Логотип

 

Мебельная империя Мельцеров

Изящество второго рококо, устремленность ввысь неоготики, неповторимость модерна — все эти стилистические черты воплотились в мебели петербургской фабрики Мельцеров. Их изделия по праву завоевали свое место в интерьерах царских дворцов, особняках знати и буржуазии, вошли в жилища среднего класса.

 

Кленовая гостиная в Александровском дворце в Царском СелеКленовая гостиная в Александровском дворце в Царском Селе. Отделка интерьера по проекту архитектора Р.Ф. Мельцера. 1902

Период второй половины XIX века оставил в истории русского мебельного искусства ряд замечательных имен. Среди них — из-вестные мастера братья Гамбс, работавшие на императорский двор, А.И. Тур, Н.Ф. Свирский и, наконец, братья Мельцеры, которым принадлежал знаменитый Торговый дом «Мельцер Ф. и К°».

Из сохранившихся архивных документов известно, что Торговый дом «Мельцер Ф. и К°» был основан в северной столице Фридрихом Иоганном (Федором Андреевичем) Мельцером, мастером каретного дела, купившим в 1860-х годах мебельное предприятие А.И. Тура. Точная дата сделки неизвестна, но в 1896 году одна из столичных газет упоминала, что производство более 35 лет находится в руках семьи Мельцеров. Уже основатель компании стал поставщиком императорского двора. Согласно существующей исторической версии, Александр III за подачу двух счетов на одну и ту же работу по обстановке комнат Аничкова дворца запретил обращаться к Ф.А. Мельцеру с заказами. Однако запрет не привел к краху предприятия.

Первые крупные работы, выполненные фабрикой, относят к 1875 году. Именно в тот год была сделана мебель для апартаментов великой княгини Марии Александровны, герцогини Эдинбургской, в Фермерском дворце в Петергофе. Почти одновременно изготовили вещи для комнат императрицы в Большом Царскосельском дворце.

В свое время фабрика перешла во владение от отца к его старшему сыну — Федору Федоровичу Мельцеру. Из документальных источников известно, что в 1880 году фабрика находилась в центре Санкт-Петербурга, на Большой Конюшенной улице, в доме 17. Последовавшие затем увеличение и расцвет производства определили расширение фабричных помещений и смену их адресов. Второй сын Федора Федоровича Мельцера, военный инженер Эрнест Федорович, выстроил вскоре новые корпуса для фабрики на набережной реки Карповки, в домах 27–29. Мебельно-столярная фабрика Мельцеров также занимала и здания 18–20 на улице Попова и размещалась на Каменноостровском проспекте в домах №№49–51. В доме 49/22 на Каменноостровском проспекте и в доме 13 на Невском проспекте были открыты магазины «мельцеровской» мебели. Третий сын Федора Федоровича, Роман Федорович Мельцер получил академическое образование и стал придворным архитектором. Он руководил на фабрике рисовальной мастерской, которая готовила проекты и шаблоны для будущих изделий мебельного убранства. Здесь же работала мастерская по производству светильников под руководством приемного сына Ф.А. Мельцера — инженера-электрика Ивана Ивановича Трофимова-Мельцера.

К рубежу веков на фабрике работало 400 человек. Она стала одной из самых больших в Петербурге и занимала ведущее место в своей отрасли.

Отличительной чертой деятельности фабрики Мельцеров стал выпуск самой разнообразной продукции, способной удовлетворить вкусы и финансовые возможности достаточно широких общественных слоев. Не менее важно и то, что это производство обратилось не только к созданию мебели, но и к решению архитектурного стиля интерьера, для которого, собственно, и выпускалась мебель.

Для фирмы не существовало мелочей при создании интерьера. По разработанным здесь проектам изготавливали деревянные панели и двери, подбирали кожи для обивки стен, делали лепную орнаментику, бронзовый декор, осветительное оборудование, камины, таганы, оконные шпингалеты и многое другое. В Европе закупались необходимые для оформления интерьера ковры и ткани.

Письменный стол. 1890-еПисьменный стол. 1890-е. Красное дерево, бронза.Фотография из рекламного альбома фирмы Ф.Ф. Мельцера

Торговый дом «Мельцер Ф. и К°» был удостоен высокого статуса поставщика императорского двора. В отличие от своего отца — Александра III, Николай II явно благоволил Мельцеру-сыну, и фабрика при последнем русском царе выполняла все крупные заказы двора.

До нашего времени в собрании Государственного Эрмитажа сохранились вещи, созданные на фабрике «Мельцер Ф. и К°» для интерьеров Зимнего дворца. В 1894 году фирма Ф.Ф. Мельцера совместно с фабрикой Н.Ф. Свирского изготовила часть мебельного убранства для комнат Николая II и его супруги в Зимнем дворце. В 1894–1896 годах для этого же дворца по эскизам Н.В. Набокова на фабрике Ф.Ф. Мельцера была сделана антресоль с лестницей и встроенные книжные шкафы для Библиотеки Николая II в Зимнем дворце, решенной в получившем распространение неоготическом стиле. Упомянутые предметы были изготовлены из вошедшего в моду ореха, отличающегося красотой и богатством текстуры, как и резная обшивка потолка, большие столы и скамьи, декорированные характерными готическими мотивами в виде стрельчатых арок, розеток, трилистников.

