Логотип

 

Художественный музей в Ташкенте и коллекция русского искусства

Центральный художественный музей Ташкента находится в здании бывшего дворца великого князя Н.К. Романова. Коллекция музея выросла из частного собрания великого князя, куда входило около ста произведений живописи, графики русских и европейских мастеров, скульптура, художественная мебель, фарфор. 
Дворец вместе с коллекцией был национализирован в начале 1918 года в соответствии с постановлениями 1917-1918 гг. "О национализации музеев и частных собраний", "Об охране памятников искусства и старины". Музей народного университета – так первоначально назывался Ташкентский Центральный художественный музей – был открыт в апреле 1918 года.

В.И. Суриков, 'Стрельчиха', 1879 г., этюд к картине 'Утро стрелецкой казни'.

 

В 20-е гг. Ташкент становится центром политической и культурной жизни Советской Средней Азии (с 1924 года Ташкент – столица Узбекской ССР) – там открываются драматический и оперный театры, художественная школа и др.

В течение первых десяти лет существования небольшая коллекция ташкентского художественного музея, состоящая в основном из портретов и исторических картин, пополняется произведениями искусства из различных источников, в основном – из Московских и Ленинградских государственных музейных фондов, которые передавали в Ташкент безвозмездно картины, скульптуры, гравюры, художественную бронзу, фарфор.

Произведения также поступали из Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, Государственной Третьяковской галерее в Москве, Ленинградского Государственного университета и др. организаций.

За четыре года – с 1920 по 1924 годы Ташкентский музей получил около 116-ти произведений русского искусства XVIII – начала XX века, т.е. больше, чем было ко времени основания музея в 1918 году. Среди них портреты кисти В.Л. Боровиковского,К.П. Брюллова, В.А. Тропинина. Вскоре в музее сформировалась хорошая коллекция русской живописи.

В 1929 году музей располагал уже таким объемом материала, что оказалось возможным открыть выставку русского искусства. В 30-е гг. музей приобрел произведения Д.Г. Левицкого, Ф.С. Рокотова, И.Н. Крамского, Б.М. Кустодиева, И.Е. Репина, И.И. Левитана. Из Феодосийской картинной галереи поступили две картины ,И.К. Айвазовского, а из Рязанского областного музея – 34 иконы. В 1940-е годы поступают работы Л.Ф. Лагорио, А.П. Боголюбова и др.; в это время также приобретается советская живопись. Третьяковская галерея передает Ташкентскому музею иконы, картины П. Сорокина и И.И. Левитана, Русский музей – пейзажи М.Н. Воробьева,Кокандский и Самарский музеи Узбекской ССР – картины В.В. Верещагина, Н.А. Ярошенко, рисунки В.Е. Маковского. Значительное количество работ музей приобретает из частных собраний – картины Б.М. Кустодиева, Л.И. Соломаткина и др.

И.Н. Крамской, 'Портрет Е.Н. Корниловой', вариант одноименного портрета из Русского музея, 1879.

 

В настоящее время в коллекцию музея входят произведения русских и западноевропейских живописцев и скульпторов, русский и западноевропейский фарфор, художественная мебель и бронза, гравюры, литографии, предметы декоративно-прикладного искусства.

На сегодняшний день Центральный Художественный музей в Ташкенте – превосходное собрание русской живописи. Русское портретное искусство XVIII века представлено работами А.П. Антропова, Д.Г. Левицкого, Ф.С. Рокотова, В.Л. Боровиковского, картинами иностранных художников, работавших в России (например, портреты Петра I и Екатерины кисти французского художника Натье, потрет Елизаветы Петровны кисти немецкого мастера Гроота).

В собрании также много портретов и городских пейзажей художников конца XVIII – начала XIX века, например, произведения К.П. Брюллова, а также пейзажей второй половины XIX века – И.И. Шишкина, А.К. Саврасова, И.И. Левитана, Ф.А. Васильева. Представлены работы идеолога Товарищества передвижных художественных выставок И.Н. Крамского, работы И.Е. Репина и В.Г. Перова, собственноручное повторение картины «Петр I допрашивает царевича Алексея» кисти Н.Н. Ге, картина Г.Г. Мясоедова «Дедушка русского флота» – одна из 47 работ, участвовавших в первой передвижной выставке осенью 1871 года.

В.А. Тропинин, 'Портрет А.А. Оболенской', 1845.

