Логотип

Русское художественное оружие XVIII века

Хотя политическая обстановка начала XVIII века активно способствовала развитию оружейного дела – шла война со Швецией – производство художественного оружия в России петровского времени находилось в состоянии упадка. Производившееся оружие имело чисто прикладное значение и не «отягощалось» художественными изысками – это было оружие военное. Что касается производства охотничьего оружия, то оно тоже было сведено до минимума, поскольку Петр Iсчитал охоту не более чем праздной забавой. Оружейная палата, фигурировавшая в предшествующее столетие как центр производства оружия, закрылась, мастера были переведены в Тулу и в строящийся Петербург. Изредка художественное оружие изготовлялось по частным заказам, на что заводы жаловались Петру, что, озабоченные изготовлением оружия военного, они должны отвлекаться на какие-то праздные заказы.

Рукоятка охотничьего ножа. Тульский оружейный завод. 70-80-е гг. XVIII века.

 

Во второй четверти XVIII века, с приходом к власти Елизаветы Петровны, стало активно развиваться производство охотничьего оружия – императрица была страстной охотницей. Также создается художественное оружие для дипломатических подарков. Так, в 1755, 1758 и 1764 годах турецким посланникам дарили ружья, пистолеты, кортики с золотым и серебряным декором, сделанные в Туле, которая в XVIII веке становится центром производства художественного оружия. Тульские заводы прославились сварочным булатом, из которого делали стволы охотничьих ружей. Сварочный булат, представляющий собой сварку железа и стальных полос в разных сочетаниях, был запатентован англичанином Уильямом Допейном в 1789 году, а в Туле сохранились образцы продукции из сварочного булата, датированные 1754 годом и даже раньше; там его называли «красное железо».

Орнаментация на оружии XVIII века подчинялась стилю эпохи: в первой половине XVIII века это – барокко; оружие сплошь покрывалось пышным растительным орнаментом с крупными листами, завитками и маскаронами, в растительный орнамент включались также отдельные изображения животных и целые охотничьи сцены, а также гербы и портреты Петра I. Сплошным декором покрывались стволы, замки, казенная часть. Начиная с середины XVIII века, в орнамент вплетаются мотивы рококо: раковины, изящные и тонкие завитки, и т.д. В последней четверти XVIII века орнамент приобретает черты классицизма: ясность и симметрию; существеннейшую роль в декоре начинает играть пустая гладь металла – на стволах только изредка размещаются изящные орнаментальные пояски; декор же сосредотачивается на казенной части и у дула.

Тульское оружие XVIII века часто декорировали травленым орнаментом с позолотой и серебряной наводкой или насечкой по канфаренному с чернью фону. Ствол карабина с надписью «Тула 1745», сделанный из сварочной стали «красного железа» с серебром, сплошь покрыт травленым лиственным орнаментом с медной наводкой. Среди орнамента размещены клейма с военными атрибутами и вензель Елизаветы Петровны под короной. Усиление травленого узора накладными орнаментальными мотивами – характерный прием тульских мастеров. Те предметы или их части, где было невозможно использовать чеканку изнутри, а именно: ружейные и пистолетные стволы, рукояти кинжалов и др., декорировали в технике обронной работы. Техника заключается в том, что фон выбивается снаружи, при этом орнамент рельефно выступает; фон потом канфарится и золотится.

Фрагмент ножа с декором в виде розового куста в овале.

 

Для второй половины XVIII века характерен высокий почти рельефный орнамент из мелких цветков, таушированным золотом или серебром. Обычные мотивы – ветки, розы, венки с лентами в овалах и др. Примером может служить ружье с надписями «Иван Пушкин» и «Аружейник», созданное во второй половине XVIII века. Замок декорирован цветами, стволы уже гладкие – влияние классицизма. Другой пример – рукоять охотничьего ножа, декорированная веткой роз в овале, расположенном на фоне декора из стальных шариков. Декор в виде цветка выполнен в технике таушировки золотом. Изделие датируется 1770-80-ми гг.


По-видимому, Екатерине II принадлежало двуствольное ружье с воронеными стволами и позолоченной казенной частью, сделанное на Тульском оружейном заводе во второй половине XVIII века – ее вензель (E II) вплетен в декор. Ружье, возможно, было выполнено в качестве подарка императрице по случаю приезда в Тулу, (она приезжала в город дважды: в 1775 и в 1782 гг.).

И.Лялин. Ружье. Тульский оружейный завод. Конец XVIII века.

 

На правой замочной доске ружья на темном вороненом фоне представлена Церера, богиня плодородия, льющая из кувшина воду в чашу, которую поддерживает мальчик. По сторонам – обелиски, военные атрибуты, цветы. На левой замочной скважине – аналогичная композиция, но с Фемидой, богиней правосудия, на троне, с весами, рядом с которыми на одном колене стоит амур. На прицельной планке изображены два крылатых гения, урна, одноглавый орел, а также расположена надпись «Lialin» – подпись мастера Тульского оружейного завода Ивана Лялина. На хвостовой планке – вензель Екатерины II. Ложа из слоновой кости декорирована орнаментом из цветочных гирлянд, листьев и завитков. Курки сделаны в виде птичьих голов. Это первое русское кремневое оружие, заряжающееся с казенной части металлическим патроном.

 

И.Лялин. Ружье. Тульский оружейный завод. Конец XVIII века.

В Москве также сохранилось оружейное производство, но сведений об этом, подтвержденных документально, пока не найдено. Единственное свидетельство – сохранившиеся предметы, например, крупнокалиберное ружье второй половины XVIII века, сделанное мастером Иваном Аристовым.

И. Аристов. Ружье. Вторая половина XVIII века.

 

Ружье кремневое, гладкоствольное, на казенной части ствола изображен олень под деревом, над которым расположены раковина, рокайльные завитки и листья аканфа с собачьими мордами по сторонам. На стволе золотом наведено «J. Aристов».

Замочная доска декорирована резным орнаментом из охотничьих атрибутов, курок – цветочной резьбой. На замочной доске награвировано «Аристов. Москва».

И. Аристов. Ружье. Вторая половина XVIII века.

Другой московский мастер XVIII века – Петр Пермяк. Сохранилось его двуствольное кремневое ружье. Стволы гладкие, у казенной части – граненые, на грани золотом насечен орнамент. На одном стволе написано «Петр Пермяк. Москва. 1765». На другом – «Князю А.I. Кольцову Мосальскому».

Курки и замочные доски декорированы гравировкой с изображением военных трофеев (знамен, пушек, барабанов). Ложе ореховое, с резным орнаментом. На шейке приклада врезана монограмма Мосальского под княжеской короной. Плоская и тонкая гравировка напоминает работу петербургской оружейной школы.

В начало раздела "Оружие">>>