Логотип


Художественные изделия тульских оружейников

Кроме изготовления холодного и огнестрельного оружия в XVIII-XIX веках тульские мастера-оружейники занимались созданием художественных изделий для оформления интерьеров. Во многих дворцах и дворянских особняках интерьеры дополнялись тульскими стальными светильниками, предметами мебели, ларцами и проч.

Письменный прибор и поднос.
Тула, 1780-е гг.

 

Самыми ранними из «партикулярных» тульских изделий являются стальные ларцы, сделанные для Петра I. Ларцы отделывались чеканной бронзой, латунью и др. В 1740-х гг. на Тульском оружейном заводе начинают создаваться складные стальные кресла с ажурными латунными вставками на подлокотниках и проножках. В 1746 году мастерами завода по заказу двора для Большого Царскосельского дворца был изготовлен стальной гарнитур из 12 кресел, на каждом из которых была наведена надпись: «Работаны при Казенныхъ Тульскихъ оружейныхъ заводахъ въ 1746 году». За выполнение заказа завод получил от Кабинета Е.И.В. 1473 рубля. В 1752-1753 гг. Кабинет выплачивает заводу 1097 рублей за стальные канапе, софу, кресло и табуреты, «взятые ко двору».

Стальная тульская мебель пользовалась спросом не только у российских заказчиков и покупателей: в качестве подарков изделия тульских мастеров попадали во дворцы царственных особ и аристократов Германии и Англии. Так, княгиня Е.Р. Дашкова подарила несколько предметов мебели из стали тульского производства леди М.Вильмот. Среди них были столики, подсвечники, курильницы и камин с ажурной решеткой и сложной отделкой «стальными алмазами», воронением, золотой и серебряной насечкой.

Фрагмент кованого столика. 
Тула, 1801 г.

 

Временем наивысшего расцвета художественного мастерства тульских оружейников считается вторая половина XVIII века, когда их изделия заказывались Екатериной II для оформления интерьеров столичных и загородных дворцов. Кроме мебели, среди которой самым крупным ансамблем является туалет Екатерины II из коллекции Павловского дворца, на заводе делали много мелких вещей – шкатулок, подсвечников, шахматных наборов, печатей, принадлежностей для шитья и проч. Туалет, состоящий из столика с ящичками и зеркалом, двух декоративных обелисков, двух декоративных ваз и скамеечки, был поднесен Екатерине II от имени Тульского общества оружейников в 1787 году во время второго посещения ею завода. По ведомости завода туалет оценивался в 7000 рублей. Кроме туалета ей подарили «нарочно для нее сработанные» кресла, столы, канделябры и чернильница. В добавление к этому императрица выбрала на заводе разных стальных вещей на сумму 12 236 рублей.

Тульские художественные изделия пользовались популярностью благодаря не только их красоте, но и их прочности. Такой материал как сталь давал возможность создавать очень изящную мебель, которую просто невозможно было выполнить из дерева. Излюбленным видом декора тульских оружейников, помимо воронения и золочения, была алмазная грань. «Стальными алмазами» - шариками стали, гранеными как драгоценные камни, - украшали не только шкатулки и столики, но и холодное и огнестрельное оружие .

Ваза-пудреница к туалету. Тула

 

Кроме выполнения царственных заказов тульские оружейники делали художественные изделия для продажи. Начальство поощряло мастеров, и даже в специальном указе 1778 года было сказано: «Торг вещами дела их всемерно им позволен быть должен; но со стороны Правления то единственно к наблюдению подлежит, чтобы отлучка для такого торгу была не инако, как с позволения его, и чтоб оная не причиняла недостатку в людях, к работе нужных». Продавать изделия тульские оружейники привозили на Софийскую ярмарку в Петербург. После смерти Екатерины II Софийские ярмарки прекратились, и тульские мастера стали привозить свои изделия в Москву.

В начале XIX столетия в связи с войнами 1805-1814 гг. тульским оружейникам было запрещено изготовление «партикулярных» предметов. В 1808 году было опубликовано предписание военного министра «прекратить вовсе работу таких вещей не только на Тульском заводе, но и на собственных фабриках оружейников, наблюдая, дабы они занимались делом одного только оружия». В 1824 году, когда оружейникам вновь разрешили частную работу, искусство художественной обработки стали было утрачено. Мастера изготовляли самые простые предметы – самовары, утюги, ножницы и проч. предметы обихода, а вскоре стальные изделия вышли из моды.