Логотип

 

Туалетные столики «галантного века»

Туалетный столик — особый предмет, связанный с личными секретами и привычками своей хозяйки. Каждое утро женщина, сидя за ним, колдует, придавая своему облику еще больше блеска и привлекательности. Сейчас к этой церемонии свидетели допускаются лишь изредка. Но так было не всегда.

 

Туалетный стол. Франция. Вторая половина XIXТуалетный стол. Франция. Вторая половина XIX. Розовое дерево, золоченая бронза. Антикварный салон «Три века»

С давних времен был разработан целый церемониал, связанный с пробуждением, одеванием и утренним выходом знатных особ.

С XVIII века светские утренние приемы вошли в обычай петербургских дам. Не случайно слово «будуар» ассоциируется не столько с местом, где дамы занимались своим туалетом, сколько с помещением, в котором они принимали близких друзей и подруг. Будуар был первым женским клубом. Именно из него выросли знаменитые и популярные салоны второй половины XVIII века.

Если представить картину утреннего приема в будуаре, зрелище получится довольно причудливое: хозяйка сидит за туалетным столом, а вокруг нее в креслах расположились наряженные гости, ведущие непринужденную беседу. Естественно, темы для разговоров должны были соответствовать происходящему: говорили о моде, увеселениях, интригах... Необходимыми атрибутами бесед были изящество, остроумие и хорошие манеры. Будуар был порождением светской культуры «галантного века», и все в нем, вплоть до мельчайших деталей, должно было ей соответствовать. Как хозяйка будуара являлась центральной фигурой для собравшегося общества, так и туалетный стол выделялся среди прочей мебели. Поэтому его внешнему виду придавалось большое значение.

Туалетные столы второй половины XVIII века — подлинные произведения искусства. Они легки и изящны, часто украшены деталями из золоченой бронзы; сверху на них укреплялось зеркало-псише. Однако темой нашей статьи является не сам по себе туалетный стол, а предметы, которые располагались на его поверхности или хранились во внутренних ящиках со множеством перегородок.

Туалетный стол. Россия. Первая треть XIXТуалетный стол. Россия. Первая треть XIX. Красное дерево. Антикварный салон «Три века»

В России туалетный стол появился в середине — второй половине XVIII века. Это была эпоха правления императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II, век париков и кринолинов. В период царствования Елизаветы Петровны дама могла появиться при дворе только с толстым слоем пудры на обнаженных частях тела. Припудривали не только лицо, но и прическу, плечи, руки, спину. На всех туалетных столах стояли большие серебряные или фарфоровые пудреницы. Пудры были всевозможных цветов и оттенков: белого, розового, золотистого, палевого. Модными считались душистые пудры — апельсиновая, фиалковая, розовая, жасминовая. Помимо пудры пользовались и другими средствами. От елизаветинской эпохи сохранились коробочки для румян, белил, притираний, красок для бровей и ресниц. Предметы русского и европейского происхождения украшены рокайльным орнаментом, многие сделаны из фарфора, серебра, золота. Встречаются они в наши дни чрезвычайно редко и представляют большую ценность.

В 1830-х годах появляется новый тип – усадебный туалетный стол, даже не стол, а комод, с 3–4 ящиками для хранения вещей и зеркалом-псише наверху. Рокайльные и классицистические столики аристократического будуара XVIII века выглядят по сравнению с ними очень изящно.

Пикантной деталью дамского туалета «галантного века» были мушки или «венерины цветочки», как было принято называть их в России. Эти маленькие украшения в виде сердечка, искусно вырезанной кареты с четверкой лошадей или блохи наклеивали на лицо, плечи, руки и грудь. Они использовались не только для украшения или маскировки недостатков, но и служили для передачи различного рода сообщений, которые при помощи специально разработанного языка символов передавали светские кокетки. В течение вечера дамы могли менять место расположения мушек, тем самым показывая смену настроения или сигнализируя об очередном желании. Хранили мушки в маленькой коробочке — мушнице, еще одном обязательном предмете на туалетном столике XVIII века.

В начале XIX века дамы перестали носить мушки, пропали и мушницы. Главным атрибутом дамского кокетства стал веер. С его помощью можно было назначить свидание или предупредить об опасности, выразить настроение и даже чувства. О роли, которую играл язык веера в светском обществе, можно судить уже по тому, что существовало специальное слово, обозначавшее способ флирта с помощью веера, — «махаться». Языку веера девушек обучали в юном возрасте, иногда даже по специальным самоучителям.

Пудреница с изображением слонаПудреница с изображением слона. Западная Европа (?). Начало XX. Серебро 84 пробы, эмаль. Антикварный салон «Александр Арт»

Так что, начиная с первого выхода в свет, лет 13–14 лет от роду, девушки начинали активно «махаться».

В России вплоть до революции 1917 года веер входил в число обязательных аксессуаров женского туалета. Поэтому, несмотря на их хрупкость, веера нередко можно встретить в антикварных салонах. В Москве и Санкт-Петербурге есть галереи, в которых собраны целые коллекции этих красивых предметов.