 

В собрании много произведений В.В. Верещагина, который был в Средней Азии два раза: в 1867-68 гг. и в 1869 г.; его интерес к своеобразию края проявился во множестве этюдов, пейзажей, бытовых и батальных сцен. В музее также находится этюд к знаменитому «Утру стрелецкой казни» В.И. Сурикова, названный им «Стрельчиха» (1879).

В собрании Ташкента хорошо представлен период русского искусства рубежа XIX-XX веков – импрессионистов, кубистов, футуристов, членов «Мира искусства» и «Голубой розы». Это произведения К.А. Коровина, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинского, Н.К. Рериха, А.Я. Головина, М.В. Нестерова, Б.М. Кустодиева, Р.Р. Фалька, А.В. Лентулова и др.

В Ташкентском художественном музее также представлены мраморные и бронзовые скульптурные работы, картины, приписываемые А. Ван Дейку, П. Рубенсу, Я.Брейлю, П. Веронезе, Ф. Буше, подписные произведения Каналетто и Хонхорста, скульптуры Кановы. В коллекцию входит мебель украшенная итальянскими мозаиками XVIII века, шкафы голландской работы с рельефами XVII века изображающими притчу о блудном сыне, шкафы с ренессансными рельефами, ансамбли мебели, инкрустированной слоновой костью и деревом, китайский и японский, а также западноевропейский фарфор и др.


Некоторые картины русских художников в собрании Ташкентского художественного музея

Д.Г. Левицкий, «Портрет А.Е. Воронцовой», (1783). 
Ф.С. Рокотов, «Портрет Н.П. Румянцева». 
В.Л. Боровиковский, «Портрет Е.А. Волконской». 
Ф.М. Матвеев, «Берег Средиземного моря». 
О.А. Кипренский, «Портрет мальчика», (1819). 
К.П. Брюллов, «Мужская голова», этюд. 
А.Г. Венецианов, «Портрет чиновника». 
В.А. Тропинин, «Портрет А.А. Оболенской», (1845). 
В.В. Верещагин, «Опиумоеды», (1867). 
Ф.А. Васильев, «Мальчики в сосновом бору», (1870). 
В.Г. Перов, «Дедушка и внучек», (1871). 
Г.Г. Мясоедов, «Дедушка русского флота», (1871). 
И.Н. Крамской, «Портрет Е.Н. Корниловой», вариант одноименного портрета из Русского музея, (1879). 
А.П. Боголюбов, «Вид Везувия с моря». 
И.И. Шишкин, «Лесной пейзаж», (1872), «Лесная мельница», (1897). 
А.И. Куинджи, «Закат». 
В.Д. Поленов, «Остров Элефантина», (1881). 
Н.А. Ярошенко, «Выгнали», (1883). 
В.И. Суриков, «Стрельчиха», (1879), этюд к картине «Утро стрелецкой казни» (Третьяковская галерея, 1881). 
Н.Н. Ге, «Портрет М.В. Теплова», (1885). 
И.Е. Репин, «Портрет Н.И. Репиной», (1895). 
А.К. Саврасов, «Село Михайловское», (1896). 
И.И. Левитан, «Солнечный день», (1880), «Портрет Е.П. Колосовой», «Пейзаж с избушкой» (1899) – этюд к картине «Летний вечер» (1899, Третьяковская галерея). 
М.М. Врубель, «Венеция». 
В.А. Серов. «Женский портрет». 
М.В. Добужинский, «Белая ночь», (1905). 
К.А. Коровин, «В Фергане», этюд (1898); «Осень»; «Розы» (1916), «Набережная в Марселе». 
М.С. Сарьян, «Ослики. Константинопольские лошадки с зеленью» (1910). 
И.И. Машков, «Фрукты и цветы». 
Н.К. Рерих, «Кавказ», «Синие горы». 
А.Н. Бенуа, «Версальский парк». 
А.Я. Головин, «Финская девушка». 
М.В. Нестеров, «Пейзаж с церковкой». 
Р.Р. Фальк, «Пейзаж» (1915). 
П.П. Кончаловский, «Натюрморт», (1916). 
Б.М. Кустодиев, «Сундучник» (1917), «Портрет Л.Д. Гатцук-Оршанской» (1926). 
А.В. Лентулов, «Мост с поездом».

В начало раздела "Живопись и графика">>>