Логотип


Клинки Османской империи

Кинжал в ножнах. Трапезунд. Кон. XIX. Сталь, серебро, латунь, кораллы, бирюза, дерево. Чеканка, скань, насечка золотом, золочение. Длина в ножнах 40,0

Османская империя к концу XVII века занимала огромные территории и находилась в начале заката своего могущества. Чтобы представить размеры империи и ее вассальных государств, достаточно перечислить названия современных стран, полностью или частично находящихся ныне на ее месте: Алжир, Тунис, Марокко, Ливия, Египет, Израиль, Палестина, Иордания, Сирия, Ирак, Иран, Турция, Грузия, Армения, Азербайджан, Греция, Албания, Сербия, Хорватия, Македония, Словения, Босния и Герцеговина, Болгария, Румыния, Венгрия, Молдавия, а также прилегающие к Черному, Азовскому и Каспийскому морям территории Украины и России.

С начала XVIII века Османская империя понесла первые крупные территориальные потери, но еще очень долго под владычеством Порты находилось множество не похожих друг на друга народов. На территории Османской империи одновременно существовало большое количество различных типов холодного и огнестрельного оружия.

Наиболее известен такой оригинальный тип оружия, как ятаган. Правда, ятаганы были лишь личным оружием знаменитых янычар. Но в то же время оружейники Османской империи создали такой высокоэффективный тип сабли, как кылыч или килидж. Изменили они и классическую персидскую форму клинка шемшира. Разумеется, удачные решения были выработаны не сразу. Накапливался боевой опыт, использовались новые материалы и технологии.

Кинжал в ножнах. Турция. Нач. XIX. Булат, серебро, дерево. Чеканка, чернение, золочение. Длина в ножнах 51,0

В данной статье мы коснемся обширного наследия кинжалов и кар- дов Османской империи на примере нескольких весьма интересных экземпляров. Кинжалы, или ханджары, в монографии «Турецкое оружие» (СПб., «Атлант», 2002) Эмма Григорьевна Аствацатурян, ведущий научный сотрудник Государственного Исторического музея, хранитель фонда восточного оружия, кандидат исторических наук, разделяет на несколько групп: ятаганные ножи, кинжалы с изогнутым клинком, кинжалы с прямыми обоюдоострыми клинками, кинжалы, подражающие кавказскому типу, трапезундские кинжалы.

Ятаганные ножи похожи на ятаганы, в первую очередь, своими рукоятями, имеющими две костяные «щеки» с выступающими «ушами». На пяте клинков, так же, как у ятаганов, находятся украшенные фигурные накладки. Ножны часто оканчиваются типичными для ятаганов фигурками «дельфинчиков». Именно из ранних ножей такого типа впоследствии развились ятаганы. Кинжалы с изогнутым клинком — наиболее распространенный тип кинжала. Клинки изготовлены из булатной, дамасской или обычной стали; обоюдоострые; по середине имеют ребро усиления. Вариантов исполнения оправы существует множество. Практически невозможно найти два одинаковых кинжала. Достаточно много кинжалов с рукоятями и ножнами, украшенными чеканным или гладким серебром. Есть кинжалы с рукоятями из кости, а также кинжалы, у которых и рукоять, и ножны из черного полированного дерева.

Кинжал в ножнах. Османская империя. XVIII. Булат, серебро, кость, дерево, рубины (?), изумруды (?), яшма, перламутр. Чеканка, резьба. Длина в ножнах 52,0

К этой группе относится классический турецкий кинжал в оправе из чеканного серебра с клинком из эффектного булата. Длина его в ножнах составляет 51 см. В верхней части ножен прикреплена серебряная пластина с надписями на французском и арабском языках. Текст такой — «Souvenir de Djezireh 1933 A.M. le chef d’Escadron Bonnot». Надпись на арабском языке, очевидно, идентична французскому тексту.

Не менее любопытен кинжал, украшенный эмалью. Его также можно отнести к данной группе. Кинжал довольно большого размера — 52 см. Клинок из дамасской стали. Изготовлен, скорее всего, где-то на окраине Османской империи. Вытертый до основы бархат на ножнах свидетельствует о его достаточно продолжительной и насыщенной жизни. В то же время удивительно, что эмаль сохранилась практически без утрат. Оружие, оправа которого украшалась эмалью, было не очень практично и встречается нечасто. Как правило, подобные вещи предназначались для подарков.

