Логотип

 

Зеркала в антикварных салонах

Изначально на Руси были распространены маленькие ручные зеркальца, в которых вместо стекла использовался полированный металл. Первые стеклянные зеркала были тоже ручными. Их вставляли в рамку из золоченого дерева, которую иногда украшали бархатом или золоченой кожей.

 

Зеркало с консольюЗеркало с консолью. Россия. Середина XIX. Дерево, резьба, золочение, серебрение. «Гармония», Санкт-Петербург

В древности были убеждены, что зеркала способны принести добро или зло тем, кто глядит в них. Чтобы избежать злых чар, их старательно оберегали от чужих глаз: хранили в особых ларцах вместе с гребнями или устраивали в виде складней с затворками. Эти верования оказывали влияние на русский быт в допетровское время. Например, известно, что в покоях царя Алексея Михайловича висели настенные венецианские зеркала, однако помещали их только в постельных хоромах. Они висели в простенках между окнами или на глухих стенах. Когда в такие зеркала не гляделись, их задергивали тафтяными, атласными или бархатными занавесками на кольцах или же закрывали киотными затворами.

Изменение отношения к зеркалам и их постепенное распространение по жилым комнатам дворцов русской знати связывают с переменами петровского времени. Традиционному русскому жилищу Петр I предпочел дома в голландском вкусе. Прообразом первых дворцов, возводившихся в новой столице на берегах Невы, стали камерные жилые пространства с белеными стенами, полами в шахматную клетку, рациональной, солидной и немногочисленной мебелью из дуба и ореха и непременным камином. Зеркала размещали уже не только в спальных покоях, но и в гостиной, кабинете и других помещениях. Их уже не закрывали занавесками. Они стали одним из основных предметов внутреннего убранства покоев. Чаще всего зеркала имели прямоугольную форму и были заключены в деревянную раму, которую украшало навершие в виде двух загибающихся к центру «рогов». Этот мотив стал чрезвычайно популярен в эпоху «петровского барокко». Его можно встретить не только на настенных зеркалах, но и на поставцах, шкафах, киотах, иконостасах и даже на фасадах соборов и домов. Одни из самых старых образцов подобных зеркал в России можно увидеть в Меншиковском дворце на Васильевском острове в Петербурге. Изредка попадаются они и в антик­варных салонах. Однако далеко не все подобные зеркала были сделаны в первой половине XVIII века и имеют какое-либо отношение к России. Впервые их привезли из Англии и Голландии во времена Петра I; сегодня аналогичные вещи завозят из тех же самых стран и не без успеха выдают за русские. Встречаются и зеркала, сделанные в России на рубеже XIX и XX веков, когда возник большой спрос на предметы русской старины. Все эти хитрости давно известны нашим антикварам, поэтому и цены на зеркала в стиле «петровского барокко» бывают разными. Подлинные русские зеркала петровского времени могут стоить несколько десятков тысяч долларов, подделки начала XX века — до тысячи, а старые европейские зеркала — от одной до пяти тысяч.

К петровскому времени относится и начало активного использования зеркал как средства усиления силы света. Первыми такими устройствами были привезенные из Северной Европы стенники. Их конструкция была довольно проста: перед круглым или фигурным щитком-отражателем, начищенным до блеска, с прочеканенным орнаментом по краям, помещался один или несколько свечников на кронштейнах. Гладкая поверхность основания отражала пламя горящих свечей, усиливая освещенность интерьера. Несколько позже медный щиток заменили зеркалом. Стенники делали на протяжении всего XVIII века. Время от времени их можно найти в антикварных магазинах. Чаще других попадаются стенники с зеркальным отражателем в форме лиры, восходящим к классицизму времен Екатерины II.

Наиболее широкое распространение настенные зеркала получили в эпоху Елизаветы Петровны. Их богатые возможности раскрылись в работах Растрелли в Зимнем дворце (Иорданская лестница) и Большом дворце Царского Села (Большой зал). В оформлении танцевального зала Растрелли использовал известный в Европе, а впоследствии ставший популярным и в России прием: во всех межоконных и междверных простенках он расположил большие зеркала. В вечернее время, когда опускали шторы и в зале зажигали сотни свечей, свет, многократно отражаясь в зеркалах, становился ярче, а сами зеркала производили впечатление сказочных окон, обрамленных в драгоценную, украшенную завитушками золотую раму. Большой зал стал «визитной карточкой» эпохи императрицы Елизаветы Петровны, а зеркало — обязательным предметом обстановки почти во всех жилых помещениях.

