Логотип


Клинки с неповторимыми чертами

Знакомим читателей с любопытной коллекцией старинного оружия самых разных стран и народов коллекционера Андрея Уфимцева.

 

Сабля офицерская. Германия. Врем. III РейхаСабля офицерская. Германия. Врем. III Рейха

- Как давно вы увлекаетесь старинным оружием?
- Я не считаю себя коллекционером в полном смысле этого слова. Это потому, что коллекционирование – в первую очередь, некая идея, отраженная в определенном собрании предметов материальной культуры и искусства, в данном случае старинного оружия. Собирательством отдельных предметов я занимаюсь с детства. Помнится, первый кинжал я раздобыл, когда мне было двенадцать лет. Более серьезные вещи у меня начали появляться лишь в последние два года.

- Скажите, а как, по вашему мнению, происходит становление коллекционера и формирование его собрания?

Вакидзаси подарочный. Япония. Кон. XIX вВакидзаси подарочный. Япония. Кон. XIX в.

- Мне кажется, любой коллекционер в своем развитии последовательно проходит ряд этапов. Сначала это случайная встреча с вещами не очень высокого уровня. Так у собирателя появляется один, а затем и несколько предметов. Создается определенная подборка, носящая хаотичный характер и, как правило, не представляющая никакой особой художественной и исторической ценности. 
Далее у коллекционера повышается общий уровень знаний, формируется понимание художественной красоты вещей, начинает подбираться библиотека, посвященная теме его увлечения. Следует качественный скачок, предметы в собрании становятся все более интересными. Это этап, когда недорогие предметы массового производства перестают нравиться и объектами собирательства уже становятся вещи с какими-то неповторимыми, присущими только им индивидуальными чертами.
Третий этап, на мой взгляд, – вершина коллекционной деятельности. Это переход от собрания разрозненных предметов, пусть даже и весьма высокого уровня, к коллекции, обладающей общей идеей. Было много коллекционеров, которые по мере формирования своего собрания обрели поистине энциклопедические знания не только по истории холодного или огнестрельного оружия, но и ряда смежных областей – культурологии, металлургии, ювелирного искусства и др. Настоящий коллекционер, как правило, знаток не только исторических фактов, но и легенд, мифов, окружающих предметы его увлечения. Я думаю, этот этап формирования собрания и становления коллекционера по настоящему бесконечен. Известно много примеров, когда коллекционеры внесли значительный вклад в развитие искусства, науки и просвещения.

Сабля офицерская. ГерманияСабля офицерская. Германия

- Кого-то привлекает оружие с высокими художественными достоинствами, других притягивает только боевое, «рабочее» оружие. Собирают предметы определенной страны или одной эпохи. Какая позиция вам ближе?
- Должен повторить, что я только начинающий коллекционер и у меня пока нет четких предпочтений, касающихся избранных стран и эпох или определенных типов оружия. У меня появляются вещи нескольких различных регионов – Европа, Восток, Россия, Япония.

- То есть можно сказать – собираете то, что нравится, что Вас восхищает в данный момент?

Шпага офицерская с вензелами Николая IIШпага офицерская с вензелами Николая II. Россия. Нач. XX в.

- Да, это близко к истине. И хотя у меня до сих пор довольно много строевого оружия заводского изготовления конца ХIХ и начала ХХ века, но постепенно я с ним расстаюсь и стараюсь пополнять свое собрание изделиями, созданными руками мастеров и ремесленников. Что касается предпочтения художественных или утилитарных свойств оружия, то я исхожу из того, что хороший клинок талантливого мастера сам по себе является произведением искусства, а наличие дополнительной отделки только повышает его художественную и историческую ценность. В старинном оружии мы видим как бы квинтэссенцию достижений науки, технологии и искусства своего времени. Оставаясь в своей массе вещами сугубо прикладного характера, они вобрали в себя усилия поколений оружейников, кузнецов, ювелиров, мастеров прикладного искусства. Оружие всегда, испокон веков было спутником воина, охотника, путешественника. Его надежности и качеству доверяли самое дорогое – защиту собственной жизни и жизни своих близких. Но при этом благодаря развитию искусства и культуры оружие не приобрело исключительно утилитарный характер. Оно являлось гордостью владельца, подчеркивало его статус и часто поднималось до уровня произведений искусства.

