Логотип

Индийское оружейное искусство

Рамки журнальной публикации позволяют нам лишь коснуться необъятной темы индийского оружия. Мы остановимсяна примере нескольких образцов наиболее типичных видов.

Ханджар. Индия. Конец XVII–нач. XVIII вв. Булат, железо, нефрит, дерево, кожа. Резьба, насечка золотом.

Тем из вас, кто хотел бы более серьезно изучить вопрос, можем порекомендовать трехтомник Pant, Dr. G. N. Indian Arms and Armor, New Dehli, 1978–1983. Отечественная литература представлена лишь прекрасным альбомом А.А. Иванова, В.Г. Луконина, Л.С. Смесовой «Ювелирные изделия Востока. Древний, средневековый период. Коллекция Особой кладовой отдела Востока Государственного Эрмитажа», М., «Искусство», 1984.

Сегодня в беседе с нашим постоянным автором Сергеем Кузнецовым принимает участие известный вятский коллекционер Андрей Дербенев, который любезно предоставил возможность опубликовать в данной статье фотографии некоторых предметов из свого собрания.

— Андрей, должен сказать, что я и сам неравнодушен к оружейному искусству Индии, поэтому был очень рад встретить в вашем лице человека, серьезно увлеченного старинным оружием Востока, причем, в большей мере индийского. Хотелось узнать, что пробудило интерес к индийскому оружию?

— Серьезной причиной моей увлеченности индийским оружием является то, что Индия считается родиной булата, и очень многие изделия индийских оружейников изготовлены именно из него. Булат имеет выдающиеся режущие свойства, клинки из него очень прочны и упруги, вдобавок они украшены красивым узором. Оружие из булата сохраняется лучше, чем изделия из простой стали, за счет большей коррозионной стойкости при равных прочих условиях. Булат невозможно подделать, секрет его изготовления давно утерян, поэтому любая булатная вещь — это почти наверняка подлинник. Хотя бывает, что современные мастера используют для своих изделий старые булатные клинки (из одного длинного клинка можно изготовить 5-6 ножей). Остается надеяться, что скоро это станет невыгодным.

Ханджар. Индия. XVIII в. Булат, серебро. Литье, резьба, гравировка.

В традициях индийских оружейников роскошная орнаменталистика изделий. Украшалось буквально все, при этом использовались практически все известные технологии: оброн и насечка золотом и серебром по стали, художественное литье и чеканка, украшение драгоценными и полудрагоценными камнями…

— Вы прекрасно разбираетесь в оружии Востока вообще, тем не менее, большая часть вашей коллекции посвящена Индии, хотя, например, иранское оружие не менее интересно. Почему вы остановились на индийском?

— Прозвучит банально, но «нельзя объять необъятное», коллекционировать все — просто невозможно, да и смысл теряется. Любое собрание должно ограничиваться какой-то идеей: коллекционировать либо по видам оружия, либо по странам, либо по стоимости изделий. При этом, конечно, хочется чтобы границы охвата были не слишком узки. С этой точки зрения Индия — благодатная тема для коллекции, представляющая неограниченное поле деятельности. Такого количества видов оружия, причем зачастую совершенно экзотического по внешнему виду и назначению, не было ни в одной другой стране мира. Позволю себе перечислить всего несколько видов индийского клинкового оружия: тальвар, шемшир, пата, кханда, бичва, кард, ханджар… Причем большинство этих видов имели разновидности, иногда значительно отличающиеся от «собратьев».

Это можно проиллюстрировать на примере кутара — толчкового кинжала с поперечным хватом рукояти и длинными хвостовиками, идущими вдоль предплечья. Кроме обычных кутаров известны кутары с раздвоенным лезвием, с тремя и даже пятью неподвижными лезвиями, ножничные кутары с двумя выдвижными лезвиями. А если вспомнить многочисленные виды топоров, клевцов, вороньих клювов, древкового оружия…

Ханджар (фрагмент рукояти). Индия. XVIII в. Булат, серебро. Литье, резьба, гравировка.

Кроме того, в коллекции, например, клинкового оружия желательны предметы защитного вооружения. Можно упомянуть многочисленные виды метательного оружия, в той же Индии встречались цельнометаллические булатные луки, или такое уникальное оружие, как чакрам — метательное кольцо. В общем, Индия — весьма обширная и интересная тема для коллекционера.