На антикварном рынке зеркало в золоченой раме времен елизаветинского барокко — большая редкость. Зато встречаются золоченые киотные рамы того же периода, которые периодически приспосабливают под зеркальные. В ряде случаев очень сложно отличить киотную раму от зеркальной. Но это не столь принципиально, поскольку в киотной раме указанного времени зеркала смотрятся очень органично.

Часто непрофессионалы путают зеркала времен елизаветин¬ского рококо с предметами, созданными в период историзма (в данном случае второго рококо) серединыXIX века. Однако если в середине XVIII века рама была только красивым дополнением к значительно более ценному зеркалу, то через сто лет гораздо больше внимания уделяли декоративным свойствам самого обрамления. Зеркало становится прежде всего элементом декора, поэтому зеркальная поверхность может приобретать самую неожиданную форму, а пользоваться им неудобно. Признаком более позднего времени изготовления предмета можно считать золоченую раму не из резного дерева, а из гипса.

В екатерининскую эпоху появляется корпусная мебель с зеркалами. Ее самый распространенный тип, туалетный столик — обязательный предмет в будуаре. Самый популярный материал для изготовления таких вещей — красное дерево. Но встречались предметы, изготовленные тульскими оружейниками из стали, столики, украшенные в технике маркетри, и настольные зеркала, обрамленные холмогорскими мастерами в резную кость.

Внешний вид туалетных столиков менялся в соответствии с модой и стилистическими тенденциями. В конце XVIII века изящные туалетные столики из красного дерева делал Г. Гамбс. К 1830-м годам красивая конструкция переродилась в неуклюжий комод с зеркалом-псише наверху. В начале XX века подобный предмет приобрел гнутые линии новомодного стиля модерн. Сегодня туалетный столик — один из самых востребованных предметов мебели на антикварном рынке.

Большие напольные зеркала-псише появились в России в начале XIX столетия. Впервые они были изготовлены в мастерской Гамб­са и сделались традиционной деталью убранства парадных и жилых интерьеров. Зеркало-псише относится к числу самых покупаемых антикварных предметов.

Значительную долю антикварной торговли составляют настенные зеркала в рамах из красного дерева времен расцвета усадебной дворянской культуры в первой половине XIX века. Под зеркалами ставили консольные столики, для освещения использовали жирандоль. В вечернее время это выглядело весьма эффектно. Мода на подобное оформление залов была повсеместной. Большое количество таких зеркал отметил побывавший в 1840-е годы в Петербурге французский писатель Теофиль Готье, а Ф.Ф. Вигель в своих «Записках» писал: «...Они также свои зеркала обделывают в красное дерево с медными бляхами и вместо картинок вставляют над ними овальные стекла, с подложенным куском синей бумаги...». Сегодня наличие украшения в верхней части зеркала может в 3–4 раза увеличить стоимость зеркала. Особенно ценятся зеркала, которые украшены рисунком, выполненным в технике эгломизе.

Хотелось бы еще остановиться на типах зеркал, предназначение которых современного человека способно поставить в тупик. Например, в антикварных салонах изредка попадаются сравнительно небольшие овальные и круглые зеркала в причудливо украшенных резьбой деревянных рамах. Это отражатели, в свое время их вешали на одном уровне с люстрами для усиления освещенности зала.

Зеркало с грифонами. Франция. Начало XIXЗеркало с грифонами. Франция. Начало XIX. Дерево, резьба, золочение. «Гармония», Санкт-Петербург

Зеркало в форме шара, с горлом, похожим на бутылочное, располагающимся в нижней части, называют «парковым зеркалом». Скорее всего, такие зеркала размещали на парковых дорожках во время различных празднеств, с их помощью обыгрывая различные световые эффекты.

Попадаются и «подносы», дно которых является зеркальной поверхностью. Это части сюрту-де-табля (украшения обеденного стола). На такие «подносы» могли ставить фарфоровые украшения, вазы с фруктами, золоченые канделябры и другие предметы, отражения которых порождали красивые эффекты на поверхности стола.

Начало XX века привнесло малого нового в историю зеркал как самостоятельных предметов декоративно-прикладного искусства. Старые формы продолжали существовать в новом стилистическом обрамлении. А появившиеся технологии позволили превратить зеркало в строительный материал — начали создавать зеркальные стены. Зеркало стало одним из вариантов «облицовки» для интерьеров зданий.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что ценятся только зеркала, имеющие «родные» стекла. Даже если они будут повреждены, не спешите их заменять, поскольку само зеркало — тоже произведение искусства, часто более дорогое, чем его обрамление.