Логотип

 

Принцип успеха

«Отдельные произведения живописи или скульптуры не всегда будут в состоянии дать такое ясное представление о бытовых условиях, в которых находилось общество в ту или иную эпоху, как это сделает изучение хотя бы отдельного образца мебели». Эти слова известного исследователя мебели Н.Н. Соболева с полным основанием можно отнести к знаменитому венскому стулу.

Шесть деталей, один кубический метр, миллионные тиражи — так в самом кратком изложении выглядит описание главного шедевра Михаэля Тонета (1796–1871) — стула № 14, созданного в 1859 году. Конструкция стула была проста и состояла всего из шести элементов. Эту модель, как правило, продавали в разобранном виде — в магазины стулья доставляли в ящиках размером в один кубический метр, куда помещалась партия в три дюжины. К 1930 году было продано более пятидесяти миллионов экземпляров, выпуск модели (под номером 214) не прекращен и по сей день. Все это не было делом случая: к успеху Михаэль Тонет — основатель фирмы «Тонет» — шел долгие годы, постепенно продвигаясь к вершине мебельного Олимпа. Сын кожевника, отданный в обучение к столяру, оказался талантливым учеником, организовав в двадцать три года свою собственную мастерскую.

Михаэль Тонет с сыновьямиМихаэль Тонет с сыновьями. Фото середины XIX

Дела шли успешно, и в 1820 году Михаэль женился на Марии Грае, в браке родилось четырнадцать детей, семь из которых (две дочери и пятеро сыновей) достигли взрослого возраста. Сыновья — Франц, Михаэль, Август, Йозеф и Яков — впоследствии стали наследниками и продолжателями дела отца. Под их управлением фирма достигла наивысшего расцвета. Главным капиталом фирмы была технология, изобретенная Михаэлем Тонетом, позволявшая изготавливать мебель самых причудливых форм. Впервые он начал использовать ее в 1830-х: листы фанеры, разрезанные на полосы параллельно направлению волокна, варили в клею, а затем укладывали в шаблоны для гнутья. По сравнению с уже существовавшими методами гнутья это был значительный шаг вперед: с клееной древесиной было проще работать, а готовое изделие получалось более легким. Дешевизну продукции обеспечивала организация производства: шаблоны для гнутья были широкими, что позволяло делать одновременно несколько одинаковых сегментов. Конечно, гнутую мебель делали и до, и после Тонета, однако предшественники мастера были ограничены физическими особенностями древесины, а последователям оставалось лишь идти по пятам.

Долгое время мастерская Тонета находилась в его родном городе — Боппарде, однако в 1842 году Михаэль с семьей переехал в Вену, где ему были предоставлены более выгодные условия для работы, так, 16 июля 1842 года Имперско-королевская общая палата выдала Тонету привилегию: «Разрешается гнутье любого — даже самого хрупкого — сорта древесины химико-механическими способами, придавая им любые формы и закругления». Добившись защиты прав на свою продукцию и поставив дело в Вене, Михаэль перевел компанию на сыновей: с 1853 года она стала именоваться «Братья Тонет». Периодом расцвета фирмы стали 1850-е: в 1854 году на Всеобщей немецкой промышленной выставке компания завоевала бронзовую медаль, в 1855 году на первой Всемирной выставке в Париже — серебряную. Тогда же были получены первые крупные экспортные заказы из Южной Америки. В 1860 году на свет появился еще один бестселлер компании — венское кресло-качалка. Объемы производства росли как снежный ком: в 1856 году в Моравии, в городе Коричане, начала работу первая фабрика фирмы. К 1870 году ее представительства были открыты в Лондоне, Праге, Брно, Берлине, Гамбурге, Мюнхене, Франкфурте-на-Майне, Париже, Риме, Неаполе, Барселоне, Мадриде, Роттердаме, Москве, Одессе, Санкт-Петербурге.

Изящные стулья, столы и кушетки добрались и до Северной Америки —купить их можно было в офисах компании в Нью-Йорке и Чикаго. Тогда же мебель Тонета получила высшую международную награду: Всемирная выставка в Париже 1867 года принесла «Братьям Тонет» долгожданную золотую медаль. Популярности продукции фирмы «Братья Тонет» способствовали не только высокое качество и доступная цена, но и агрессивная рекламная политика: в 1859 году компания выпустила первый печатный рекламный листок, где были представлены двадцать шесть моделей, а в 1880-х каталоги стали многостраничными, число моделей возросло до трехсот. В начале XX века на ста страницах каталога «Братья Тонет» предлагали уже более 1200 моделей. Кроме того, фирма оставила след и в истории рекламы — именно она была инициатором первой «crazy» PR-акции. В начале XX века легендарный стул № 14 был сброшен вниз с Эйфелевой башни — французского шедевра инженерной мысли высотой 318,7 метра (самая нижняя смотровая площадка располагается на высоте 57 метров), возведенной всего за десять лет до этого. Стул, на удивление публике и на радость производителям, остался цел: так простота и эргономичность конструкции успешно прошли проверку на прочность. К 1912 году производительность компании достигла пика — на семи фабриках фирмы создавалось два миллиона предметов мебели в год.

