Логотип


Холодное оружие неведомых краев

Одной из излюбленных тем коллекционирования является так называемое экзотическое оружие. За исключением особо редких экземпляров оно достаточно недорого и вполне доступно даже для начинающих коллекционеров. Нередко его используют дизайнеры для украшения интерьеров, особенно удачно получается оформление кабинета главы семейства в квартире или загородном доме.

 

Крис. Восточная ЯваКрис. Восточная Ява. Кон. XVIII-нач. XIX вв. Дамасская сталь, серебро, кость. Резьба, скань, зернь. Длина — 35

Огромное разнообразие форм оружия, широкая цветовая гамма, большой спектр применяемых необычных материалов радует глаз и дает гигантский простор для фантазии собирателя или «господина оформителя». А несомненная подлинность этих вещей (подделывают их крайне редко) и их далекое происхождение завораживает. Как правило, подобное оружие являлось личным, и каждый владелец при заказе мастеру лишь придерживался общепринятых в данной местности традиционных форм клинка, рукояти, ножен.

Серьезных коллекций, посвященных, например оружию Африки, Тибета или Океании у нас пока очень мало. И специалистов в этой сложной теме практически нет, так же практически отсутствует серьезная литература на русском языке в этой области оружиеведения. Рассмотрим наиболее часто встречающихся видов экзотического оружия. Более всего внимание коллекционеров привлекает, пожалуй, крис.

Крис — малайский кинжал с характерной шпорой у основания клинка, который может быть волнистым («пламенеобразной» формы) или прямым. Распространен на огромной территории преимущественно островных государств Юго-Восточной Азии — полуостров Малакка, острова Суматра, Ява, Сулавеси, Минданао, Калимантан (Борнео), Бали, Мадура и многие другие. Считается исключительно колющим и высокоэффективным видом оружия. Клинок криса куется из нескольких слоев железа, проложенных более тонкими пластинами высокоуглеродистой стали, изготовленной из метеоритного железа с повышенной концентрацией никеля. Подобная заготовка называется «памор». Затем ее расковывают до необходимой толщины и разрубают на две части. Полученные пластины складывают друг на друга и опять сковывают вместе. Так повторяют несколько раз до получения желаемого числа слоев. Такая технология в целом совпадает с технологией получения дамасской стали.

Любопытные сведения о крисе сообщает Павел Павлович фон Винклер в своей книге «Оружие» (СПб, 1894): «...Каждый малаец вооружен крисом. В военном доспехе бывает три криса: один собственный, другой от предков, третий от тестя. Рукояти делаются из золота, серебра, слоновой кости, черного и белого дерева и отличаются необыкновенной тонкостью резьбы. Ножны также богато украшаются и бывают из дерева, металлического листа, змеиной кожи и прочих материалов. Оружие этого вида прекрасно орнаментируется». Крис у малайцев считается магическим оружием, ему приписываются сверхъестественные способности: самостоятельно летать по воздуху, убивая свою жертву, на расстоянии гасить огонь и прочее. Крисы вообще являются наиболее коллекционируемой, интересной и распространенной группой экзотического оружия. Они окружены массой мифов и легенд. В них можно верить или нет, но практически каждый коллекционер со стажем сталкивался с реальными фактами не слишком логически обьяснимых случаев, так или иначе связанных с крисами. Некоторые опытные коллекционеры их откровенно опасаются.

Рукоять криса. Восточная ЯваРукоять криса. Восточная Ява. Кон. XVIII–нач. XIX вв. Кость. Резьба

Один известный собиратель из Санкт-Петербурга получил серьезное отравление при попытке почистить клинок криса. Впрочем, в данном случае никакой мистики нет — очень часто клинки крисов пропитывались сильнодействующими ядами растительного и животного происхождения, конкретные рецепты которых были настолько многообразны, что определить сейчас способ действия, химический состав или биологические компоненты, а тем более найти какие-то противоядия практически нереально. Крисов достаточно много, они появляются из совершено различных источников, распознать степень опасности того или иного образца по внешнему виду очень непросто и поэтому ко всем крисам нужно относиться весьма осторожно.

Тем не менее, у многих серьезных коллекционеров, собирающих отнюдь не экзотическое оружие, где-нибудь в укромном месте висит или лежит один, а то и два криса. Что заставляет приобрести предмет, не относящийся к основной теме собрания, не совсем ясно, но общее мнение сводится к тому, что следует какой-то внутренний интуитивный толчок, приходит к человеку понимание, что это именно его крис. Вероятно, это связано с сильной энергетикой.

Увидев крис где-нибудь в гостях, не следует до него дотрагиваться, брать в руки или же доставать клинок из ножен. Держать крис в руке может только лишь его хозяин. Тем более не стоит ругать крис или же проявлять по отношению к нему какое-либо неуважение. Опыт некоторых моих знакомых показывает, что с людьми, нарушившими эти несложные правила, происходили непонятные и достаточно печальные истории, а иногда и крупные неприятности. Всяких рассказов на эту тему приходилось слышать много. Так, например, неоднократно приходилось слышать, что гибель сразу трех опытнейших экипажей разбившихся под Камранью истребителей известной пилотажной группы как-то связана именно с крисами. К крисам лучше относиться серьезно.

Мандау — уникальное и весьма редкое клинковое оружие. Этот вид оружия по малайски звучит как «паранг ихланг». А более известно другое название — меч даяков, охотников за головами, живущими на Борнео (остров Калимантан). Еще в начале ХХ века он частенько применялся в соответствии со своим зловещим названием. Да и сейчас не исключены подобные случаи. Но гораздо чаще своего ритуального предназначения мандау использовался и используется как мачете — для прорубания тропы в густых джунглях.

