дерева инкрустируют наборами из различных цветных, нередко экзотических пород дерева (сатиновое, розовое и др.). Обрамления выполняют породами более темных оттенков (туя, палисандр, черное дерево).

Иногда в декор мебели вводят расписные фарфоровые накладки, изготовленные в Севре, близ Парижа, на мануфактуре, основанной в 1756 г., либо керамические плакетки с белыми фигурами на голубом фоне, изготовляемые английским заводом Веджвуд.

Широко применяют украшенные бронзовыми скульптурными группами каминные часы, канделябры, таганы, стоящие у каминов, и т. д. В мебели бронзовые украшения стали подчиняться общей композиции и выполнялись в низком рельефе. Наиболее прославленными бронзовщиками этого времени были П. Гутьер и П. Ф. Томир.

Искусство мебели во Франции во второй половине XVIII в. достигло высокого уровня. В Париже вместе с французскими работали и приезжие мастера: Обен, Ризенер, БенеМан, Вейсвейлер. Наравне с Ш. Крессаном и Ж. Жакобом очи явились подлинными творцами французского мебельного искусства. Большой вклад в развитие мебели классицизма внес Жорж Жакоб (1739— 1814), который ввел в мебель мотив куба с резной розеткой в месте крепления ножки. 

Франция. XIX век.

Последние годы XVIII в. и начальный период XIX в. характеризуются дальнейшим развитием классицизма, который приобретает новые черты и проходит два этапа: стиль директории и стиль ампир.

Мебель стиля директории близка мебели классицизма: строгая прямолинейность форм, гармоничность пропорций, спокойное равновесие частей, следование античным формам. Разнообразны типы мебельных изделий (рис. 39).

Спинки стульев либо мягкие, либо ажурные. По форме стулья близки античным образцам (рис. 39, а). Мягкую мебель обивают гладким или полосатым сукном, иногда шелком или кожей. Основные особенности мебели стиля директории— простые прямолинейные формы и прямые линии, гладкие поверхности, ограниченный набор элементов декора, суживающиеся книзу прямые ножки, гладкие колонны, фронтонные завершения шкафов, обрамления, заполнения ажурных спинок в форме ромбов или многоугольников, античные или древнеегипетские орнаментальные мотивы (венки, шлемы, копья, щиты, сфинксы, грифоны, пальметки, маски).

Кровати освобождаются от балдахинов, ее головные и ножные щиты одинаковы по высоте, иногда спинки имеют S-образную форму.

Корпусная мебель с прямыми ножками имеет простые. облегченные объемы (рис. 39, в); карнизы поддерживаются колоннами или пилястрами с бронзовыми капителями.

В эпоху наполеоновской империи (1799—1815), когда первый император Франции окружает себя блеском и пышностью, возникает стиль ампир (от французскогоempire—империя). Наиболее ярко стиль ампир проявляется в интерьерах загородных резиденций (Мальме-зон, Компьен, Фонтенбло). В композиции интерьеров властвовали симметрия, прямая линия, геометрия, устойчивые схемы. Центр композиции салона — камин из белого мрамора, с которым контрастировали каминные принадлежности и решетка из золоченой бронзы. Мебель—кресла, канапе, табуреты—расставляли симметрично. В центре помещения размещали круглый стол. Окна и двери драпировали. В интерьерах стиля ампир Появились прямые занавеси с широкой каймой внизу, которые скользили на кольцах, нанизанных на круглые стержни, похожие на копья.

В столовых размещали круглые столы, серванты с фарфором, хрусталем, серебром. Стулья ставили вдоль стен. Стены декорировали тонкими пилястрами, панели между ними затягивали тканью или расписывали. Стены все чаще оклеивали бумажными обоями или расписывали клеевой краской. Створки дверей украшали орнаментом с помпейскими мотивами. Для мебели (рис. 40) стиля ампир характерны монументальность и нарочитая. статичность, которая несколько смягчается светлыми тонами и пятнами позолоченной бронзы.

К формам античной мебели особенно близка была мебель для сидения. Стулья по форме повторяли греческий стул—клисмос. Иногда вся боковая часть стула или кресла превращается в скульптурное изображение льва, лебедя, грифона, крылатого сфинкса. Мебель для сидения обивают алым сукном с черным бордюром, кожей, шелком, осыпанным звездами или розетками на сетчатом узоре. Широко применяют табуреты. на скрещивающихся ножках, разнообразные по формам и размерам диваны: от огромного, занимающего всю стену, до маленького двухместного. В обиход входят кушетки. В картине "Портрет мадам Рекамье" (1800) Ф. Жерар изобразил такую кушетку, после чего ее стали называть рекамье. Широко распространились большие напольные зеркала (псише).

Опоры столов решали в виде античных колонн и пилонов либо пьедесталов, аналогичных мраморным опорам римских столов, царги украшали бронзовым орнаментом в форме фриза. Появились большие круглые столы, маленькие круглые столики на одной ножке, туалетные столы и массивные тумбы—постаменты цилиндрической формы, которые симметрично размещали по обеим сторонам кровати.

Кровати часто снабжали балдахинами в форме палаток. Шкафы и секретеры делали крупных размеров с большими фанерованными поверхностями. Шкафы, увенчанные карнизами и фронтонами, были похожи на античные храмы. Появились новые мебельные изделия: горки, узкие серванты, витрины.

Очертания мебели прямолинейные, пропорции стройные, часто ее украшали узкими полосками из тянутой латуни и гофрированными латунными вставками.

Постепенно по форме и отделке мебель становится все ближе к античным образцам. В орнаменте активно использовали древнеримские мотивы; скрещенные мечи и копья, щиты и шлемы, орлы, дикторские связки, лавровые венки, плотно заплетенные венки, пальметки, рога изобилия и инициал Наполеона N.

После египетского похода Наполеона (1798—1799) распространяются изображения сфинксов, стройных кариатид, напоминающих мумии, с головами негритянок и спеленутыми ступнями ног.

Стиль ампир был создан искусственно, а не возник в результате естественного развития художественных тенденций. Поэтому для его развития особое значение приобретает деятельность ведущих художников, а именно художника Жака Луи Давида (1748—1825). Во время революции он был активным членом Конвента, устраивал торжественные народные празднества. Своим творчеством Давид по существу определял характер среды своего времени, начиная с костюмов и кончая прическа ми. Давид много внес и в решение новых форм мебели" Стулья, изображенные на картинах Давида ("Клятва Горациев", "Брут", "Елена и Парис" и др.), были созданы им на основе тщательного изучения античных форм мебели как римской, так и древнегреческой и явились прообразом тех стульев, которые изготовляли в тот период как во Франции, так и в других европейских странах.

Вместе с Давидом работал Ж. Жакоб. Самой крупной его работой была мебель для Конвента (1793). Составление проекта он поручил тогда еще не известным архитекторам Ш. Персье (1764—1838) и П. Фонтену (1762—1853), которых считают создателями стиля ампир в интерьере, и мебели. Персье и Фонтен возглавили работы по оформлению королевских дЬорцов (Тюиль-ри, Лувр, Сен-Клу, Фонтенбло). Слава этих архитекторов, а по их рисункам изготовлялась мебель для Виндзора, Петербурга, Потсдама и т. д., во многом объясняется тем, что ими был выпущен в свет альбом проектов мебели и интерьеров.