Логотип

 

ЖИВОПИСЕЦ СВЕТА

Испанию XIX века вряд ли можно назвать законодательницей в сфере живописи, как это говорят о Франции рубежа XIX – XX веков, Голландии XVII столетия и Италии эпохи Возрождения. Однако эта страна, зона сплава арабской и европейской традиций, стала родиной очень интересных художников исовершенно своеобразных произведений искусства.

 

Х. Соролья. Лодки в порту. Около 1910. Масло, дерево. 11,4 х 16,5. Эстимейт £20 000–30 000. Лот продан за £45 600. XIX Century Paintings including Spanish. Sotheby’s, Лондон. 16 ноября 2005

Что такое Испания для человека, который интересуется искусством? Конечно, Эль Греко и Мурильо, Рибера и Сурбаран, Веласкес и Гойя, Дали и Пикассо. Испанские живописцы заявляли о себе в XVI–XVII и в XX веках, а вот XVIII и XIX столетия не были для испанского искусства знаковыми. Единственный всемирно известный художник этого периода — Гойя, работавший во второй половине XVIII и первой трети XIX века. Тем не менее, работы малоизвестных испанских художников регулярно появляются на торгах ведущих аукционных домовSotheby’s и Christie’s, а эстимейты некоторых произведений достигают иногда миллионов долларов.

Один из таких «дорогих» художников — Хоакин Соролья-и-Бастида. Он жил в 1863–1923 годах, и хотя расцвет его творчества приходится на первые два десятилетия XX века, живопись Сорольи целиком принадлежит традиции века XIX.

Испания того периода была в прямом смысле слова раздираема противоречиями. Пять революций, реставрация монархии, войны с США за право владения колониями в Южной Америке, бесконечные политические перевороты — вот исторический фон развития испанского искусства этого периода. Добавим к этому сильное влияние, во-первых, творчества Гойи и романтизма в первой половине века, а во-вторых — культуры соседней Франции, особенно импрессионизма.

Кстати, именно к этому направлению в живописи чаще всего относят творчество Хоакина Сорольи. Однако не следует забывать, что импрессионизм в Испании воспринимался иначе, чем во Франции. Если французов интересовали в основном техника исполнения и визуальный эффект, производимый сочетанием мазков, то испанцы акцентировали свое внимание на игре светотени. «Живопись света» — так называли импрессионизм в Испании.

У французских импрессионистов испанские художники заимствовали практику пленэров. Когда юный Хоакин Соролья учился в Школе искусств в Валенсии, преподаватели вывозили учеников за город, чтобы рисовать на лоне природы. И хотя побережья Валенсии, море и лодки, дети на пляже появляются в творчестве художника несколько позже, очевидно, что эти сюжеты были усвоены именно тогда, во время обучения в Школе искусств.

Произведения Сорольи — это больше чем импрессионизм; это импрессионистская трактовка света и в то же время четкость мазка, натуралистичность в изображении человеческих фигур и одновременно недосказанности очертаний. Получив образование художника в Валенсии и восприняв лучшие традиции испанского искусства Средних веков и XVI века, Соролья получил работу в Риме.

В 1884 году Соролья уехал в Рим, а оттуда в Париж. Молодой художник был поражен натуралистичностью, с которой современные художники изобразил жизнь. Натурализм казался Соролье единственно верным способом живописания. Так, в 1887 году он написал в Риме полотно «Погребение Христа», где изобразил традиционных библейских персонажей чересчур «человечно». Выставленная в Мадриде, картина вызвала недоумение общественности и резкие нападки критиков за излишний натурализм. Однако скандал с «Погребением…» быстро утих, а Соролья больше не писал полотен на библейские сюжеты.

Еще одним источником влияния на творчество Хоакина Сорольи можно считать, как это ни удивительно, живопись русских художников. С произведениями Айвазовского, Маковского, Прянишникова, Крамского молодой живописец познакомился в 1889 году на Всемирной выставке в Париже. Особенно привлекательной ему показалась оригинальная трактовка света, характерная только для «северных художников». Соролья начинает экспериментировать со светотенью, стараяськаждый раз по-новому изобразить солнечные лучи, блики и отсветы.

С 1890-х годов Соролья развивал в своем творчестве две темы. Одна из них — это популярные тогда в Испании реалистичные картины на социальную тематику; в них Соролья изображал повседневную жизнь простых испанцев. Так, например, за работу «А еще говорят, что рыба дорога!» художник получил золотую медаль на Национальной выставке в Мадриде. Сейчас картину можно увидеть в музее Прадо. Другая картина этого периода, «Валенсианский танец в саду» (Baile Valenciano EnEl Huerto), была 5 октября 2005 го-да продана на Christie’s в Мадриде за 572 000 евро.

