Логотип

Итальянская мебель

Италия. XV—XVI века.

Эпоха Возрождения—переходный период в развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии XIV—XVI вв., в других странах конец XV—XVI вв.) от средневековой культуры к культуре нового времени. Культура Возрождения была в своей основе антифеодальной — имела светский гуманистический антицерковный характер, постоянно обращалась к культурному наследию античности, как бы возрождая его (отсюда название Возрождение—франц. Renaissance). Творчество деятелей эпохи Возрождения было проникнуто верой в безграничные возможности человека, его воли и разума, пафосом утверждения идеала раскрепощенной творческой личности, красоты и гармонии действительности. В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения—общественные здания, дворцы, городские дома. Обращаясь к античному наследию, великие архитекторы эпохи (Брунеллески, Альберти, Браманте, Пал-ладио) создали величавые постройки—ясные, гармоничные, соразмерные человеку.

В архитектуре начинают господствовать новые формы, связанные с возрождением античной ордерной системы .

В Италии капиталистические отношения начали складываться раньше, чем в других европейских странах. Итальянские города уже в XII—XIII вв. сбросили гнет феодалов, некоторые из них (например, Флоренция, Венеция) провозгласили себя республиками. Бурно начали развиваться торговля и ремесло, создались благоприятные предпосылки для расцвета светской культуры.

Период зрелого итальянского ренессансного стиля падает на вторую половину XV и XVI вв. Формируются капиталистические отношения. Ремесленник работает уже не на потребителя, а на рынок. Многие городские ремесленники содержат мастерские с большим числом подмастерьев и учеников. Однако производство все еще базируется не на машинном, а на ручном труде. Ранней формой капиталистического производства была мануфактура, предшествующая крупной машинной индустрии.

В эпоху Ренессанса формообразование носит уже планомерный характер: предметы сначала зарождаются на бумаге, в виде проектов, и лишь затем по этим проектам их выполняют в материале. Если предыдущие стили органически развивались друг из друга, то Ренессанс избрал отправной точкой художественно-культурное наследие античности.

В архитектуре ведущее место начинает принадлежать палаццо — дворцу для разбогатевших представителей торгово-финансового сословия. Дворец представляет собой прямоугольное здание с внутренним двором; анфилада зал может быть соединена для празднеств. Чтобы не прерывать анфиладу, лестницы помещают в угловых частях здания. Жилые помещения, галереи и лестничные клетки украшает стенная живопись либо ковры, обрамленные скульптурными рамами или пилястрами; своды покрыты лепной штукатуркой, потолки с кессонами из дерева.

Интерьеры дворцов характеризуются монументальностью пространственных композиций, великолепием мраморных лестниц, роскошью декоративного убранства. Мебель начинает играть большую роль, чем в жилищах периода средневековья. Предметы меблировки в XV в. еще немногочисленны; сундук для хранения одежды и ценностей, ларцы, различного рода табуреты и кресла, столы, кровати, отличающиеся в соответствии с архитектурой легкостью конструкции и декора. Типично итальянское изделие—так называемая кассапанка— ларь-скамья со спинкой и подлокотниками.

Главным предметом обстановки флорентийских дворцов и домов богатых граждан XV в. остается сундук— свадебный ларь. Первоначальная форма сундука—длинный прямоугольный ящик с тяжелым профилем цоколя. Крышка ларя с внутренней стороны покрыта живописью. Над росписью свадебных сундуков работали такие крупные итальянские художники эпохи Возрождения, как Пьетро делла Франческа (р. ок. 1416— 1492), Гирландайо (1449—1494), Джованни Беллини (1430—1516), Сандро Боттичелли (1444—1510) и др.

Во второй половине XV в. итальянские свадебные лари приобретают изысканные формы. Их делают на высоком ступенчатом цоколе с плоско вырезанными вы-кружками и профилями полукруглых валиков. Переднюю сторону сундука богато украшают резьбой с позолотой и росписью.

Сундуки изготовляли из различных пород дерева (дуба, тиса, тополя, итальянского кедра и др.), но предпочтение отдавали ореху. Столярное дело к концу XV в. достигает высокого уровня. С изобретением станка для изготовления тонких листов древесины (фанеры) широко распространилась техника фанерования, а затем и украшение мебели способом интарсии. Первоначально интарсия была двухцветной: черное и белое дерево. Для украшения широко использовали декоративные мотивы: вьющийся стебель, акантовый лист, музыкальный инструмент, городской вид, натюрморт. Постепенно декоративные мотивы расширяются: появляются фигурные композиции, гротеск, орнамент в виде арабески. Вводится окрашенное дерево, интарсия становится полихромной. Мастерами интарсии были Баччо д'Аньоло, Джованни ди Верона, Бенедетто да Майано. К началу XVI в. архитектура и интерьеры палаццо становятся богаче, стены и потолки украшают фресками, лепниной, мрамором, усложняются формы мебели.