Расцвет «второго рококо» в России пришелся на 1880-е годы. В это десятилетие Ф.Ф. Мельцер на своей фабрике приступил к выпуску мебели из палисандра. В то же время он начал использовать и новый материал для декорирования поверхности мебели — целлулоид, имитирующий слоновую кость. Это давало возможность создавать мебель, напоминающую французские образцы в технике «буль».

Увлечение стилем рококо в работах братьев Мельцеров проявилось и в два последующих десятилетия. По проекту своего брата, придворного архитектора Р.Ф. Мельцера, к 1896 году Ф.Ф. Мельцер завершил отделку и изготовил мебель для покоев императрицы Александры Федоровны в Александровском дворце Царского Села — любимой загородной резиденции последних представителей дома Романовых. Помимо Опочивальни императрицы, была оформлена и Палисандровая гостиная, для которой на фабрике изготовили около сорока предметов мебели из палисандра с инкрустацией. Был завершен и интерьер Лилового (Сиреневого) кабинета императрицы, меблировка которого включала более тридцати предметов. Ф.Ф. Мельцер считал, что мелочей при решении интерьера не существует, поэтому даже пианино придал общую стилистику кабинета. Одновременно были оформлены рабочий кабинет и уборная Николая II, где в вещах также читаются исторические реминисценции.

Мебелью по проекту Р.Ф. Мельцера были обставлены и многие помещения дворцов Петергофа. До наших дней дошли кресла из гостиных царских дочерей Нижней дачи, свидетельствующие об артистичном и мастерском использовании английских традиций. Для комнаты великой княжны Ольги Николаевны был создан угловой диван с высокой спинкой и барочным фронтоном, украшенный декоративными композициями со вставками модного целлулоида, который представлял собой серийную продукцию высокого качества. Ножки-кабриоли и рельефная трельяжная сетка с цветочками на венчающем фронтоне в дальнейшем станут характерными чертами мебели модерна, к созданию которой также обратятся Мельцеры.

В 1894 году по проекту архитектора Р.Ф. Мельцера был отделан кабинет императрицы Марии Федоровны в Коттедже Петергофа, где уже явно видны черты нового стиля — модерна. Вдоль стен шли невысокие панели из карельской березы с узкой полочкой для декоративных и памятных вещиц. Верхняя часть стен была затянута ситцем с некрупным цветочным рисунком, как и на мебельной обивке. Но гарнитур выполнен из карельской березы и решен в формах стиля «чиппендейл» , что говорит об английском влиянии.

Столовая, фрагмент. Конец XIXСтоловая, фрагмент. Конец XIX. Фотография из рекламного альбома фирмы Ф.Ф. Мельцера

Воспоминания об ампире ощущаются в мебели, созданной Ф.Ф. Мельцером в конце 1900-х годов. Сорок восемь стульев, покрытых эмалевой краской и украшенных золоченым декором, естественно вписались в интерьер Полукруглого зала все того же Александровского дворца, став созвучными его строгой классицистической красоте.

В начале XX века фабрика Ф.Ф. Мельцера отдала дань мебели в стиле «жакоб», выполняя ее не только для дворцов, но и для квартир петербуржцев. Ее изготавливали из красного дерева и украшали латунными тягами. Исследователи истории фирмы пишут, что образцы подобной мебели пользуются популярностью до сих пор, появляясь на многих аукционах мира.

Однако лучшим временем для братьев Мельцеров стала эпоха модерна, окончательно утвердившегося в русской культуре в 1890-х годах. Проспект Торгового дома «Мельцер Ф. и К°» говорит об использовании фабрикантами в рамках модерна стилистики искусства Востока. Примером ее использования может служить кресло, богато декорированное орнаментом из цветов, птиц и резных драконов на подлокотниках. Интересно и опубликованное в проспекте настенное зеркало, также украшенное завитками и изображением резного дракона. Эти предметы становились частью создаваемых интерьеров и вполне удачно вписывались в старые интерьеры, привнося в них распространившуюся моду. В основе этих изделий лежит принцип асимметрии — одна из главных особенностей модерна.

