Логотип

 

Портрет неизвестного митрополита

Портрет митрополита Платона (ранее — портрет неизвестного митрополита). Неизвестный художник. Нач. XIX. Холст, масло. 90,0 Ч 72,0. Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева

 

Юрий Бахрушин, сын известного коллекционера Алексея Бахрушина, создателя первого в России музея театрального искусства в Москве, в своих воспоминаниях рассказал, как он вместе с московским антикваром Владимиром Васильевичем Постниковым ездил в глубинку южнее Москвы в поисках старинных вещей.

В конце XIX века в заброшенных и неухоженных усадьбах доживали свой век последние помещики, помнившие еще крепостное право. В покосившемся доме отставной майор показал антиквару две большие вазы Императорского фарфорового завода и старинной работы гравированный портрет митрополита Платона. Указывая на изображение, хозяин безапелляционно, вопреки хронологии, заявил: «Это Платон — учитель Петра Великого». Однако слушателям было известно, что Платон жил в конце XVIII века, следо-вательно, учителем Петра быть никак не мог.

Выдающийся деятель церковного просвещения, богослов и церковный писатель, митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин) прославился своими проповедями и был необычайно популярен среди паствы. Его гравированные портреты работы И.С. Клаубера, И.В. Ческого, С.Ф. Иванова, Н.И. Соколова и других мастеров украшали интерьеры дворянских усадеб и квартиры городского люда. Реже встречались живописные портреты митрополита Платона.

В нашем журнале («Антик.Инфо», 2005, № 28) была опубликована рецензия на прекрасно изданный научный каталог русской живописи XVIII–начала XX века собрания Саратовского государственного художественного музея им. А.Н. Радищева.

Портрет митрополита Платона. 
И. Ческий по рисунку Е. Эстеррейха. 
Бумага, гравюра. 15,0 Ч 11,8. Частное собрание

 

Достоинством каталога является подробное научное описание и воспроизведение всех произведений искусства, находящихся в экспозиции и хранящихся в фондах музея. На странице 356 воспроизведен «Портрет неизвестного митрополита» работы неизвестного художника начала XIX века. Происхождение портрета, поступившего в музей в 1922 году из Государственного музейного фонда, не проясняет историю его бытования и не помогает идентифицировать модель. В научном комментарии к «Портрету митрополита» сообщается: «Долгое время считался портретом епископа Пензенского и Саратовского Амвросия». Заведующий отделом музеефикации филиала Радищевского музея И.В. Сорокин в неопубликованной статье «Материалы к “портретной галерее” саратовского духовенства» предположил, что на портрете изображен митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Амвросий Подобедов (1742–1810).

Митрополит на полотне из собрания Саратовского музея изображен в рясе и белом клобуке, держащим в правой руке жезл. На груди — осыпанная бриллиантами панагия. На шейной голубой ленте — косой крест высшего ордена Российской империи Святого Андрея Первозванного и серебряная звезда ордена на левой стороне груди. На шейной красной ленте — крест ордена Святого Александра Невского (при наличии у награжденного ордена Святого Андрея Первозванного звезду ордена Святого Александра Невского снимали, а крест носили на шейной орденской ленте). На правой стороне груди — звезда ордена Святой Анны.

При атрибуции кандидатура епископа Пензенского и Саратовского Амворосия, очевидно, была отвергнута потому, что он жил в первой половине XIX века, а портрет выполнен в начале века. Есть и более серьезные основания для сомнений: портрет не может быть изображением митрополита Амвросия Подобедовавследствие внешнего несходства и несоответствия в наградах. Изучение иконографии российских иерархов XVIII–начала XIX века позволяет утверждать, что на саратовском портрете запечатлен знаменитый проповедник и духовный писатель, митрополит Московский и Коломенский Платон (в миру — Левшин, 1737–1812).

И.К. Макаров. Портрет епископа Амвросия. 1844. Холст, масло. 59,0 Ч 78,0. Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева

 

Будущий митрополит родился в сельце Чередниково в 40 верстах от Москвы в семье священника Георгия Данилова. При поступлении в московскую Славяно-греко-латинскую академию, по обычаю того времени, вместо родительской фамилии принял фамилию Левшин. Благодаря природным способностям быстро прошел весь курс обучения и в 20 лет был оставлен в академии преподавателем греческого языка. В академической церкви началась и его проповедническая деятельность. В 1758 году в Троице-Сергиевой лавре был рукоположен в священнический сан, в 1761 году стал ректором и профессором богословия в Троицкой семинарии. В мае 1763 года Платон в Троице-Сергиевой лавре торжественно принимал Екатерину II. Приветственное слово произвело сильное впечатление на молодую императрицу. Она избрала его законоучителем своего сына — великого князя Павла Петровича. В конце 1763 года Платон отправился в Петербург и здесь прославился своим ораторским талантом.

29 августа 1772 года в честь Чесменской победы по желанию Екатерины II в соборе Святых Петра и Павла была отслужена заупокойная литургия и панихида у гробницы основателя Российского флота Петра Великого. Императрица собственноручно возложила к гробнице флаг турецкого адмирала. После этого Платон произнес речь о заслугах Петра I перед Отечеством. Неожиданно для императрицы и ее свиты он сошел с кафедры и, касаясь рукой гробницы Петра I, громко воскликнул: «Восстань теперь, великий монарх, взгляни на плоды твоих трудов. Слушай, мы говорим стобою, как с живым».

Портрет митрополита Платона. Неизвестный художник. Нач. 1840-х. Холст, масло. 87,0 Ч 71,0. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева

 

Современники вспоминали, что при этих словах великий князь испугался, что «прадедушка встанет», а известный острослов, украинец граф Кирилл Разумовский заметил: «Чего вин его кличе? Як встанет, то всем нам достанется».

Императрица повелела речь Платона перевести на французский язык и отправила Вольтеру. Речь заслужила похвалу философа. В 1787 году иерарх был возведен в сан митрополита, оставаясь при этом архимандритом Троице-Сергиевой лавры. Митрополиту Платону принадлежит более 500 «слов» и поучений. Император Павел I также благоволил к своему бывшему учителю богословия. Но вскоре наступило охлаждение. Павел первым из российских монархов решил награждать духовных особ орденами, против чего категорически возражал митрополит Платон. Не помогла и поездка Платона в 1797 году в Петербург на свидание с императором. Более того, Павел Петрович, вопреки позиции митрополита, наградил его орденом Святого Андрея Первозванного. В царствование Александра I Платон много болел и доживал свой век в основанном им Вифаниевском монастыре близ Троице-Сергиевой лавры. Последней монаршей милостью к митрополиту было награждение его орденом Святого Владимира I степени.

При вторжении Наполеона в Россию Платон был тяжело болен, но несмотря на это приехал в Москву, чтобы быть «со своей паствой». Он не хотел покидать столицу накануне захвата ее французами. Однако его эвакуировали в безопасное место. Получив известие об оставлении Москвы французскими войсками, Платон сказал: «Слава Богу, Москва свободна, и я теперь умру спокойно». Скончался выдающийся богослов, знаменитый проповедник и талантливый церковный администратор, митрополит Московский и Коломенский Платон 11 ноября 1812 года «в третьем часу пополудни» в Вифаниевской обители, где и был погребен в соответствии с завещанием.

В начало раздела "Живопись и графика">>>