Примерно к середине XVI в. появляются шкафы с архитектурными мотивами: пилястрами, карнизами, консолями и кронштейнами и так называемый кабинет-шкаф с выдвигающимися ящиками. Кабинет-шкаф состоит из двух частей: нижней, более основательной с крупными створками и верхней, измельченной множеством выдвижных ящиков. Шкафы имели профилированное основание (базу) или четыре опоры. Нижняя часть завершалась тягой, а верхняя—сильно развитым карнизом или антаблементом. Кровати были высокими с балдахином или занавесями, с высоким изголовьем и часто ступенью. Мебель для сидения разнообразна по назначению и форме. Широкое распространение получает дощатый стул , переднюю опору и спинку которого часто покрывают резьбой, имитирующей древ-неримский каменный орнамент. Стул по форме происходит от сиденья—емкости, в котором конструкция освобождается от всех лишних плоскостей. Оставлено только сиденье и частично спинка—и перед нами схема стула, утвердившегося на века. Чтобы сохранить жесткость, которую обеспечивали сплошные боковые стенки, каркас спинки соединяется теперь поперечными связями, а ножки—проногами.

Известны два типа Х-образных кресел: одно—на восьми соединенных металлическими стержнями опорах ; другое — на четырех. Верхние концы опор соединены с подлокотниками, что придает необходимую жесткость конструкции. Отделывали такие кресла чертозианской мозаикой, резьбой и др. Сиденьем служит ткань или кожа, закреплённая в четырех точках. Спинка иногда украшена вышивкой и бахромой. Использование в мебельных изделиях ткани и кожи вызвало изменение композиционного построения. Пластической теме противопоставляется живописное начало: крупный, сложный и броский мотив обивки сиденья и спинки, усиленный бахромой. Более скромные кресла обивают кожей, два ряда гвоздей с большими латунными шляпками создают своеобразное орнаментальное обрамление.

В типах и формах столов эпохи Возрождения наблюдается перекрещивание и одновременное развитие принципов раннего средневековья и античности: гладкая столешница покоится на массивных боковинах, как у прямоугольных столов из Помпеи, но скульптурность опор выражена гораздо энергичнее, чем в античном прообразе. Из эпохи средневековья перешел длинный трапезный стол на нескольких опорах, связанных с подстольем. Входят в моду столы на четырех ножках с выдвигающимися одним или двумя ящиками. В северных провинциях сказывается влияние готики, в Венеции и Умбрии—византийских образцов; в Риме— античных памятников. В Болонье мебель украшали крупной декоративной резьбой, в Ломбардии и Венеции — инкрустацией из слоновой кости в виде геометрических узоров, известной под именем чертозианской мозаики (Чертоза Павийская — монастырь около Милана). В Ломбардии широко использовали интарсию из светлого и черного дерева. Основным центром средоточения мастеров мебельного искусства Италии XV в. была провинция Тоскана с главным городом Флоренцией. В последней четверти XV в. начинают славиться столы Болоньи, болэе простые по форме, чем флорентийские, с точеными в виде балясин ножками и украшениями в виде шляпок крупных гвоздей.

В орнаментике ренессансной мебели используют античные формы, декоративные мотивы—колонны, пилястры, лист аканта, гермы, купидоны. Вводится мотив гротеска, развитый на основе орнаментов, обнаруженных на древнеримских стенных росписях. Гротески—фантастические орнаментальные композиции, включающие вьющиеся растительные ветви, фигуры животных, птиц, людей. Мебель украшали также арабесками, различными плетенками, карнизами, гирляндами.

Италия. XVII век.

На смену эпохе Возрождения в конце XVI в. пришел новый стиль—барокко (итал. Ьагоссо, буквально— странный, причудливый), который господствовал в Европе до середины XVIII в. Барокко связано с дворянско-церковной культурой зрелого абсолютизма. Барокко свойственны контрастность, стремление к величию и пышности. Особенной роскошью отличаются интерьеры. Широко используют лепку, скульптуру, роспись. Помещения отделывают дорогостоящими материалами: мрамором и позолотой. Внутреннее пространство помещений зрительно увеличивают за счет введения иллюзорного пространства живописных плафонов.