К числу самых экзотических обитателей туалетного стола следует отнести золотые, фарфоровые, стеклянные или из слоновой кости «блошиные ловушки». Сегодня проблемы, с которыми недавно постоянно сталкивались наши предки, прочно забыты. «Блошиные ловушки» — цилиндрики с отверстиями и стволиком-сердечком, смазанным кровью, — носили под одеждой, а появились они все в том же XVIII веке. На старинных портретах часто можно увидеть дам, изображенных со своими любимыми маленькими собачками. Популярны были фарфоровые фигурки левреток, мопсов и болонок. Но мало кто задумывается над тем, что собачки и другая мелкая живность служили не только для развлечения своих хозяек, но и защищали их от назойливых насекомых, исполняя роль живых блохоловок.

Серьезной проблемой «галантного века» было большое количество специфических запахов, окружавших человека той поры. Совершенно избавиться от них было технически невозможно, но можно было сгладить их резкость, забив приятными, более сильными ароматами. К числу сильных ароматических средств относился нюхательный табак. В его состав входили сложные соединения засушенных душистых растений, в которых могло и вовсе не быть даже частиц листьев табака. Нет ничего удивительного в том, что нюхали табак и кавалеры, и дамы. Табакерка во времена Екатерины II считалась обязательной деталью роскошного туалета, а нередко и самой драгоценной вещью в пышном наряде.

Табакерка. Германия (?). Вторая половина XVIIIТабакерка. Германия (?). Вторая половина XVIII. Металл, эмаль. Антикварно-букинистический отдел Дома книги, Москва

Исследователь истории костюма Н.М. Тарабукин пишет: «Табакерками люди хвастались. Уже одна манера обращения с ними говорит об этом. Прежде чем понюхать табак, табакерку медленно вынимали из кармана, долго держали на ладони, словно невзначай забыв о ней во время разговора, затем неторопливо раскрывали, показывая на внутренней стороне крышки тонко выполненную миниатюру и, взяв щепотку нюхательного табака, оставляли в открытой руке и, затянувшись раза два, как бы нехотя убирали в карман». Русские и западные табакерки XVIII века и сейчас попадаются в антикварных салонах. А в одном из магазинов Москвы продается целая коллекция этих изящных, украшенных различного рода миниатюрами вещиц.

Другой способ забить дурные запахи был связан с использованием туалетной воды или одеколона (кельнской воды), изобретенного в начале XVIII века и быстро получившего широкое распространение. Вскоре ни одна дама не могла обойтись без туалетной воды. Разных видов «душистых вод» было множество. Продавали их в разлив, а хранили в специальных флаконах с плотно закрывающейся крышкой. Такие флаконы изготавливали на фарфоровых и стеклянных заводах. Делали их из рубинового, смальтового, молочного стекла, украшали золотом и серебром. Фарфоровым флаконам придавали форму сложенных друг на друга подушек, пагоды, китайцев, турок, разнообразных зверей. Для эфирных масел и концентрированных ароматов предназначались маленькие флаконы, которые продавали аптекари или парфюмеры. Главным достоинством такого флакончика считалась способность сохранять летучий аромат, их закрывали не только притертыми, но и натуральными пробками, запечатывая воском. В антикварных салонах попадаются флакончики из золота, серебра, хрусталя, украшенные эмалью и драгоценными камнями. Эти вещи служили своим хозяевам многие десятки лет, их передавали по наследству. Ситуация изменилась лишь в начале XX века, когда началось массовое производство посуды для духов, и душистые жидкости стали продавать уже разлитыми по бутылочкам со знаками торговых марок. Художественная ценность их значительно ниже, чем предметов XVIII – первой половины XIX века. Но это не отменяет большого коллекционерского интереса к флаконам, созданным по рисункам известных художников и дизайнеров времен господства стилей модерн или ар деко.

Табакерка в виде головы собакиТабакерка в виде головы собаки. Германия. Вторая половина XVIII. Фарфор, металл. Антикварно-букинистический отдел Дома книги, Москва

Говоря о принадлежностях туалетного стола, нельзя не упомянуть ручные зеркала, различные коробочки, футляры и лоточки для гребней и шпилек. Обычно время изготовления этих предметов определяется по стилистическим особенностям, а о предназначении многих футляров и коробочек можно только догадываться. Самые любопытные из них — несессеры, маленькие наборы для туалета, шитья или маникюра. В них хранили в том числе и такие вещи, как золотая зубочистка, копоушка (для чистки ушей), миниатюрные ножницы, перьевая ручка.

С начала XIX столетия большое место в туалете светской дамы стали играть лайковые или шелковые перчатки, узкие и длинные, выше локтя. Надеть их было сложно, поэтому этикет предписывал надевать перчатки дома и не снимать вплоть до возвращения. Служить они могли не более одного-двух раз. Назначение перчаток был универсальным: они могли скрывать плохой маникюр, некрасивость рук, возраст. Согласно бальному этикету, считалось недопустимым касаться друг друга обнаженными руками, а кавалеры могли целовать только укрытые перчатками ручки.