Логотип



Русская мебель конца XIX - начала XX века

Во второй половине XIX века Европу охватила идея поисков нового стиля. И Россия не осталась в стороне: этими поисками были отмечены практически все сферы художественной жизни.

Стиль модерн в декоративно-прикладном искусстве и мебели возник в период бурной индустриализации, декларативно противопоставив себя все более обезличивавшемуся стилю фабричной продукции. Именно это обстоятельство пробудило у живописцев разных стран интерес к бытовому предмету, к поискам художественности в обстановке дома, в повседневных вещах. Рукотворность предмета, его неповторимость стали приоритетными в производстве художественной мебели. Средневековое ремесло, индивидуальность предмета, созданного мастерами прошлого, во многом определили тему разработки нового стиля в европейском мебельном искусстве. Такое сознательное стремление создать новый стиль было принципиально новаторским в истории европейского искусства.

Кресло, выполненное под влиянием средневековой мебелиКресло, выполненное под влиянием средневековой мебели. Россия, 1900-е гг.

Поиски нового в России шли в нескольких направлениях. К началу XX века важнейшую роль стал играть русский национально-романтический вариант модерна, зародившийся в 1880-х годах в подмосковном Абрамцеве и расцветший в 1900-х годах в художественном объединении Талашкино, в имении княгини М.К.Тенишевой под Смоленском. Опиравшееся на традиции древнерусского и народного искусства, это направление способствовало появлению многих ярких произведений, созданных выдающимися художниками своего времени.

Наряду с этим наблюдалась ориентация и на западноевропейский модерн, причем - на самые разные его направления, получившие распространение в Бельгии и Франции (ар нуво), в Австрии и Германии (югендштиль), на Британских островах и в других странах, во многом опиравшиеся там на свои национальные традиции. В России западноевропейские заимствования подчас приобретали определенное своеобразие как в силу национальных традиций, так и в результате авторской переработки иностранных прототипов. В то же время многие предприятия откровенно копировали зарубежные образцы, которых было очень много в различных каталогах и прейскурантах, что сегодня сильно затрудняет их атрибуцию.

Очень заметными в русском интерьере с самого начала XX века стали традиции русского классицизма. Переработанные в стиле модерн, они, например, ярко проявились в произведениях петербургского предприятия "Современное искусство", родившегося в рамках творческого объединения "Мир искусства". В то же время к 1910-м годам неоклассицизм становился все более ретроспективным, когда на смену свойственной модерну стилизации пришло желание копировать старые образцы, приблизиться к стилистике русской усадебной культуры начала XIX века. Во многом это было спровоцировано столетним юбилеем Отечественной войны 1812 года.

Кресло в стиле неоклассицизмаКресло в стиле неоклассицизма. Кустарные мастерские Звенигородского уезда Московской губернии. 1910-е гг.

Тем не менее, в русском мебельном искусстве вплоть до 1917 года эклектика сохраняла свою актуальность. Обстановка даже в относительно обеспеченном доме не могла меняться с той калейдоскопической быстротой, которую предлагала мода. Поэтому надежнее было ориентироваться на уже "проверенные" стили, свидетельствовавшие о прочном социальном и материальном положении хозяина дома. Даже такие пропагандисты нового, как известные в то время проектировщики интерьеров В.Стори и Г.Иоаннисиани, советовали "при больших средствах выдержать гостиную в каком-нибудь определенном стиле - Людовика XIV или ампир". Вот почему на современном антикварном рынке подавляющее большинство мебели рассматриваемого периода со всей очевидностью демонстрирует нам разнообразные свидетельства ориентации на исторические стили.

На практике все перечисленные стилистические направления в русском мебельном искусстве далеко не всегда воплощались в чистом виде. Как правило, они оказывали друг на друга взаимное влияние, что делало общую картину еще более пестрой.

Однако стилем рубежа веков, безусловно, стал модерн. Этот стиль, у многих ассоциирующийся с плавной текучей линией ар нуво, на самом деле был гораздо разнообразнее. Декларируемое его основателями стремление к принципиальной новизне на деле воплотить в полной мере было трудно. Так, в прихотливой линии ар нуво можно узнать элементы рококо - стиля, считавшегося во Франции национальным. В более рациональной по облику шотландской мебели того же периода, несомненно, отражены традиции Средневековья, а в русских мебельных произведениях национального романтизма очевидны народные и древнерусские истоки. Новым же здесь был метод, который использовали художники модерна. Если в предшествующий период историзма проектировщики пользовались методом эклектической компоновки легко узнаваемых мотивов, напрямую заимствованных в прошедших стилях, то теперь на смену ей пришла стилизация, когда прототип лишь угадывался в образе, рожденном фантазией художника.

Стул, выполненный под влиянием французского "ар нуво"Стул, выполненный под влиянием французского "ар нуво". Россия, начало XX в.

Все это объясняет тот интерес, который на рубеже веков проявили к декоративно-прикладному искусству живописцы. К.А.Коровин, Н.К.Рерих, М.А.Врубель, В.А.Серов, А.Н.Бенуа, В.Д.Поленов, В.М. и А.М.Васнецовы, С.В.Малютин, К.Ф.Юон - трудно назвать художника, который не обращался в то время к этой сфере...

<...>

В русской мебели рубежа веков очевидны две тенденции - иррациональная и рациональная. Многие варианты мебели, ориентированной на ар нуво, сложные для исполнения авторские произведения в духе национального романтизма были, как правило, уникальными или производились небольшими сериями. При этом серийные вещи обычно редко копировали первоначальный образец, а созданные предметы несли на себе печать индивидуальности и рукотворности. Они требовали больших затрат, и изготавливать их могли только высококлассные резчики.

