Логотип

 

Истинный Восток - в искусстве ориентализма

Восхищение Востоком в Европе началось еще в XVII в. Но изображался он в анекдотической форме – в эскизах Калло или портретах, в восточных костюмах Рембрандта, в литературе – в трагедии Расина” Баязид”, в турецких постановках Мольера.

В XVII в., рождается мода на перевод “ Тысяча и одной ночи”, “Заиры” Вольтера и т.д. Живопись разделяла это увлечение, изображая гостиные султанов и муфтиев.

Подобный взгляд сохранился и в XIX веке. Первый настоящий контакт с Востоком произошел в 1798 во время египетской компании Наполеона. Виван Депон,сопровождавший Бонапарта, привез от туда многочисленные наброски развалин времен фараонов и эскизы египетских костюмов. Гро счел их ценными историческими документами, когда работал над живописным воплощением драматических эпизодов экспедиции (“ Чумные в Яффе”, 1804). Подобные сцены изображали , но только в более сдержанной манере и Герен, и Жироде, и Жироко.

Война за независимость в Греции открыла романтическому поколению новые типажи и новые пейзажи. Родоначальниками настоящего ориентализма стали Декан иМарила – искреннего, пережитого и правдивого изображения знойных пейзажей и ярких красок Востока.

Э.Делакруа, Алжирские женщины, 1834.

 

Делакруа тоже осваивает Мадрид. Художник открывает для себя иератичный мир гаремов. Завоевание Алжира привлекает туда Доза,Раффе и Ораса Верне и облегчает последующее освоение художниками Магриба. Но главной трудность художников было найти модели для своих картин – позировать соглашались только евреи. Основным источником вдохновения оставалась улица, ее живописность, красочность прославили Теофиль Готье и Гонкуры. Фромантен с любовью изображает уличную суматоху и с любовью изображает ее в изысканной гамме серых и охристых тонов. Шассерио был более очарован томной грациозностью константинопольских женщин, а АнриРеньо вдохновлялся романтизмом солнечного знойного света.

Жером так же несколько раз путешествовал на Средний Восток и привез оттуда большой собрание документов, вдохновивших его на создание произведений в духе педантичного реализма. В это время ориентализм замкнулся на привлекательных, но преимущественно банальных сценах.

Ориентализму было посвящено несколько специальных выставок, в частности “ L’Orient en question” (Марсель, музей Кантини, 1975) и “ Ориенталисты – от Делакруа до Матисса” ( Лондон, Кор.Академия; Вашингтон, Нац. Гал., 1984).

В начало раздела "Живопись и графика">>>