Логотип

 

Живопись Поднебесной

Китайская живопись неординарна. Художественные приёмы в этой стране полны философских нюансов. Вклад в изобразительное искусство очевиден. Эти факты заставляют присмотреться к живописи китайских мастеров более пристально. 

У культуры древнего Китая есть свои истоки зарождения. И эта культура продолжает активно развиваться по сей день. Первые произведения искусства берут начало в период неолита (6-5 тысячелетия до нашей эры). Они представляют собой керамические сосуды с изображениями людей и рыб, обнаруженные при раскопках в Баньпо, неподалеку от Сианя. Красивые сосуды были популяризированы до эпохи Весны и Осени Чуньцю (16-3 вв. до нашей эры). Живопись на шёлке впервые появилась в эпоху Сражающихся царств. Самые ранние рисунки на шёлке были обнаружены погребениях времён царства Чу. Чаще всего на них изображены человеческие фигуры, драконы, птицы феникс и люди верхом на драконах. Когда стала править династия Цинь, мастера стали делать фрески. В основном они украшали дворцы и храмы. Небывалый расцвет храмовой живописи был в период династий Вэй, Цзиньи Северных и Южных династий 220 по 581 год. Произошло распространение буддизма. Были созданы многочисленные скульптуры и настенные изображения Будды в горных пещерах. 

Китайские картины очень отличается от западной. Сказываются разные художественные приёмы и языки. Европейцам сложно опознать эмоциональную насыщенность китайской живописи. Просто для китайцев характерны другие способы проявления чувств и другое отношение к этим чувствам. Кстати, картины западных художников производит на китайского зрителя впечатление неоправданных хаоса и агрессии. Живопись Поднебесной страны никогда не базировалась на математических расчётах. Там, где европейцы лепили объем при помощи светотени, китайцы стремились к линейной выразительности. Один китайский художник, впервые увидев западные портреты, предположил, что европейцы - частично чернокожие. Ведь они рисуют одну половину лица чёрной, а другую белой. 

Жанры китайской живописи довольно разнообразны. Существуют анималистические жанры, бытовые жанры, парадный портрет, миниатюра на веерах и пейзажная живопись. Названия и суть этих жанров обязательно шли в тандеме: `Цветы и птицы`, `Растения и насекомые`, `Люди и предметы`, `Горы и воды`. К примеру, в Китае не было традиционного натюрморта. А всё потому, что неподвижные предметы с точки зрения китайцев мертвы без динамики движения жизни и времени. Если рисовали камни или фрукты, то рядом с камнем всегда растение, а фрукты всегда на ветке. 

Особое место заняли пейзажи. Живописцы эпохи Сун, такие как Ли Сысюнь и Ли Чжаодао пользовались особой декоративной системой и писали пейзажи, наполненные ощущением радости. В этих работах пейзаж - место для прогулок и развлечений. Другой сунский художник ВанВэй первым стал писать исключительно чёрной тушью с размывом. Он стал родоначальником нового направления в пейзажной живописи. 

В Китае среди художников вошли в обиход очень любопытные приёмы. Идеальным считалось (и считается) сочетание традиционной манеры и собственных новаций. Среди них - `плавающий`, подвижный фокус вместо линейной перспективы, психологический масштаб (то, что кажется более значимым изображается больше, независимо от естественного масштаба). Технические средства, которые используют современные художники богаты: большое количество различных видов мазков, линий, размывов и прочих элементов. 

В наше время в Китае работают семь академий художеств: Центральная академия изобразительных искусств, Академия художеств имени Лу Синя, академии художеств в Чжэцзяне, Гуанчжоу, Сычуани, Ксиане, Тяньцзине. Кроме того, есть много отделений изобразительного искусства в художественных и педагогических училищах в провинциях, городах и в автономных районах. 

В большинстве академий художеств имеются факультеты традиционной китайской живописи, гравюры, живописи маслом, скульптуры. В этих академиях обучаются студенты, аспиранты, действуют краткосрочные уроки рисования для молодых людей, желающих заниматься искусством в свободное время. При этом в Китае много авторов, которые больше предпочитают творить в западных стилях. В основном это реализм или импрессионизм. Жанры официально одобрены и наиболее интересны самим китайцам. 

Искусствоведы говорят, что сейчас в Китае набирает популярность авангард. Первые авангардисты появились в Китае ещё в 1980-х годах. Но все эти годы это не приветствовалось со стороны властей, да и зрители не рвались покупать картины таких художников. А теперь современная живопись в Китае переживает своеобразную революцию. 

Многие современные художники успешно сочетают в своих работах традиционную китайскую и западную живописи. А есть и те, что открывают новые пути творчества. Арт-галереи страны регулярно организуют персональные или коллективные выставки. Китайской живописью постоянно интересуются зарубежные ценители искусства и коллекционеры

В начало раздела "Живопись и графика">>>