- Какие предметы из коллекции Вам наиболее дороги?

Бебут. Персия. Пер. пол. XIX вБебут. Персия. Пер. пол. XIX в.

- Во-первых, это индийский кутар – необычное оружие, не имеющее аналогов в других регионах мира. 
Индия вообще внесла бесценный вклад в мировую оружейную культуру. Там возникло множество национальных типов оружия – это и широко известный тальвар, и менее известные пата, кханда, ханджарли, бичва, бхудж; экзотические «рога факира» и «багх накх» или «тигриный коготь». Да и распространенные в мусульманском мире шемширы, ханджары, джамбии и карды в Индии были доведены до совершенства как по качеству клинка, так и по красоте и уникальности отделки. Так вот, этот кутар выкован из цельного куска булата. Индия, как известно, родина булата. Эту работу не сможет повторить ни один современный кузнец, даже из обычной стали. Ну а самое главное – это подарок моего близкого друга. Его зовут Сергей, он живет в далеком сибирском городе Братске. Сергей сам крайне не равнодушен к подобного рода вещам и, хотя в Сибири затруднен доступ к информации на эту тему, а тем более сложно что-нибудь отыскать, но, тем не менее, он смог собрать небольшую, но очень достойную коллекцию клинков. И вот благодаря широте его сибирской души я и являюсь обладателем этого прекрасного предмета. Во-вторых, это мое последнее приобретение – самурайский меч «вакидзаси». Это была моя давняя мечта и наконец-то она осуществилась. При этом я прекрасно понимаю, что клинок меча нуждается в полировке и, если доводить его до совершенства, то, чисто теоретически, нужно отправлять на полировку мастеру в Японию, а это обойдется еще раза в два больше, чем стоил мне сам меч. А он мне обошелся весьма недешево. Но, тем не менее, это самый настоящий подлинный японский меч. На хвостовике клинка выбита подпись. Все детали оправы – цуба, фути, касира, две миноки, хабаки, когатана, ножны, рукоять также подлинные. Этим, кстати, отчасти и объясняется довольно высокая стоимость японского оружия, ведь все эти детали также небольшие произведения искусства. Кроме этого, на рост цен влияет и программа правительства Японии, которая, не слишком афишируя, выделяет каждый год огромные суммы для покупки и возвращения на родину клинков известных мастеров. Так что, лучшие клинки уходят в Японию, в музеи и к богатым коллекционерам. Ну, и большая популярность самурайской темы также сказывается на ценах.

Шемшир. Бухара. Перв. пол. XIX вШемшир. Бухара. Перв. пол. XIX в.

- Есть мнение, будто коллекционированием сейчас могут заниматься только очень богатые люди. А всем остальным не стоит и пытаться. Что Вы думаете по этому поводу? 
- Конечно, наличие значительных финансовых ресурсов существенно облегчает процесс коллекционирования. Однако я думаю, это не является непременным или достаточным условием. Нужны еще и знания или хотя бы хорошие консультанты, нужно время, и довольно много, и, самое главное, нужна искренняя увлеченность. Да и не так уж дороги многие достойные предметы старинного оружия. Иногда вполне достаточно несколько сотен долларов. А это вполне по карману и обычному человеку. Да можно и ненароком нарваться на настоящий раритет. Ведь существует и понятие коллекционерского счастья. Его величество случай может преподнести железку, которую не купишь ни за какие деньги. Да и не нужно ставить задачу собрать какую-то большую коллекцию. Пусть у меня будет пара-тройка предметов. Но что бы они были настоящими. Что бы грели душу, передались по наследству моим детям и внукам, наконец. Потому мне не нужны новодельные копии и фальшивки. Я вообще не могу понять, кто покупает эти убогие и аляповатые сувениры из пластмассы или порошковых сплавов китайского или испанского производства.

акидзаси. Япония. Кон. XVIII вАкидзаси. Япония. Кон. XVIII в.

