Логотип

Художественное огнестрельное оружие Тулы XVIII-XIX веков

Помимо боевого огнестрельного оружия, в больших количествах изготовлявшегося на Тульском оружейном заводе , мастера делали и художественное оружие, предназначавшееся для членов царской семьи, дворян, для дипломатических подарков и подношений.

Наиболее распространенным и наименее трудоемким приемом декора художественного оружия был травленый орнамент с частичным применением золотой (серебряной) наводки или насечки. Изделием, украшенным в этой технике, является, например, кремневое ружье с датой: «1743 год», возможно, принадлежавшее одному из Голицыных. Ствол этого ружья сплошь покрыт травленым орнаментом с позолотой по канфареному и наведенному чернью фону. Среди барочного орнамента в медальонах изображены «Суд Соломона» и портрет Петра I.

Более сложным в изготовлении было оружие с рельефным орнаментом, выступающим на глубоко выбранном фоне (т.н. обронной работы), покрытом позолотой или канфарением. В отличие от чеканки, при которой работа ведется с внутренней стороны декорируемой поверхности, при обронной работе фон вокруг узора выбирают снаружи. Это позволяло украшать в такой технике ружейные и пистолетные стволы, в которых работать с внутренней стороны было невозможно. Эта техника для декора оружия использовалась на Тульском заводе еще в начале XVIII столетия.

Дуэльный гарнитур с капсюльными пистолетами. А.Бабякин. 
Тула. 1840 г

 

Сохранился любопытный документ этого времени, свидетельствующий об использовании ее в 1713 году. Документ представляет собой жалобу на начальника завода князя Григория Волконского: «Григорий Волконский тульских кузнецов разорил в конец, - повелено на государя делать 15 тысяч ружей в год на срок, а между теми сроками, исполняя свои прихоти, заставляет их делать свое оружие обронным, лучшим мастерством, а которые не сделают указанного оружия в срок, таких мучит жестоким истязанием, и надсмотрщик стольник Чулков с них за то великие взятки берет и у выдачи денег вычитает и говорит, что половина князю, а другая ему». Оружие обронной работы тульского производства дарили турецким посланникам в 1755, 1758 и 1764 гг.

Еще один прием украшения оружия, использовавшийся на Тульском заводе представлял собой высокую, почти рельефную золотую или серебряную насечку из мелких цветов и венков – в такой технике украшали изделия 1770-1780-х гг. Ветки, букеты роз, венки с лентами помещались на рукоятях ножей, эфесах шпаг, казенной части и стволах ружей.

Кроме того, оружие украшали воронением, золотой наводкой разных тонов и гравировкой. В зависимости от степени и продолжительности нагрева изделия в специальном воронильном горне его поверхность могла приобретать синий, коричневый и др. оттенки. Одним из примеров великолепного художественного оружия, декорированного таким образом, является двуствольное кремневое ружье сделанное мастером Иваном Лялиным для Екатерины II. Оружие украшено мифологическими сценами, орнаментами и арматурами, выполненными позолотой на темном вороненом фоне. Иван Лялин был не только мастером художественного оружия, но и конструктором: в одном из своих ружей он пытался решить проблему казнозарядности при наличии кремневого замка.

Наиболее интересным в художественном отношении приемом было украшение оружия стальными шариками, гранеными бриллиантовой гранью. Граненые на 12016 граней стальные шарики создавали эффект сверкающих драгоценных камней, оставаясь при этом прочным и практичным материалом. «Стальными алмазами» мастера Тульского завода украшали рукояти, эфесы, темляки холодного художественного оружия, рукояти и стволы огнестрельного оружия, а также специально производимые на продажу бытовые предметы из стали – мебель, ларцы, светильники и проч.

Для оформления лож тульские мастера использовали резьбу по дереву, кости, рогу, позолоту, инкрустацию, скань.

Охотничий гарнитур, подаренный Елизаветой Петровной графу А.Г. Разумовскогому. Тула, 1751 г.

 

В начале XIX века художественного оружия на Тульском заводе почти не делали – все силы завода были отданы войне. Изготовление художественного оружия возобновляется в 1830-х гг., когда на Тульском заводе работают такие выдающиеся мастера художественного огнестрельного оружия, как Крапивенцев, Фомин, Петр Гольтяков, Николай Гольтяков и др. Некоторых из них посылали совершенствовать свое мастерство на другие заводы и заграницу. Так, известно, что15 сентября 1834 года Крапивенцев был отправлен на Златоустовский оружейный завод для «обучения дела рафинированной стали», приготовленной «по способу горного начальника». Большинство художественно оформленного огнестрельного оружия было украшено резьбой на охотничью и военную тематику и орнаментами с использованием золота. Лучшими тульскими оружейниками этого времени были Гольтяковы: их изделия не раз фигурируют на художественно-промышленных выставках середины XIX века. Например, на выставке мануфактурных изделий в Москве участвовали Иван Михайлович, Николай Иванович и Петр Корнеевич Гольтяковы, которые представили на выставку двуствольные и одноствольные ружья, которые оценивались в 250-300 рублей. П.Гольтяков был мастером замочного цеха Тульского оружейного завода, старшим отдельщиком этого цеха и надзирателем «дела замков». Он поставлял пистолеты в русскую армию и за успешную работу был награжден Серебряной медалью на Анненской ленте. Одним из лучших пистолетных мастеров середины XIX века считался Г.Михайлов, создавший изящные образцы художественного огнестрельного оружия.

Талантливыми мастерами художественного огнестрельного оружия второй половины XIX века были Н.К.Морозов, А.Г.Полосатов, украшавшие оружие резными растительными орнаментами, М.И. Степанов, инкрустировавший винтовки слоновой костью и золотом и другие. Винтовки этих мастеров экспонировались на Всемирной выставке в Париже в 1900 году и вместе с другими работами тульских оружейников получили Диплом Почета и Золотую медаль.

В начало раздела "Оружие">>>

В начало раздела "Оружие">>>