Логотип


Дуэль! Только Дуэль!

В Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи состоялось открытие выставки под названием «Поединок чести. Дуэль в России XVII – начала XX вв.». Выставка сможет изменить устоявшиеся представления о традициях поединка и дуэльном процессе, как правило, сформированные мифом о Золотом веке русского дворянства.

Проект был реализован благодаря участию Российской национальной библиотеки и коллекционера С.С. Рымши. На открытии с вступительной речью выступили директор музея В.М. Крылов, директор Российской национальной библиотеки В.Н. Зайцев и куратор выставочной работы Военно-исторического музея С.В. Ефимов. Также дополнили впечатления от открытия и усилили романтику дуэльного духа участники студии реконструкции оружейных боев «Силуэт», продемонстрировавшие зрелищное костюмированное шоу. После того как была перерезана красная ленточка, С.В. Ефимов провел экскурсию по выставочному залу.

Став уже к концу XVIII в. неотъемлемой частью русской дворянской культуры, дуэль на российской почве сильно отличалась от западноевропейского «дела чести». Русской версии была свойственна грубая физическая сила, жестокость и кровавость (дуэль через платок, дуэль через шинель, «русская рулетка») при отсутствии устоявшихся традиций и ритуализированных норм поведения. Дуэль в России так и не вытеснила полностью традицию жестоких драк (так, например в XIX в. состоялась дуэль… на канделябрах), о которых часто и с удивлением упоминают иностранцы в записках о России XVI и XVII вв. Экспозиция выставки охватывает всю историю дуэлей в России, начиная от первого документально зафиксированного в Московском государстве поединка в июле 1637 г. и до начала XX в. — так называемых «дуэлей Серебряного века». Здесь представлены форма и предметы из оружейного собрания Музея артиллерии, а также богатый иллюстративный и архивный материал, предоставленный Российской национальной библиотекой.

Впервые из фондов Артиллерийского музея представлены замечательные образцы дуэльного оружия — шпаги, палаши, сабли, рапиры и эспадроны, а также пистолетные пары и пистолеты известнейших европейских оружейников (Кухенройтера, Лепажа, Г. Нока, Н.-Н. Бутэ, Ж.Л. Гастэн-Ренетта) и русских мастеров (Г. Михайлова, П. Гольтякова, Е. Прохорова, Крапивинцова и других).

Роскошный дуэльный гарнитур работы Лепажа напоминает посетителям о дуэли Онегина и Ленского («Лепажа стволы роковые»). Капсюльные дуэльные пистолеты работы Кухенройтера дают представление об оружии, из которого был сделан роковой выстрел Н. Мартынова на дуэли с М. Лермонтовым. Дуэльные пистолеты были достаточно дорогими. Так, например, пара пистолетов работы Бутэ стоила от 360 до 500 франков, в то время как цена обычных составляла 30 франков. В XIX в. пистолеты практически вытеснили из поединка холодное оружие.

Холодное оружие представлено от боевых, придворных и камзольных шпаг XVII–XVIII вв. до палашей и сабель начала XX в. На одной из русских шпаг елизаветинского времени надпись: «Сей меч острый врагов розсекает, а есть иной, хоть тупой, да девок уязвляет». Другую шпагу украшает надпись на французском языке: «Без повода меня не вынимай, без чести не вкладывай».

Среди экспонатов — парные дуэльные рапиры, скрепленные цепочкой на замке (Франция): дуэльное оружие должно было быть одинаковой длины и веса. Уникальные дуэльные эспадроны, гарды которых окрашены в цвета студенческих корпораций, открытки и издания второй половины XIX — начала XX вв., повествуют о так называемых «мензурных дуэлях» между студентами. Эти поединки, несмотря на обилие крови, редко приводили к гибели их участников.

Дуэль на пистолетах. Рисунок начала XIX вДуэль на пистолетах. Рисунок начала XIX в. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи

Отдельный раздел выставки посвящен фехтовальному искусству. Здесь представлено не только холодное оружие (в том числе призовое), но и различные пособия и издания по искусству владения клинком.

Первые официальные запреты на поединки в России были изданы Петром I («Устав 1716 г.», «Артикул воинский») и Екатериной II («Манифест о поединках») — с этого начинается историческая экспозиция выставки. От портрета к письму, от гравюры к мундиру, от военного устава к «кодексу чести» экспонаты иллюстрируют историю становления в России дуэльной традиции. С ней безуспешно боролись официальные власти вплоть до 1894 г., когда дуэль в России была легализована Приказом по Военному ведомству «О разбирательстве ссор, случающихся в офицерской среде».

Экспозиция изобилует историческими справками о дуэлянтах прошлых столетий, среди которых были генералы и царские фавориты, гвардейцы и армейские офицеры, литераторы и дворяне-помещики. Даже представительницы прекрасного пола участвовали в поединках. Среди знаменитых дуэлянтов числились наставник Петра I генерал Патрик Гордон, декабристы М. Лунин, А. Бестужев, К. Рылеев, авантюрист Ф. Толстой, писатели И. Тургенев и Л. Толстой, поэты Н. Гумилев и М. Волошин и многие другие деятели русской истории и культуры.

В дуэльной истории существовали и курьезные случаи. Однажды на балу Павел Дашков, сын знаменитой княгини Е. Дашковой, поссорился с гвардейским офицером. Екатерина так любила своего сына, что запретила ему участвовать в дуэли. Она написала вызов оскорбителю и сообщила, что сама выйдет к барьеру. Конечно же, об этой истории сразу узнал весь Петербург, и, когда вести дошли до Екатерины II, императрица категорически запретила дуэль, а обидчику приказала извиниться.

Другая история повествует о том, как знаменитый авантюрист граф Калиостро приехав в Россию, умудрился поссориться с лейб-медиком, и предложил дуэль на пилюлях, одна из которых будет отравлена. На такое предложение лейб-медик благоразумно ответил отказом.

Посетители выставки смогут познакомиться с биографиями и оружием знаменитых русских бретеров (бретерами называли тех, кто дрался ради самой дуэли, повод был вторичным и совершенно ничтожным).

Производит благоприятное впечатление организация выставочного пространства. В центре выставочного зала расстелена ковровая дорожка, символизирующая традиционные «десять шагов». На ее противоположном конце располагается манекен дуэлянта, готовящегося к выстрелу. Каждый из входящих имеет возможность встать напротив стрелка и почувствовать себя, к примеру, кавалером, вступившимся за честь дамы. Над стендами организаторы расположили ряд картин, которые изображают дуэли различных эпох и их скандально знаменитых участников, образно дополняя каждый экспозиционный стенд. Центральное место в этом ряду занимает баннер — репродукция знаменитой картины И. Репина «Дуэль Онегина с Ленским» 1899 г.

Экспозицию выставки сопровождает модный в последнее время визуальный видеоряд, который демонстрирует фрагменты дуэлей из знаменитых кинофильмов. По словам организаторов, это первый подобный опыт, но в дальнейшем планируется создание полнометражного фильма, который будет рассказывать о традициях и истории дуэлей.

Дуэли имели большое значение для российской истории и культуры. Многие из них стали хрестоматийными, другие прошли незамеченными. Выставка показывает также и трансформацию поединка в России, от банальной драки между дворянами петровской эпохи до формальной дуэли на основании четко регламентированных правил и ее окончательной легализации императором Александром III в 1894 г.