- Тут мы вполне солидарны, хотя и существует мнение, что хорошая, точная копия, из исторически соответствующих материалов вполне имеет место быть. Те же наградные русские кортики, например. Но продаваться такой предмет должен именно как копия, как новодел, и стоить недорого. Вероятно это неплохой подарок. 
- Вполне возможно, но недавно в одном магазине я видел именно сувенир в виде «катаны» весь такой блестящий дешевой позолотой. Его цена была около 60 тыс. руб. А ведь за эти деньги можно приобрести одну или даже несколько подлинных вещей. И хотя старинное оружие, как и другой антиквариат, стоит достаточно дорого, но и дешеветь он точно не будет. Это не акции, не облигации и даже не валюта. Их количество ограничено. Этих вещей не становится больше. Поэтому и цены постоянно растут.

- Изменения, произошедшие в последнее время в законодательстве, уже дают, пусть и шаткую, юридическую почву под ногами коллекционеров старинного оружия, даже не зарегистрированных официально. В то же время в Санкт-Петербурге, насколько мне известно, уже зарегистрировано несколько коллекционеров. Это достаточно хлопотно, но все-таки возможно. В Москве и в других городах появились магазины, торгующие антикварным оружием. Вероятно и в Санкт-Петербурге не за горами открытие первого магазина. Как Вы считаете? 
- Да, будут магазины, салоны, галереи, и такой процесс можно только приветствовать. Но с учетом нашей реальности можно сразу дать определенный прогноз: для рядового любителя мало что изменится. Лицензии на право торговли будут наверняка стоить недешево, плюс дорогая аренда помещения, плюс немалые торговые накрутки и компенсация прочих расходов – цены на предметы будут мало кому по карману. Но зато можно будет хотя бы посмотреть. Я переписываюсь с одним знакомым из Нью-Йорка, так вот у них в клубе коллекционеров оружия свободно продают или обменивают вещи. Поэтому там и цены минимальные.

Кинжал. Дагестан. Нач. XX вКинжал. Дагестан. Нач. XX в.

- Остается и нам помечтать о клубе или обществе любителей старинного оружия?
- Да уж, так и представляется картина: сидим мы с вами в обществе товарищей по оружию, попиваем виски, кругом портреты наших славных предков, на стенах доспехи, алебарды и протазаны. Мы рассуждаем о достоинствах и отличиях персидских, индийских и турецких шемширов!

- И прием новых членов только по рекомендации двух старых!

Кортик. Япония. Перв. треть XX вКортик. Япония. Перв. треть XX в.

- Нет, лучше даже трех!

- Андрей, многим любителям старинного оружия - с коллекцией или без нее, очень важно иметь постоянную возможность знакомиться с лучшими образцами мирового оружейного наследия. В Санкт-Петербурге достаточно музеев с великолепными оружейными собраниями. По сравнению с людьми из провинции мы, наверное, находимся в привилегированном положении?

Пистолет двуствольный. Франция. Сер. XIX вПистолет двуствольный. Франция. Сер. XIX в.

- Если сравнивать с глубинкой, мы, несомненно, в лучшем положении. Очень интересна была последняя выставка в Центральном Военно-морском музее «Шедевры и раритеты клинкового оружия». В ней приняли участие и частные коллекционеры. В то же время хочется пожелать, чтобы расширялись постоянные экспозиции и чаще проходили временные выставки из запасников. Особенно это касается Эрмитажа с его огромным собранием. Как было бы замечательно добавить два-три небольших зала с оружием стран Средней Азии, Ирана, Турции, Индии, Китая и особенно Японии. Очень порадовала бы всех любителей и серия альбомов с оружейными шедеврами Эрмитажа. Если нельзя увидеть предмет наяву, то публикация была бы выходом. Недавно вышел альбом «Булатный мой клинок». В нем петербуржские коллекционеры показали большую группу никогда не публиковавшихся предметов из своих собраний. Причем это был первый подобный альбом в истории России. Для начинающих собирателей это ценное пособие. Будем надеяться, что это только первая ласточка. Будут новые книги и выставки. И для отечественных коллекционеров старинного оружия все хорошее еще впереди.

Крис. Остров Бали. Сер. XIX в

Крис. Остров Бали. Сер. XIX в.

Каруд. Индо-Персидский регион. Нач. XIX в

Каруд. Индо-Персидский регион. Нач. XIX в.

Кинжал. Закавказье. Кон. XIX в

Кинжал. Закавказье. Кон. XIX в.

Кинжал. Марокко. Перв. пол. XIX в

Кинжал. Марокко. Перв. пол. XIX в.