С другой стороны, Соролья все чаще искал вдохновение в образах родной Валенсии; на его полотнах снова и снова появлялись рыбаки, море, рыбачьи лодки.Именно эти картины принесли художнику международное признание.

Х. Соролья. Перед купанием. 1909. Холст, масло. 117,0 х 112,0. Эстимейт £3 000 000–4 000 000. Лот не продан. XIX Century Paintings including Spanish. Sotheby’s, Лондон. 16 ноября 2005

 

Написанная в 1895 году работа «Возвращение рыбаков» была удостоена премии на выставке в Париже и куплена французами для музея в Люксембурге. Годом позже Соролья участвовал в международной выставке в Берлине и получил золотую медаль за картину «Валенсианские рыбаки», купленную Берлинской национальной галереей. Кульминацией интернационального успеха художника стал Гран-при на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Эту награду Соролья разделил с англичанином Л. Алма-Тадемой, американцем Дж. Сарджентом, австрийцем Г. Климтом и шведом А. Цорном.

Первое десятилетие нового века — расцвет живописи Хоакина Сорольи. В Париже, Берлине, Дюссельдорфе, Кельне, Лондоне, Нью-Йорке, Бостоне проходили его персональные выставки. Ему, теперь уже всемирно знаменитому художнику, часто заказывали портреты, которые приносили немалые деньги. Моделями художника становились писатели, политики, актеры, художники. Эта галерея лиц может служить иллюстрацией культурной жизни Европы начала XX века. Большинство портретов до сих пор находятся у потомков тех, кто на них изображен, хотя иногда портреты кисти Сорольи появляются и на торгах. Например, в 1989 году на аукционе Sotheby’s в Лондоне был выставлен портрет французского актера Эрнеста Коклена-младшего (Ernest Coquelin Cadet), оцененный в 150 000–200 000 английских фунтов.

Но главным в творчестве художника по-прежнему оставалась игра света и тени. Соролья путешествовал по Испании в поисках все новых впечатлений от родной страны, полной ярких и насыщенных красок. Особенно его впечатляла Севилья: он дважды приезжал сюда, чтобы запечатлеть причудливые дворики, лестницы, освещенные жарким солнцем и увитые летними цветами. Не забывал художник и о Валенсии: к рыбакам и лодкам добавляются купающиеся дети и залитые солнцем пляжи. Но не только работа занимала художника: Соролья растил троих детей и строил для своей семьи дом в Мадриде.

Несомненно, эти годы были самыми плодотворными в творчестве Хоакина Сорольи, а работы этих лет — самыми талантливыми. На аукционах произведения этого периода продаются за баснословные деньги. Например, картина «Три паруса» (Las Tres Velas, 1903) была в 2004 году выставлена на Sotheby’s с эстимейтом 1 500 000–2 000 000 английских фунтов, а продана за 2 133 600 фунтов, что составляет примерно 3 061 678 евро. Однако для произведений малоизвестного испанца Сорольи это вовсе не предел: годом раньше там же была выставлена работа «Час купания» (La Hora Del Baño), эстимейт которой составлял 3 000 000–4 000 000 английских фунтов, а конечная цена — 3 701 600 фунтов (примерно 5 311 731 евро).

В 1911 году Соролья подписал контракт с Арчером Хантингтоном, основателем Испанского общества Америки — самый, пожалуй, важный контракт в своей жизни. И вновь художник отправился в путешествие по Испании, теперь уже в поисках сюжетов для серии декоративных панно, которые должны были представить разные регионы страны в холле библиотеки Испанского общества Нью-Йорка. Эта работа — «Видение Испании» — явилась апофеозом творчества Сорольи. Наконец-то художнику представилась возможность изобразить свою страну, такую разнообразную, неповторимую и горячо им любимую, в одном гигантском произведении.

К сожалению, Хоакину Соролье не суждено было присутствовать на открытии библиотеки: художник скончался от приступа паралича в 1923 году, за три года до того, как был открыт зал, украшенный его «Видением Испании».

В 1925 году по инициативе вдовы художника в его доме в Мадриде был создан музей Хоакина Соролья-и-Бастиды. Сегодня музей обладает самой большой в мире коллекцией произведений художника. Также живописные работы Сорольи можно увидеть в музее Прадо, Люксембургском музее и Берлинской национальной галерее. 

В начало раздела "Живопись и графика">>>