Логотип

Металлическая мебель тульской работы

В XVIII веке на Тульском оружейном заводе, помимо художественного оружия и различных металлических шкатулок, ларцов и коробок, изготовлялась также стальная и бронзовая мебель. Никаких аналогий этому роду мебели нигде в других европейских государствах в XVIII веке не встречается.

Туалетный столик с предметамиТуалетный столик с предметами и стул к нему. Сталь. Тульский завод. Ок. 1790 г.

В 40-х годах XVIII века на Тульском заводе создавались железные кресла с ажурным орнаментом из растительных завитков барочного характера. Сохранились большие раскладные кресла полированной стали на скрещенных ножках, отделанные медной наводкой и позолоченными медными деталями. Они декорированы точеными фигурными шишками, а особую живописность этим креслам придают медные позолоченные прорезные «решетки», служащие проножками, подпорками локотников, навершиями спинки; в решетках часто прорезаются и гравируются гербы, вензеля, фигуры славы и надписи «vivatъ».

В 80-90-е годы XVIII века тульские мастера создают классицистическую мебель. Туалетные столики, кресла, экраны, скамеечки из стали были очень популярны. Их подносили в дар Екатерине II, они покупались членами императорской фамилии и дворянами.

Сохранился туалетный стол и стул к нему, украшенные по кромкам стальными шляпками, обработанными алмазной гранью. Стол спереди вырезан полукругом, по бокам расположены два ящика. На столе на подставке в виде шкатулки - зеркало, по сторонам от него – декоративные обелиски и вазы. Овальная спинка стула повторяет форму настольного зеркала. Зеркало соединено с подставкой элементами в виде золоченых бронзовых дельфинов, такие же опоры соединяют спинку стула с сиденьем.

Туалетный столикМеталл позволяет достигнуть утонченности форм, недоступной дереву; стройность и легкость тонких ножек и рамок создает впечатление воздушности, которое подчеркивается сверкающим декором: нитями стального жемчужника, стальными «алмазами», розетками, акантами и гирляндами из золоченой бронзы, выделяющимися на фоне блестящей или вороненой стали.

Подобная стальная мебель не представляла собой чего-то исключительного и чуждого окружающей обстановке – в это время художественные предметы из черных и цветных металлов были весьма распространены и очень разнообразны.