Крис в ножнах. БалиКрис в ножнах. Бали. ХIХ в. Дамасская сталь, серебро, дерево. Резьба, зернь. Длина в ножнах — 50

Клинок почти всегда однолезвийный, немного изогнутый, расширяющийся к острию, длиной до 60 см. В поперечном сечении, как правило, одна сторона клинка выпуклая, а другая слегка вогнута внутрь наподобие профиля турбинной лопатки или крыла самолета. Такой профиль помогает без особых усилий заточить лезвие клинка о подходящий плоский камень. Центр тяжести клинка смещен к острию, но общий вес оружия небольшой, клинок прекрасно уравновешен, рука практически не устает в течение длительного времени и в то же время в любой момент можно нанести очень сильный удар. Выступ на рукояти не позволяет оружию выскользнуть из руки. Ножны практически ничего не весят, их конструкция, как и форма клинка, отработана веками, предельно практична, ничего лишнего, в основном состоит из искусно сплетенных легких, прочных растительных волокон. Стоит нажать на небольшую деревянную кнопочку в верхней части ножен, как клинок маленьким клинышком надежно фиксируется в ножнах и случайно выпасть уже не может. Этот практически незаметный элемент конструкции очень важен в покрытом горами Калимантане, особенно при переправе через многочисленные реки и ручьи.

В то же время, в соответствии с национальными традициями, предмет изящно украшен великолепной резьбой костяной рукояти, плетением цветных волокон, узорами из бисера, пучками крашеных волос. Голок — тип индонезийского оружия, распространенного на Западной Яве и Малакском полуострове. В западной литературе иногда используется и другое название — клеванг. Также, как и мандау, голок используется для прорубания пути в непроходимой чаще. Клинок обычно изготавливается из глубоко протравленной, грубой дамасской стали. В оправу часто входило серебро. Содержащиеся в коллекциях образцы вряд ли использовались по своему основному назначению, в большей степени они удовлетворяли тщеславие своих хозяев. Показанный на фото экземпляр имеет тяжелый клинок клиновидного сечения, массивную серебряную рукоять с глубоким орнаментом, деревянные ножны, сплошь покрытые тонким серебряным листом (составлен из трех частей), и украшенные чеканкой. Фигуры и надписи по обеим сторонам клинка выполнены из низкопробного золота методом всечки. Лезвие клинка неровное и образовано выходом на поверхность волокон металла очень высокой твердости. Такое «рваное» лезвие при грамотном нанесении удара обладает исключительными режущими свойствами. Кумья — национальный марокканский кинжал. Из оружия народов Африки это один из наиболее любопытных типов кинжала. Представленный здесь экземпляр весьма хорошего уровня. Размеры и форма всех элементов гармонично сочетаются. Рукоять и ножны изготовлены из меди и дерева. С лицевой стороны кинжал обложен серебряным листом, украшенным ажурным прорезным орнаментом, чеканкой и резьбой. Клинок — типичной для кумьи формы — изготовлен из непримечательной внешне стали, но хорошо закален. Тыльная сторона кинжала практически целиком изготовлена из толстого медного листа, но имеет шесть фигурных серебряных накладок, тщательно украшенных резьбой, как и медная основа. Очень похожий экземпляр имеется в собрании Царскосельского Арсенала.

Мужской набор — типичный для Центральной Азии комплект кочевника. В него входил нож в богатых ножнах, кресало, палочки для еды, подвески для пояса. А также могли входить амулеты, печати, щипчики для выдергивания волос, трубки для курения, зубочистки, уховертки, различные небольшие сосуды и другие принадлежности. Такой универсальный набор был очень удобен для всадника, путешествовавшего в бескрайних азиатских степях. Все под рукой и надежно закреплено. Для изготовления этих комплектов использовалось большое количество различных материалов: цветные бронзы, латунь, сплавы с примесью меди, полудрагоценные и драгоценные камни, кораллы, перламутр, эмали, слоновая кость, шкура ската, ценные породы дерева, ткани, кожа.

Особым почетом пользовалось серебро. Иногда применялось и золото. Мастера-ремесленники пользовались особым положением в обществе. Г.Е. Грум-Гржимайло, путешествовавший в начале ХХ века по Западной Монголии и Урянхайскому краю, в своих записях отмечал особое значение кузнечного дела среди других народных ремесел Монголии. Когда в кузницу заходил чиновник, то кузнец мог не отрываться от работы и не приветствовать его, что для других смертных считалось страшным преступлением. По обычаю считалось, что кузнечное дело родилось намного раньше чиновника.

Рукоять голока. п-ов МалаккаРукоять голока. п-ов Малакка. ХIХ в. Дамасская сталь

Большинство кузнецов было людьми талантливыми и универсалами. Описание работ умельцев выглядит так: «разбивают чистое серебро в весьма тонкие листы и по сделанным из бересты образцам вырезают из них птиц, зверей и другие изображения. Накладывают серебряные вырезки и насекают их в раскаленных горнах молотками с шероховатыми бороздками, и серебро пристает к железу так крепко, что никогда не отваливается. Напоследок работу воронят через огонь и выглаживают углем».

Художественная резьба по металлу далеко выходила за рамки декоративного предназначения и часто поднималась до высокого ювелирного искусства. Каждый подобный набор восхищает своей индивидуальностью и оригинальностью. Разные материалы, используемые приемы, сюжеты. И хотя, строго говоря, ножи из подобных наборов редко могли использоваться как оружие, это скорее, дорожный, бытовой комплект, тем не менее, многие коллекционеры их любят. И с этим можно вполне согласиться.