Рукояти кинжалов с прямыми обоюдоострыми клинками изготовлены из кости, в черене слегка овальные или круглые, расширяются к головке и основанию. Посередине черена проходит немного выступающий буртик. Ножны бывают обтянуты кожей или обложены серебром.

Кинжал с прямым клинком, представленный нами, относится к данной группе. Длина — 52 см. Массивные ножны чеканного серебра скрывают под собой булатный клинок, имеющий у острия мощное (до 10 мм) утолщение. Такие кинжалы были предназначены для пробивания доспехов противника, прежде всего кольчуг. Костяная рукоять кинжала украшена девятью камнями, закрепленными в невысоких кастах. Это яшма, перламутр и, возможно, изумруд и рубины.

Кард в ножнах. Клинок и рукоять — Иран, ножны — Османская империя. XVIII. Булат, кость, серебро, бирюза, дерево, кожа. Резьба, чеканка, золочение. Длина в ножнах 32,0

Кинжалы, подражающие кавказскому типу, имеют широкий обоюдоострый клинок с долами или ребром посередине. Головка рукояти в форме колпачка, как у кавказских кинжалов, но более вытянутой и конусообразной формы. Ножны обтянуты черной кожей и имеют серебряные устье и наконечник или представляют собой сплошной серебряный футляр. К оружию трапезундской группы относятся кинжалы, сабли, пистолеты и ружья, украшенные гнездами с кораллами. Подобное оружие изготавливалось в Трапезунде или близких к Трапезунду районах Восточной Анатолии.

Исходя из приведенной выше классификации, понятно, что один из представленных кинжалов точно относится к группе трапезундского типа. Это достаточно небольшой предмет длиной 40 см, с изогнутым клинком, украшен большим количеством кораллов и шариков из бирюзы, закрепленных в высоких кастах и обрамленных филигранью. Кораллы каплевидной формы и имеют на поверхности продольные риски.

Расположены они на ножнах и рукояти в определенном порядке, образующем причудливый орнамент. В середине клинка проходят два небольших дола. Клинок стальной, украшен золотой и серебряной насечкой — арками с пальметтами и надписями. Тыльная сторона кинжала совершенно не похожа на внешнюю и декорирована чеканкой по серебру. Орнамент растительный европейского типа.

Для обозначения ножа в турецком языке служит слово «бичак». Аналогичное название применялась везде в Средней Азии. В отличие от тяжелых боевых кардов, которые довольно широко были распространены в Персии, карды Османской империи, как правило, более изящны, разнообразно украшены. Они предназначались для повседневного ношения. Классический персидский кард был серьезным оружием и мог легко пробивать кольчугу. Его массивный булатный клинок клиновидного сечения достигал длины до 30 см, у рукояти имел толщину обуха до 10 мм, а заканчивался, как правило, конусообразным острием. Использование его в качестве ножа для каких-то бытовых нужд весьма затруднительно и маловероятно.

Кард, представленный нами, достаточно близок по конструкции к персидским. Для изготовления рукояти использован агат. В сочетании с двадцатисантиметровым острым булатным клинком получается универсальный предмет, который может служить и оружием, и просто походным ножом. В то же время клинок и все металлические части оправы щедро украшены традиционным орнаментом и сурами из Корана, выполненными в технике золотой насечки, что поднимает его до уровня произведения искусства.

Обратите внимание на представленный нож. Длина в ножнах составляет 32 см. Клинок булатный, довольно узкий, толщина клинка у рукояти не превышает 5 мм. Форма клинка, его пропорции и размеры практически совпадают с клинком персидского ножа, имеющего музейный номер ОР-5262 и показанного под № 108 (67) в альбоме А.А. Иванова, В.Г. Луконина, Л.С. Смесовой «Ювелирные изделия Востока» (М., 1984). Вероятно, данный клинок имеет персидское происхождение. Резная рукоять из кости с укрепленной на ее торце бирюзой также может быть персидской. С крупными серебряными устьем и наконечником ножны украшены гравированным орнаментом, состоящим из стеблей и цветов с рокайльными элементами, что типично для турецкого искусства второй половины XVIII века. Художественные достоинства предмета очевидны, как и мастерство оружейника.

Оружейники Османской империи оставили после себя богатейшее наследство. В музеях и частных коллекциях мира сохранилось множество изделий турецкой работы. Фантазия и мастерство их создателей, несомненно, достойны внимания всех истинных ценителей оружейного искусства.

В начало раздела "Оружие">>>