— У вас большой стаж коллекционирования. Не могли бы вы рассказать об источниках пополнения собрания?

— Первые свои приобретения я сделал случайно еще в советские времена. Тогда подобные вещи начинающему собирателю можно было найти лишь благодаря удачному стечению обстоятельств, ведь в антикварных магазинах старинное оружие не продавалось, во всяком случае, открыто, требовались какие-то связи. Да многие люди просто боялись держать дома хоть что-то похожее на оружие! Я дважды встречал эффектно украшенные сабли, которые хорошо смотрелись на коврах, но при попытке осмотреть их, вытащив из ножен, испытывал шок. Оказывалось, что вместо клинка уродливый куцый обрубок. Его ломали намеренно! У кремневого оружия, как правило, отсутствовали в замках боевые пружины, были запаяны запальные отверстия, и хотя это и не является таким варварством, как в случае с клинковым оружием, все равно приятного мало. А каково было владельцам! Однако и в те нелегкие времена вещи всплывали на поверхность — продавались наследства, реализовывались трофеи, привезенные из Германии и других стран Европы, среди наших военных встречались большие любители антиквариата. Неоднократно обнаруживались подобные вещи при ремонте старинных зданий, особенно на чердаках. Встречалось кое-что интересное в деревенских глубинках.

Так что отдельные предметы иногда можно было найти, но приобретения происходили крайне редко, и о каком-то системном коллекционировании речи быть не могло. Реальная возможность создать тематическую коллекцию появилась лишь в последние годы, правда, для этого требуются значительные средства, особенно если собирать оружие хорошего коллекционного уровня.

Кинжал. Индия. Вторая половина XIX в. Сталь, серебро, искусственные рубины, дерево, кожа. Литье, резьба.

— Андрей, расскажите, пожалуйста, о предметах, которые вы предлагаете нашему вниманию. Давайте начнем с прекрасного тальвара с серебряной рукоятью. Он хорошо ложится в руку, великолепно сбалансирован, чувствуется, что это настоящее боевое оружие, плюс к тому обладающее несомненными художественными достоинствами.

— Это мой самый любимый тальвар, несмотря на то, что я до сих пор не сумел проявить какой-либо рисунок на поверхности клинка, и материал, из которого он выкован, остается для меня загадкой, хотя по всем признакам это булат. Тальвар весьма почтенного возраста. У него отличная рукоять, украшенная тонкой резьбой, к тому же цветочный орнамент, выполненный на одной стороне, отличается от рисунка с другой, что, кстати, нетипично для индийских мастеров. Сразу обращает на себя внимание глубокий рельеф, украшающий клинок. Заметьте, что размеры всех элементов одной галомени на 1-2 сантиметра отличаются от другой. Утолщения на конце клинка по разным сторонам так же имеют неодинаковую длину. Насколько я могу судить, это не является результатом небрежности мастера, а сделано с целью не допустить ослабления клинка и разнести места концентрации напряжений. В отличие от большинства других тальваров, у этого довольно широкий клинок с несколько разложистым обухом. Клинок имеет ярко выраженную елмань. Примерно такие же пропорции были у лучших турецких килиджей. Такая форма клинка вырабатывалась на практике в течение нескольких веков на основе боевого опыта. В целом предмет красив и гармоничен, что отличает любое оружие, доведенное до совершенства по боевым качествам. За примерами далеко ходить не надо. Сергей, ваш собственный шемшир, не менее изящен и пропорционален, хотя это совсем иной тип оружия. Мне никогда не доводилось слышать такой чистый и долгий звон клинка, хотя многие мои булатные клинки прекрасно звучать. Между прочим, на шемширах не часто встречаются полностью серебряные рукояти.

Тальвар. Индия. Кон. XVII–перв. пол. XVIII вв. Булат (?), серебро. Ножны: железо, дерево, бархат. Резьба, насечка золотом.

— Второй тальвар не менее любопытен.

— Да, тальвар с рукоятью, украшенной рельефным цветочным орнаментом, вне всякого сомнения, интересен — он имеет уникальный клинок. Его необычность в том, что скован он из двух пластин: одна сторона из превосходного булата, другая — из дамасской стали. Кузнец был настоящим виртуозом в своем деле, он придал клинку безупречную форму, напоминающую клинок японской катаны.