В самом начале XX века братья Мельцеры продолжили работы в Зимнем и Александровском дворцах, Нижней даче Петергофа. В Александровском дворце в 1902–1903 годах было завершено декорирование и создание мебели для двух парадных интерьеров — Нового кабинета Николая II и Кленовой гостиной Александры Федоровны, которые вошли в историю интерьера русского модерна. По проекту Р.Ф. Мельцера для кабинета императора на фабрике Ф.Ф. Мельцера сделали из красного дерева угловой диван и угловой шкаф, книжные шкафы, этажерки, бильярд, письменный стол, стулья и кресла с ажурными спинками и вогнутыми подлокотниками. Для Кленовой гостиной императрицы Ф.Ф. Мельцер также по проекту своего брата изготовил три десятка встроенных и отдельно стоящих предметов мебели, которые в сочетании образовывали сложное и динамичное пространство. Ширма, круглый угловой диван, разнообразные придиванные асимметричные столики, стулья со спинками в виде чашечки цветка, использование новой породы дерева — серого мореного клена — все было совершенно необычно и ново для мебели того времени.

Тогда же в Царском Селе было закончено по проекту Р.Ф. Мельцера создание ванной для Александры Федоровны. Одновременно фабрика сделала гарнитуры для детских комнат Царскосельского Александровского дворца — столовой, гостиной, спальни. Все эти изделия отличают черты, свойственные рационалистическому модерну, пришедшему в 1900-х годах на смену сложным формам раннего флористического модерна. Простота линий, лаконизм, легкость конструкций — черты мебели детских покоев.

В это десятилетие Торговый дом «Мельцер Ф. и К°» приступил к выпуску мебели не только практичной, но и удивительно легкой, отвечающей эстетике второй волны модерна. Нередко в декоре предметов использовали вставки из цветного стекла, эффектно оживлявшие светлое дерево.

На фабрике Ф.Ф. Мельцера была создана мебель для Ливадийского дворца — царской резиденции в Крыму. В те же годы братья Мельцеры успешно создавали мебель для поездов и яхт императора. Помимо императорских заказов, Торговый дом «Мельцер Ф. и К°» выполнил работы по полной отделке и меблировке домов высшей российской знати, буржуазии, богатого купечества и прочих состоятельных людей. Это касается интерьеров особняков Г.Г. Елисеева (1895), А.Ф. Кельха (1896–1897), Э.Л. Нобеля (1899–1900), С.Ю. Витте (1903–1904), М.Ф. Кшесинской (1895–1896, 1906). Замечательным примером интерьера библиотеки из дуба с латунным декором, сохранившегося до наших дней, стала дача Половцева.

Многие годы фирма Мельцеров постоянно участвовала в отечественных и международных выставках, где не только экспонировала свои изделия, но и демонстрировала изготовленные павильоны, их внутреннее убранство, витрины, вывески, оборудование. Изделия фирмы не раз отмечались самыми высокими наградами.

Качество мельцеровской продукции привлекало состоятельных заказчиков из других городов. В 1900-е годы из Москвы последовало предложение на меблировку и отделку особняка С.П. Рябушинского, гостиницы и торгового дома «Метрополь», ресторана гостиницы «Московская» и других интерьеров. Ф.Ф. Мельцер по заказу А. Волконского поставлял мебель в Рим. На фабрике изготавливались изделия для наследников киевского фабриканта Ф.А. Терещенко. В конце XIX века по проекту Р.Ф. Мельцера был оформлен киевский особняк Б.И. и В.Н. Ханенко (ныне Киевский музей западного и восточного искусства). Обшивка стен и потолка, как и в большинстве мельцеровских интерьеров, выполнена из дерева, а тисненая кожа закрывает верхнюю часть стен. Камин и фигура средневекового рыцаря придают помещению готические черты.

По имеющимся данным, последним значительным заказом фабрики стало мебельное убранство дворца болгарского царя, созданное, как всегда, в короткий срок — на протяжении 1913–1914 годов.

Кресло. Конец XIX. Фотография из рекламного альбома фирмы Ф.Ф. МельцераКресло. Конец XIX. Фотография из рекламного альбома фирмы Ф.Ф. Мельцера

В начале наступившего XX столетия фабрика впервые обратилась к созданию чисто функциональных вещей. Это прежде всего больничная мебель для Императорского клинического повивального института (1903–1904) и деловая обстановка для «Петербургского общества страхования» (1904) и Учетного и ссудного банка. По проекту Р.Ф. Мельцера был построен Механический завод «Людвига Нобеля» (1902–1903) на Пироговской набережной, в доме № 19, включавший в себя жилую колонию для рабочих и расположенный на другой стороне народный дом-читальню. Несложная мебель для этих зданий также была сделана на фабрике Ф.Ф. Мельцера.

В годы Первой мировой войны фабрика производила совершенно неожиданную продукцию, обусловленную требованиями времени. Пропеллеры, аппараты телефонной и телеграфной связи, с корпусами, ящиками для них — вот далеко не полный перечень того, что здесь выпускали. Мебельная империя братьев Мельцеров прекратила существование в 1918 году, оставив на память о себе множество вещей, находящихся ныне не только в музейных собраниях и коллекциях, но и в частных квартирах и государственных учреждениях Петербурга.