Рациональное направление модерна, исповедовавшее эстетику простых форм, становилось все более заметным к 1910-м годам. Эти формы легче было воспроизвести в условиях массового производства. Рациональное направление модерна постепенно проникло в жилую среду самых разных социальных слоев, стилистически сближая бедные жилища и богатые особняки. Однако, как писал в 1912 году журнал "Столяр", "только деталями и нюансами отличается рабочая мебель от буржуазной, но в этих нюансах - целый мир". Авторская мебель в стиле рационального модерна подготовила следующий этап в истории этого вида декоративно-прикладного искусства, пришедшегося на период между двумя мировыми войнами.

Стул в стиле рационального модернаСтул в стиле рационального модерна. Россия, 1910-е гг.

Хотя модерн возник в результате стремления к рукотворности и борьбы с засильем обезличенных фабричных изделий, уйти от жизни было невозможно. Рождение этого стиля совпало с резким приростом городского населения, с невиданными ранее масштабами строительства. Потребность в мебели стимулировала ее фабричное производство. Только за три года до конца XIX века количество мебельных предприятий в России увеличилось с 44 до 108. В 1897 году на этих предприятиях работала 71 тысяча человек, оборот составлял 6 млн. рублей. Мебель делали также на многочисленных мелких кустарных предприятиях. Качество их продукции подчас было очень хорошим. Известно, например, что кустарную продукцию скупал и ставил на ней свое клеймо торговый дом "Мюр и Мерилиз", имевший собственную мебельную фабрику в Москве. Множество земских мастерских по всей России делали мебель и мелкие детали интерьера, в том числе - пользовавшиеся огромной популярностью предметы в русском стиле, по известным образцам, выполненным в Московском кустарном музее, а также в художественных центрах, подобных Абрамцевскому.

Для периода модерна характерны и расширение ассортимента материалов, необходимых для изготовления мебели, и технологические поиски. Стремление к рукотворности предметов бытовой среды, к созданию индивидуальной домашней обстановки способствовало развитию таких промыслов, как плетение из лозы и других материалов. Плетеная мебель, ранее ассоциировавшаяся с дачной, загородной жизнью, проникала в городские квартиры и особняки, причем не только в ставшие модными зимние сады. Стилистической основой плетеной мебели был интернациональный вариант модерна, преимущественно его рациональный вариант. Такая мебель придавала интерьеру стиль и определенную оригинальность, столь ценившуюся в тот период. При изготовлении крупных предметов, например, шкафов, использовались деревянные плоскости, а плетеные детали создавали декоративную доминанту.

Кресло в восточном стилеКресло в восточном стиле. Фабрика Ф.Ф.Мельцера. Петербург. Рубеж XIX-XX вв.

В период модерна чрезвычайно популярной стала встроенная мебель. Сама идея, уходящая корнями в культуру Средневековья и Ренессанса, была не новой. Но в тот момент она оказалась мощным средством создания единства среды, где все, вплоть до мелочей, решалось в едином ключе. Порой в эту "игру" включали даже костюмы домочадцев, в особенности, если это был дом художника, спроектированный им самим. Сочетание мебели и архитектуры делало пространство более динамичным, "живым". Встроенные диваны, шкафы, перегородки при движении и изменении ракурса рождали все новые, подчас неожиданные ощущения пространства, казавшегося изменчивым и осязаемым. В создании интерьера при этом участвовали все три измерения пространства. Это было характерно прежде всего для особняков и так называемых "квартир-особняков", располагавшихся на нескольких уровнях в доходных домах.

Огромную роль в интерьере периода модерна играл цвет - начиная от окраски дерева и разноцветных стеклянных вставок на мебели до расцветки ее обивки. В этом красочном аккорде отражались пристрастия времени, менявшиеся неоднократно на протяжении двух десятилетий, отведенных стилю модерн...

<...>

Типичным на рубеже веков стало использование нетрадиционных материалов для мебели. Так, с начала XX века были весьма распространены керамические вставки и облицовка ими плоских поверхностей, например, столешниц. В русском модерне этот прием одним из первых продемонстрировал К.Коровин на выставках "Современного искусства" и "Нового стиля". Большой популярностью пользовались стеклянные вставки на мебели и даже целые витражные композиции, подчас представлявшие собой сложные сюжеты. Иногда можно было встретить и их имитации из наклеенной пленки, повсюду продававшейся в магазинах.

Характерным для того времени было использование декоративных возможностей металла - и не только в качестве тисненых латунных композиций на предметах в духе национального романтизма. Это могли быть и сложные по рисунку петли-жиковины, повторяющие средневековые образцы, разнообразные вставки из желтой и красной меди, оксидированных металлов, дававших на деревянных поверхностях игру фактуры и неожиданные цветовые эффекты.

Надо сказать, русская мебель конца XIX - начала XX века - явление сложное и разнообразное. Одна из ее особенностей - подчеркнутая простота, предвещавшая новое искусство близкого будущего, и противоположная ей иррациональность, сложность, очевидная уникальность. Оба эти явления были, несмотря на свою противоположность, разными сторонами одного и того же процесса - поисков путей к созданию единой художественнойсреды. Своеобразие предметного убранства русского интерьера выражалось не только в национально-романтическом варианте модерна, опиравшегося на национальные художественные традиции. Не менее характерно для него и то стилистическое разнообразие, которое было типично только для русской мебели и не встречалось в такой мере ни в одной другой стране.

"Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования"
№ 1-2 (14), 2004 г.