— Не знаю, как вы, я до сих пор не могу насладиться рассматриванием свирепой морды пантеры на рукояти кинжала. От этого предмета веет какой-то архаичной мистикой, мощный энергетический посыл. Волшебство!

— Оружейник был очень талантлив, совершенство его мастерства потрясает. Проработаны мельчайшие детали.

— А что вы можете сказать об этом щите?

— Предмет очень редкий. Щит сделан из кожи носорога, и, несмотря на довольно приличную толщину — более 10 мм, он намного легче железных щитов, что очень важно в условиях боя. Диаметр — 45 см. Особая обработка кожи довела его почти до прозрачности. С какой целью это делалось, не совсем ясно, возможно, эта особенность помогала воину в бою. Более вероятно, что щит приобрел «прозрачность» в процесса выделки и упрочнения кожи. Четыре умбона закрывают места крепления мощных кованых колец, которые, в свою очередь, удерживают два прочных кожаных ремня. Костяшки пальцев кисти воина, сжимающие ремни, упираются в упругую, туго набитую подушечку. Тем самым щит надежно фиксируется в руке. На первый взгляд, украшение щита лаконично, но если присмотреться внимательно, видно большое количество тщательно прорисованных мелких деталей. Техника декорирования также непроста — все элементы выполнены из наклеенной серебряной фольги, покрытой тонированным лаком.

— Среди представленных предметов сразу бросается в глаза ханджар с нефритовой рукоятью. Андрей, что вы можете рассказать о нем?

— Рукоять светло-зеленого нефрита с тщательно выполненным выпуклым цветочным орнаментом действительно эффектна. Способ резьбы очень трудоемкий. Использование нефрита для изготовления рукояти является характерной чертой индийских кинжалов XVII–XVIII веков. Возможно, это связано с тем, что нефрит считался символом победы. Не стоит забывать и свойства этого поделочного камня. Я имею в виду его высокую вязкость и прочность.

Шемшир (фрагмент клика). Индия. XVIII в. Булат, серебро. Литье, резьба, чеканка, инкрустация золотом.

Булатный клинок на конце имеет утолщение до 10 мм и рассчитан на пробивание кольчуги. Должен отметить не только высочайший художественный уровень насечки золотом, но и ее уникальное качество. На ощупь чувствуется: золото выступает над поверхностью стали, детали для крепления ремней и торцевые поверхности устья и наконечника покрыты сплошным золочением. Это обеспечило прекрасную сохранность ножен. Золотой орнамент не имеет ни одной утраты, что встречается крайне редко даже на предметах, изготовленных значительно позже.

Этому способствовала двойная сетка, предварительно нарезанная на подготавливаемых к работе поверхностях деталей. Опытный мастер изготовил действительно вещь высокой пробы.

Еще несколько слов о нефрите. Очень часто рукояти из нефрита заканчивались фигурой в виде лошадиной головы, примерно такой же, как у показанного здесь кинжала середины ХIХ века, инкрустированного красными камешками, имитирующими рубины. Он почти аналогичен по своей конструкции ханджарам ХVII–XVIII веков.

— Напоследок поговорим о пешкабзе. Я считаю, что эти, широко распространенные в Индии и Персии кинжалы, предназначенные для пробивания доспехов, имели самые красивые клинки.

— Рукоять пешкабза состоит из костяных накладок с резным орнаментом и широкой железной полосы между ними — гиверсы. Когда-то гиверса была полностью покрыта золотой насечкой, сейчас сохранилось лишь несколько ее участков. Насечка утрачена как раз в тех местах, где находилась рука, то есть этот пешкабз активно использовался по прямому назначению. Клинок его выкован из одного куска булата с очень мелким сетчатым рисунком. Этот сорт булата высоко ценился индийскими мастерами и использовался для производства дорогих, эксклюзивных изделий. Клинок имеет сложную форму, свидетельствующую о высочайшем мастерстве кузнеца. Отметим также разложистый обух в верхней половине клинка и утолщение на острие. Пропорциональность и красоту клинка при виде сбоку читатель может оценить на фотографии, как, впрочем, все то, о чем мы сегодня говорили.  


В начало раздела "Оружие">>>