Растущая популярность имела и оборотную сторону — на рынке появились многочисленные подражатели и не менее многочисленные подделки, в деталях повторявшие изделия известной фирмы. Самыми крупными конкурентами были австрийцы отец и сын Коны, владельцы лесопильных заводов и деревообрабатывающих фабрик. Впервые компания «Я. и Й. Кон» показала свою продукцию в 1873 году на выставке в Вене. Второй соперник — акционерное общество «Войцехов». Обе фирмы открыли представительства в России в 1870-х и, не отступая, шли по пятам «Тонета». Как только на рынке появлялась новая модель, конкуренты выпускали такую же, лишь с небольшими изменениями. Помимо традиционных стульев, диванов и кресел все фирмы вслед за Тонетом выпускали ломберные столики и жардиньерки, вешалки и сушилки для полотенец, трюмо и подставки для зонтиков. Чтобы защитить свою продукцию, каждый «настоящий Тонет» маркировался бумажной этикеткой, на которой стояло официальное название компании, ее торговый знак, адрес и информация о наградах на различных выставках. Кроме того, на предметы наносили рельефные штемпели — сокращенное название фирмы на немецком языке. В XIX — начале XX века в Санкт-Петербурге мебель фирмы «Братья Тонет» можно было купить в двух фирменных магазинах: один из них (на Невском проспекте, дом 16/7) специализировался на продаже «венской буковой мебели», другой (на Малой Морской улице, дом 9) — на «художественной мебели во всех стилях». В 1880-х специально для русского рынка были созданы бумажные этикетки на русском языке. Стулья можно было приобрести по цене от 2 рублей 25 копеек до 3 рублей 70 копеек, кресла — от 6 до 13 рублей. В каталогах можно встретить и более дорогие модели, например кабинетные обитые стулья — от 50 до 70 рублей за штуку или гарнитур из дивана, двух кресел и четырех стульев — от 55 до 240 рублей.

Венский стул фирмы ТонетВенский стул фирмы Тонет. Государственный Санкт-Петербургский музей хлеба

Простую элегантную изящную венскую мебель можно было встретить в ресторане, в квартире, в конторе служащего, в шикарном особняке, даже на киноэкране: венский стул был верным подспорьем для Чарли Чаплина в его знаменитых трюках. С открытием метода Тонета началось индустриальное производство мебели. Поначалу стулья, диваны, кресла со вставками из тисненой фанеры или плетеных элементов привлекли внимание самой избалованной публики, их можно было увидеть в интерьерах таких изысканных подмосковных усадеб, как Архангельское Юсуповых или Кузьминки Голицыных, но постепенно ситуация изменилась. Десятки тысяч стульев и кресел ежегодно заполняли мебельные магазины многих городов мира, и цена на них снизилась. Со временем венская мебель стала своеобразным сословным знаком, свидетельствующим как об ограниченном достатке, так и о нарочитом демократизме.

Интересно, что дальнейшее развитие фирмы было связано с методом Михаэля Тонета, но уже совсем в другом материале. Близкие эстетические принципы — функционализм, минимализм — сделали возможным сотрудничество компании с ведущими представителями творческого объединения «Баухаус». В 1930-х дизайн мебели из гнутых стальных трубок для компании «Тонет» создавали Март Стам, Марсель Брейер, Мис Ван дер Рое. Компания «Тонет» существует и сегодня. Головным офисом во Франкенберге (Германия) руководит уже пятое поколение знаменитой семьи — Клаус, Петер и Филипп Тонеты, а продукцию фирмы можно купить даже в самых экзотических уголках планеты, например в Новой Зеландии. Следуя заветам основателя предприятия, его наследники стараются не останавливаться на достигнутом: используют передовые технологии и сотрудничают с ведущими архитекторами и дизайнерами всего мира — Гленом Оливером Лоу, Эриком Магнуссеном, дизайнерским бюро «Ливур, Альзер, Молина» и другими, из которых в России наиболее известен Норман Фостер — английский архитектор, автор проекта обновленного Кировского стадиона и скандального проекта бизнес-центра на месте Фрунзенского универмага — памятника архитектуры советской эпохи. Чтобы запечатлеть историю крупнейшей мебельной фирмы Европы, во Франкенберге в одном из зданий фабрики был создан музей. Стараниями Георга Тонета — праправнука основателя компании и страстного коллекционера — со всего мира были собраны 450 предметов, отражающие всю историю семейного предприятия — со дня основания до сегодняшнего дня. Кроме того, главные шедевры дизайна от «Тонета» можно встретить в крупнейших художественных музеях мира, например нью-йоркском Музее современного искусства или парижском Центре Помпиду. В России есть несколько крупных музейных коллекций мебели фирмы «Тонет», например в Государственном музее истории Санкт-Петербурга.

Стать владельцем собственной антикварной коллекции мебели «Тонет» сегодня не так легко — лучшие образцы «подписного» «Тонета» стоят от 1500 евро за кресло-качалку или неполный набор стульев до 10 000 евро за редкие хорошо сохранившиеся предметы. Однако это не останавливает коллекционеров, и ряды почитателей венской мебели лишь множатся, потому что, как еще в 1920-х годах отметил Ле Корбюзье, создать что-либо более целесообразное по форме попросту невозможно.