Так же пышно оформляют мебель. Консоли (пристенные столы), скамьи, столы, кресла и бюро-кабинеты отличаются большим разнообразием форм. В технике изготовления мебели в эпоху барокко фа-нерование и техника деревянного набора становятся основными способами отделки.

Мебель для сидения становится более удобной: у кресел появляются мягкие сиденья, спинки с отвалом, удобные подлокотники. В то же время усложняется пластическое решение мебельных изделий и их многообразие. Кресла барокко снабжаются прямыми и конусными ножками с кувшинообразным расширением в верхней части и изогнутыми. Но почти во всех случаях кресла массивны, украшены резьбой и снабжены проногой или слегка изогнутой крестовиной с резным вазоном посредине. Мягкую мебель обивают темным бархатом с крупным узором.

Табуреты делают с расходящимися изгибающимися ножками, которые имеют фигурные проноги и позолоченную рельефную резьбу. Сундуки и лари, которые к этому времени по форме стали напоминать античные саркофаги, уступают место шкафам, кабинетам и бюро-кабинетам. Для шкафов характерны криволинейность очертаний в плане, наличие изогнутого карниза со сложной скульптурной композицией, сложный силуэт.

Кабинеты изготовляли не только напольными на ножках, но и настольными и миниатюрными, равными по размерам шкатулкам. Особенно славились кабинеты Флоренции, которые отделывали черным деревом, слоновой костью, перламутром, фаянсом, золочеными бронзовыми деталями. Для их украшения часто использовали технику флорентийской мозаики: изображения птиц, цветов выкладывали на дереве из тонких срезов камней.

Столы имели шести- или восьмиугольную форму; края столешниц обрабатывали разнообразно, использовали резной орнамент. Применяемые в период Ренессанса ножки в виде массивных опор заменяются одной точеной в виде вазы, к которой с трех сторон примыкают особые кронштейны, оканчивающиеся внизу звериными лапами. Все это подстолье стоит на массивном основании, также сплошь покрытом резьбой.

Принципиальные изменения происходят в конструкции кровати: остается балдахин, консольно крепящийся к стене, но поддерживающие его высокие колонки исчезают. Тем самым объем кровати зрительно включается в пространство помещения.

Мебельные изделия украшают новыми материалами: костью, черепаховым панцирем, перламутром, фарфором и т. д.; столешницы и лицевые поверхности—маркетри и каменной мозаикой. Мебельное искусство стиля барокко наибольшее развитие получает на севере Италии. Особенно известна мебель Венеции, она отличалась яркими росписями и лаками. Венецианские кресла характеризуются усложненностью форм, отсутствием членений и богатством отделки.

Наряду с Венецианской развиваются Флорентийская и Болонская школы. Кабинеты Болонской школы, также из черного дерева, имели подстолья с ножками в виде витых колонн, передняя поверхность кабинета обработана как фасад каменного здания: карнизы, тяги и профили. Часто такие кабинеты имели завершение в виде парапета, который увенчан балюстрадой, украшенной статуэтками из кости. 

Италия. Первая половина XVIII века..

Стиль рококо в Италии характеризуется пышностью форм и живописным декором. Особенным великолепием отличалась лаковая мебель Венеции, которая превзошла китайские образцы и быстро их вытеснила. Мебель венецианских мастеров отличалась национальным своеобразием в решении декора: цветочные орнаменты, пейзажные мотивы, фигурные композиции.

На протяжении почти всего XVIII в. в итальянской мебели наряду с обильной резьбой продолжает развиваться интарсия, известным мастером которой был Пьетрс Паффетти (1700—1777). 

Италия. Вторая половина XYIII века.

Во второй половине XVIII в. итальянская мебель сохраняет черты стиля рококо. Показателен в этом отношении секретер работы Пьетро Пиффетти (Пьемонт, 1760). Секретер снабжен изогнутыми ножками и украшен маркетри, в середине крышки изображен букет. Красиво подобранную композицию текстуры древесины дополняют немногочисленные бронзовые накладки.

К 1780 г. влияние классицизма сказывается и в Италии: в мебели используются античные традиции. Но итальянскую мебель от французских и английских образцов, созданных в стиле классицизма, отличает некоторая тяжеловесность пропорций, широкое использование архитектурных форм, многоцветье. В целом итальянская мебель этого периода уступает французским и английским образцам.