Логотип


Мастер И.Н. Бушуев и его роль в становлении производства украшенного холодного оружия на Златоустовском заводе

Иван Николаевич Бушуев (1800-1834), сын заводского унтер-шихтмейстера Н. Н. Бушуева, за довольно короткий срок обучения у Шафов овладел мастерством ковки клинков и стал одним из наиболее выдающихся мастеров по украшению холодного оружия на на Златоустовском оружейном заводе. Он не только постиг секреты немецких мастеров, но и усовершенствовал технику золочения «через огонь». Об этом писал еще в 1826 году в «Отечественных записках» П. Свиньин: «Мастер Иван Бушуев особенно прославился своим искусством в позолоте клинков и не только перенял оное в совершенстве у Шафов, привезших сей секрет из Солингена, но и еще усовершенствовал оный, ибо дошел до способа починивать позолоту, если она с первого разу не выйдет».

Сабля офицерская. И.Н. Бушуев. 1821 гСабля офицерская. И.Н. Бушуев. 1821 г.

И. Бушуев не только овладел сложной технологией художественной обработки стали, но и научился сам выковывать хорошие клинки. «Бушуев – молодой человек, обещает много хорошего, ибо имеет страсть к своему художеству и душу пылкую. Сверх того, он любит словесность и пописывает стишки», – так характеризовал будушего мастера один из его современников.

Бушуев превзошел учителей не только в технических сторонах мастерства, но и в искусстве создания гравированного рисунка на клинках. Этот мастер считается родоначальником златоустовской гравюры на стали. Многие русские художники в эти годы – мастера, расписывавшие фарфор и фаянс или декорировавшие мебель, златоустовские граверы по стали – создавали композиции на сюжеты античной мифологии и истории с античными же атрибутами. Бушуев первым на на Златоустовском оружейном заводе стал украшать свое оружие многофигурными батальными сценами и миниатюрами на сюжеты русской истории. Наиболее подходящим источником для таких изображения служила недавно окончившаяся война с Наполеоном.

Кроме батальных и исторических сцен из недавнего русского прошлого Бушуев мастерски изображал на своих клинках коней; один из таких коней, с крыльями, изображенный на сабле, дал мастеру прозвище Иванко-Крылатко. Одну из народных легенд о соревновании Бушуева с Шафом в мастерстве украшения клинков записал П. П. Бажов. Летящий крылатый конь Бушуева и поныне украшает герб Златоуста.

Бушуев поступил в ученики к Шафам в 1817 году, а уже через год начал работать самостоятельно, причем ему доверяли такие сложные работы, как, например, дамасцирование клинка турецкой сабли, т. е. нанесение на нее узоров, имитирующих булат. Ранние самостоятельные работы Бушуева подписаны нередко именем Шафов, но сюжет (сцены из русской истории и войны 1812 года) и характер изображения выдают их истинного автора. Одна из наиболее ранних подписных работ И. Бушуева – сабля 1823 года, хранящаяся в Златоустовском музее. «Из сравнения обыкновенной сабли златоустовской с самой богатейшею солингеновскою (заплаченною на месте 600 р.), – писал П. Свиньин в 1826 году, – можно убедиться в превосходстве русского оружия перед немецким. Немцы ограничиваются одними арматурами и гирляндами, не осмеливаясь выделывать золотом фигур и групп. Напротив того, в Златоусте рисуются на клинках целые баталии и мифологические происшествия».

Сабля кавалерийская офицерская образца 1817 гСабля кавалерийская офицерская образца 1817 г. И. Н. Бушуев. 1824 г.

Одаренность и значительное влияние Бушуева на развитие златоустовской гравюры на стали быстро выдвинули талантливого художника на ведущие позиции. Одним из первых среди учеников Шафов его перевели в разряд мастеров, а с уходом Шафов назначили старшим мастером отделения украшения оружия. 
За свои работы И. Бушуев получал награды, у него было довольно много учеников и последователей.

Начиная с 1820-х годов появляется целый ряд образцов холодного оружия, украшенного гравировками на сюжеты Отечественной войны 1812 года, выполненных последователями Бушуева. На ограниченной по размерам клинковой плоскости мастера размещали многофигурные батальные сцены, очень динамичные и эмоциональные.

Кроме того, в эти же годы, к десятилетию и пятнадцатилетию войны 1812 года, Бушуевым и учениками создавались юбилейные образцы холодного оружия. Их клинки были украшены не только воинскими атрибутами и батальным сценами, но также орнаментированными надписями с датами и названиями мест основных сражений русских войск с французскими. 
Таким почетным оружием награждались офицеры и генералы, отличившиеся в боях и сражениях этой войны.

Подобная сабля была выполнена Бушуевым в 1824 году к десятилетию победы. В 1831 году Бушуев украсил кавалерийскую офицерскую саблю образца 1817 года для И. Фальковского, поручика гусарского полка и участника войны. Украшением сабли служит родовой герб Фальковских в окружении знамен и оружия, а также эпизоды военной и гражданской биографии владельца.

Совершенно исключительным явлением следует считать декор сабли, созданной Бушуевым в 1824 году, который повторил в 1834 году его соратник и ученик И. П. Бояршинов. Это изображение процесса изготовления холодного оружия на на Златоустовском оружейном заводе на всех его этапах: добычи руды, подводки ее к доменным печам, выплавки стали, ковки клинков, изготовления эфесов, украшения клинков, пробы их на гибкость и прочность, упаковки готовой продукции для отправки заказчику. Бушуев изобразил работающих мастеров в виде младенцев-путти в соответствии с классицистическими канонами. И. П. Бояршинов, создававший свою саблю через десять лет после Бушуева, изобразил мастеров, более или менее приближенных к реальности.